Справка пп огпу по московской области
«о перегибах при коллективизации» в Рязанском округе
(Шацкий, Ижевский и Александро-Невский районы)
Не ранее 3 марта 1930 г.
После известных событий в Петелинском районе1* вместо выпрямления допущенных в ряде районов грубейших административных перегибов при коллективизации и закрепления вновь организованных колхозов путем широкой агитационно-разъяснительной работы председатель окрис-полкома т. Штродах отдал по районам распоряжение о «создании боевых штабов, отрядов и применении чрезвычайных мер, вплоть до расстрела кулаков на глазах толпы». (Эта директива в н[астоящее] вр[емя] окркоми-тетом партии отменена.)
В развитии данной установки рядом районных организаций были разработаны соответствующие мероприятия. Так, бюро Шацкого района ВКП(б) на внеочередном секретном заседании от 1 марта с.г. по информации секретаря райкома т. Митяева вынесло постановление: 1) создать боевую тройку в составе тт. Митяева, Выборнова и Тилинина; 2) поручить т. Тилинину собрать все свободное оружие, имеющееся в учреждениях; 3) тт. Митяеву и Тилинину срочно проработать вопрос об организации особого отряда из коммунистов; 4) фракции РИКа в срочном порядке учесть и подготовить число лошадей для возможной операции; 5) предложить тт. Выборнову и Тилинину отобрать оружие и патроны с пункта вневойскового обучения; 6) в нужных случаях на основе.личного распоряжения председателя] окрисполкома т. Штродах применять репрессивные
меры, вплоть до расстрела кулацкой части, участвующих в выступлениях. (Выписку смотрите в приложении.)2*
К созданию «ударной группы», которая в случае повторения Петелин-ского случая могла «принять срочные репрессивные меры, применяя в ход оружие с таким расчетом, чтобы оставить несколько убитых и раненых, тем самым предупредить дальнейшее распространение» (из письма т. Штродах на имя председателя Шиловского, Спасского и Ижевского райисполкомов), — приступлено было и Ижевским райкомом ВКП(б).
Председатель Александро-Невского РИКа письмом на имя уполномоченных по коллективизации, исходя из того, что «несмотря на взятую установку вовлечь 100% населения в колхозы к 15 февраля 1930 г., эта установка не выполнена», — предлагает: «Сейчас же предъявить ультиматум не перешедшим в колхозы селам и отдельным крестьянам, сельсоветам предъявить требование РИКа — лишить земельного надела всех не вступивших в колхозы и перечислить их из пределов округа. От общества потребителей потребовать лишения всех не вступивших в колхозы снабжения всеми дефицитными товарами». (Копию письма см. в приложе-нии.)2*
В Шацком районе по плану коллективизации было приступлено к организации пяти крупных коммун. В связи с ограниченностью срока, данного для проведения сплошной коллективизации района, уполномоченный и бригады с санкции райкома ВКП(б) «коллективизировали» методами грубого администрирования, не ведя среди кр[естья]н массовой работы. Эти перегибы при наличии активной а[нти]колхозной деятельности кулацко-антисоветских элементов, создали среди крестьян резкие анти-колхозные настроения, вылившиеся в групповые выходы из колхозов и в отдельных случаях в массовые антиколхозные выступления. Для иллюстрации «методов» коллективизации в районе приводим события, имевшие место в сел. Рай-Полье.
28 февраля с.г. на общем собрании крестьян обсуждался вопрос об организации детских ясель. Крестьянам, выступившим с заявлением, что «ясли можно строить летом», докладчик Синев (член ВКП(б)) заявил: «Кому не нужны ясли, тот с собрания может уходить». Большинство крестьян, будучи возмущены таким «ответом», с собрания ушли, и тем самым последнее было сорвано. Крестьянам-середнякам Пегову и Митря-шину, выступавшим на собрании с указанным заявлением, был инкриминирован «срыв собрания». 1 марта с.г. милиционер и председатель пытались арестовать Пегова и Митряшина, чему воспрепятствовала собравшаяся толпа.
3 марта с.г. члены бригады Путейников, Якимов, председатель] коммуны Синев и милиционер Лаврешин арестовали Пегова (Митряшин скрылся). К сельсовету собралась толпа до 200 чел., по требованию которой арестованный был освобожден. Из толпы слышались выкрики: «Бей коммунистов, долой коммуну!» и т.д. Толпа заняла помещение сельсовета, выгнав оттуда бригадников, и на открытом собрании был поставлен вопрос о выходе из коммуны, причем здесь же производилась запись «нежелающих быть в коммуне». Толпой избит колхозник Керкин, заявивший: «Вы как хотите, а я в коммуну пойду». По заданию «боевого штаба» (организованного 1 марта с.г.) из райцентра в Рай-Полье был выслан отряд милиции (15 чел.). По дороге в с. Тюрино отряд был встречен толпой женщин, которые на предложение разойтись кричали: «Стреляйте, а в коммуну не пойдем!» В Рай-Полье отряд привлек внимание всего населения. Со-
бравшаяся толпа кричала: «Зачем вы сюда приехали, уходите! Бей их, бери колья!..» и т.п. Толпу удалось успокоить и около сельсовета было открыто общее собрание кр[естья]н. Центральным вопросом на собрании стал вопрос о коммуне. Среди собравшихся были выкрики: «Нас в коммуну записали насильно!..» и т.д.
«Вовлечение» крестьян в коммуну сопровождалось исключительным головотяпством. Кр[естья]нин, не желающий идти в коммуну, должен был в течение 24 часов подать об этом заявление. Все, не подавшие такого заявления, считались членами коммуны. Середнячек Кутейникову и Степину за отказ вступить в коммуну бригада арестовала и направила в г. Шацк в «штаб по коллективизации», откуда они были переданы в милицию. Бригадир Синев за отказ вступить в коммуну назвал бандитом середняка Янина, угрожая ему при этом револьвером. У середнячки Пего-вой была отобрана верхняя одежда «за отказ уплатить штраф». У середняков, отказывающихся от вступления в коммуну, отбирался хлеб, с/х инвентарь, скот. На середняков и бедняков налагали штрафы от 10 до 15 руб. Наряду с этим необходимо отметить, что в с. Рай-Полье в течение двух лет существует коммуна «Победа», насчитывающая 40 членов. Коммуна с начала ее организации среди кр[естья]н не ведет никакой работы. Хозяйство коммуны ведется бесхозяйственно. Члены коммуны продают семзерно. Все, что отбиралось у кр[естья]н за неуплату штрафов, скупалось коммуной. Члены коммуны создали с кр[естья]нами крайне неприятельские отношения. Так, осенью прош[лого] года «коммунары» запороли корову бедняка Картунова, зашедшую на пашню коммуны. (Корова пала.) Скот кр[естья]н, заходивший на землю коммуны, загонялся и выдавался обратно лишь при уплате штрафа.
Зам. ПП ОГПУ МО Апетер П[омощник] нач. ИНФО Калачников
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 40. Л. 63—65. Подлинник.
!* См. док. № 72. 2* Не публикуется.
№ 74—76