Статья 81. Особенности организации местного самоуправления в наукоградах
Наукограды согласно статье 81 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются городскими округами. Особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». В соответствии с указанным Законом такие особенности связаны с тем, что:
— статус наукограда присваивается муниципальному образованию на определенный срок и может быть досрочно прекращен Правительством Российской Федерации по основаниям, определяемым в федеральном законодательстве;
— Правительство утверждает приоритетные для данного муниципального образования направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации;
— наукограды могут претендовать на государственную поддержку, выражающуюся в финансировании из федерального бюджета в виде субвенций их дополнительных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Такие субвенции и расходы, осуществляемые за их счет, не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
— государство в порядке, установленном законодательством, вправе осуществлять контроль за выполнением организациями научно-производственного комплекса наукограда возложенных на них функций, использованием ими средств, выделенных на научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники;
— установление и изменение границы наукограда осуществляется в порядке, специально определяемом законом соответствующего субъекта Российской Федерации;
— высвобождаемые в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизации или ликвидации организаций научно-производственного комплекса наукограда, по истечении срока действия или досрочного прекращении такого статуса, работники организаций научно-производственного комплекса наукограда вправе рассчитывать на обеспечение социальной защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно иметь на своей территории градообразующий научно-производственный комплекс, отвечающий определенным в Законе критериям по численности работающих в организациях этого комплекса жителей данного муниципального образования и объему научно-технической продукции, соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации.
В научно-производственный комплекс наукограда входят зарегистрированные на территории данного муниципального образования в качестве юридических лиц и осуществляющие предусмотренную в данном Законе деятельность: научные организации, учреждения высшего профессионального образования и иные организации независимо от организационно-правовых форм при условии, что доля производства наукоемкой продукции, соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации в течение предшествующих трех лет, составляет не менее 50% их общего объема производства.
Статья 82. Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях
Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации, организации (независимо от форм собственности) и их объединения, общественные объединения и их должностные лица:
1. предоставляют в соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки для нужд защиты Государственной границы;
2. оказывают помощь пограничным органам, Вооруженным Силам Российской Федерации, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;
3. создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.
Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.
Уполномоченные органы местного самоуправления на земельных участках, предоставленных для нужд защиты Государственной границы, осуществляют муниципальный земельный контроль.