Тенденции развития культуры Европы и России XIX в

XIX век в истории европейской культуры прославился не только выдающимися достижениями в области науки и техники, но и частыми радикальными переменами в сфере художественной культуры. Одно художественно-стилевое направление сменяло другое, отражая стремительно изменяющееся настроение времени, активный поиск путей духовного состояния общества через формы философии и художественной культуры. Характерной чертой искусства XIX в. является отсутствие какой-либо единой эстетической доминанты. Развитие искусства характеризуется асинхронностью, разнообразием стилей, борьбой противоположных направлений.

На смену рационализму Просвещения пришла эмоциональность, экзальтированность и иррациональность романтизма - идейно-художественного направления в европейской культуре начала XIX в., связанного с абсолютизацией чувственного начала и интересом к неординарным проявлениям человеческого характера, жизни и природы. Главные темы романтического искусства и литературы - это величественные неспокойные пейзажи, (гроза, бушующее море, ветер), далёкие эпохи, жизнь героических личностей, мистицизм, смерть. Для романтиков проблема личности – центральна. Познание мира - это, прежде всего, самопознание. Родиной романтизма принято считать Германию (произведения Ф. Шиллера, Г., Э.Т.А. Гофмана, сказки братьев Гримм). Главой романтического движения в живописи стал Эжен Делакруа. Помимо упомянутых выше, искусство романтизма может гордиться произведениями В. Гюго, Жорж Санд, А. Дюма-отца и др. В России это сказки и поэмы А.С. Пушкина, ранние произведения Н.В. Гоголя, произведения Ю.М. Лермонтова и др.

В архитектуре XIX в. романтизм не создал собственной школы, однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Архитектура России, как и в странах Западной Европы, переживала трудные времена. Начиная с конца 30-х годов XIX в. классицизм постепенно себя изживал. Начинался период эклектики в архитектуре, использование выразительных средств, присущих разным художественным стилям путем соединения их в единое целое, длившийся до конца XIX в.

Во второй половине XIX в. на смену романтизму пришли и другие направления: реализм, натурализм, символизм.

Реализм - идейно-художественное направление в культуре XIX в., связанное со стремлением осмыслить действительность во всей её полноте и разнообразии, отобрав при этом наиболее существенные и типические моменты. Для реализма свойственно тщательное изображение повседневной жизни и разносторонний объективный показ характера человека. В живописи начало реализма связывают с произведениями Гюстава Курбе («Прачки», «Купальщицы»). Он первым применил понятие «реализм» к своему творческому методу. Представителем реализма в живописи можно считать русского художника П. Федотова («Завтрак аристократа», «Сватовство майора» и др.).

Реализм стал мощной основой русской художественной культуры второй половины XIX в. Этот период по праву называют «золотым веком» русской культуры. Появилось множество художников-реалистов: В. Перов («Тройка», «Проводы покойника» и др.), А. Саврасов («Грачи прилетели), И. Репин («Бурлаки на Волге», «Не ждали»), В. Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова») и др.

Реализм тщательно воспроизводил обстоятельства жизни своих героев. Наиболее полное выражение он нашел в жанре социального романа. Писатели-реалисты, в отличие от романтиков, признавали ценность «низкой» действительности, стремились изучить ее и всесторонне изобразить в образах и обстоятельствах. Реализм в европейской литературе представлен произведениями Ч. Диккенса, О. Бальзака, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу и др. Ярко и разнообразно реалистическая традиция представлена в русской литературе. Образцами реализма являются произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и др.

Важным направлением в европейской художественной культуре последней трети XIX в. был также натурализм - идейно-художественное направление, характери­зующееся повышенным вниманием к среде обитания людей и базирую­ще­еся на предопределенности человеческих пороков влиянием среды. Натурализм исходил из положения, что судьбы людей предопределены наследственностью, средой и общественными отношениями вне зависимости от их воли. Наиболее ярким представителем натурализма стал Эмиль Золя. Влияние натурализма испытали многие крупные драматурги-реалисты: М. Горький, Л. Толстой и т.д.

Художественно-изобразительной системой, которая не копировала, а воспроизводила действительность в соответствии с определенным спонтанно возникшим впечатлением стал импрессионизм. Импрессио­низм - направление в искусстве, сформировавшееся во Франции в конце 60-х - начале 70 гг. и стремящееся запечатлеть мир во всей его подвижности и изменчивости, отразить мгновенное впечатление. Название произошло от картины Клода Моне «Впечатление» (impressio) и объединяло группу художников Э. Мане, Э. Дега, К. Моне, К. Писсарро и др. Правдивость искусства импрессионисты видели не в тождестве с реальностью, а в том, что живопись должна воссоздавать момент, когда человек смотрит на мир непредвзятым взглядом, словно впервые, как ребенок. Импрессионистический метод можно увидеть в творчестве прекрасных русских художников В. Серова, К. Коровина, М. Врубеля. Импрессионизм в скульптуре получил воплощение в творчестве О. Родена («Адам», «Ева» и др.).

Постимпрессионизм - общее название течений в живописи конца XIX - начала XX вв., возникших как реакция на импрессионизмс его интересом к случайному и мимолётному, объединяющее художников, не связанных единством метода и программы. Постимпрессионизм интересен особым вниманием к форме, к декоративной стилизации, символикой цвета, новыми приёмами построения пространства и объёма (П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген).

Ещё одним значительным идейно-художественным направлением в европейском искусстве рубежа XIX-XX вв. стал символизм, для которого характерно использование в качестве выразительных средств разнообразных символов: образы-символы, идеи-символы и т.д. Художники-символисты противостояли реализму и импрессионизму и стремились выразить настроение и идеи через символику цвета и формы. Сюжеты их произведений были, как правило, мифологическими, мистическими или фантастическими. Возникнув во Франции, символизм быстро распространился по Европе. В 80-90-е годы символизм появляется и в Англии, где его самым значительным представителем был О. Уайльд. Очень интересно и разнообразно проявляются символистические традиции в творчестве Д. Мережковского, А. Блока, К. Бальмонта, И. Северянина, В. Брюсова и др. Символисты презирали быт с его духовной бедностью. Реальному миру они противопоставляли умозрительные образы идеальной недостижимой красоты. Этим они отличались от романтиков, которые верили в возможность воплощения своих идеалов.

Одно из первых архитектурных направлений рубежа XIX-XX вв. - модерн - художественный стиль, использовавший наиболее интересные приёмы предшествующих стилей для достижения впечатления изящества, гармоничности, нетрадиционности образцов архитектуры. Для модерна характерны выявление функционально-конструктивной основы здания, отрицательное отношение к классическим традициям ордерной архитектуры, использование пластических возможностей «ковкости» (и отсюда широкое введение кривых линий) металла и особенностей железобетона, применение стекла и майолики. Но для модерна характерна и склонность к иррационализму. Примером модерна может служить творчество А. Гауди. Стиль модерн, несмотря на кратковременность своего расцвета, оказал неизгладимое воздействие на русскую архитектуру. Примером могут служить творения Ф. Шехтеля - особняк С. Рябушинского (ныне дом-музей А.М. Горького), особняк З. Морозовой, здание Ярославского вокзала, фасад здания Художественного театра, Дом московского купеческого общества и др.

На рубеже XIX-XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника.

Литература

1.Культура России. XIX век (1801 - 1914). URL: http://www.russianculture.ru/forme.asp?id=11 (дата обращения 15.11.2012).

2. Общие тенденции в развитии культуры XIX в. URL: http://libsib.ru/kulturologiya/osnovnie-etapi-mirovoy-kulturi-vi-xx-vv--problemi-sovremennoy-kulturi/obschie-tendentsii-v-razvitii-kulturi-xix-v (дата обращения 16.11.2012).

3. Орлов, А.С. История России с древнейших времен / А.С. Орлов. - М.: Проспект, 1997. -С. 255-267, 339-349

Наши рекомендации