Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период

В каждом обществе имеется своя неповторимая культура. Вместе с тем существуют культурные универсалии – некоторые понятия, идеи, взгляды, черты, общие всем культурам народов мира. Это – элементы, составляющие основу бытия – изготовление орудий труда, совместный труд, образование, семейная жизнь, религиозные обряды, язык, спорт, гостеприимство, танцы и т.д. Они порождены физиологическими, психологическими, социальными потребностями и интересами людей в поддержании жизни, общественного согласия, передаче социального опыта, моральных запретов или ограничений, религиозных верований. Универсалиями являются такие (вроде бы простые на первый взгляд) понятия, как имя, дом, жизнь, судьба, поступок, признание, мудрость, смерть, детство, урок, бессмертие и другие.

Известные ученые М. Мид и К. Клакхон (США) в качестве универсалий выделили: язык как символ и смысл действий; ценностную систему как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, идеологий; типичные связи и взаимодействия – родственные, функциональные, ритуальные, ценностные; образцы и эталоны поведения. Так или иначе, универсалии – это наиболее распространенные элементы культуры, выступающие как нормы , образцы, стереотипы сознания и поведения.

Универсальность не исключает, более того – предполагает многообразие содержания конкретных моделей культур. Культура классифицируется по общности каких-либо признаков на типы, уровни, формы, виды. Тип культуры может зависеть от типа общественно-экономической формации (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая культуры); от типа цивилизации (аграрная, индустриальная, постиндустриальная); от типа поселения и образа жизни (городская, сельская, столичная, провинциальная); от типа вероисповедания (христианская, исламская, индуистская, иудаистская).

С точки зрения уровня выделяют элитарную, массовую, народную культуры. Элитарная (высокая) культура - создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Круг ее потребителей достаточно узок, но по мере роста образования членов общества постепенно расширяется. И все же для нее характерны закрытость, амбициозный «духовный аристократизм» и даже противостояние культуре основной массы населения, культуре большинства. Истоки этого подхода восходят к творчеству А.Шопенгауэра, Ф.Ницще, Х.Ортега-и-Гассета. В их концепциях человечество разделяется на «людей гения» - способных к творческой деятельности, и «людей пользы», чей удел – утилитарная работа (А.Шопенгауэр). Привилегированное положение занимает «сверхчеловек», обладающей уникальными качествами (Ф.Нитше). Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства».

Массовая культура – культура, соответствующая ожиданиям массовой аудитории, ее потребностям в досуге, развлечении, общении, игре. Она предполагает массового потребителя и носит индустриально-коммерческий характер. Она связана с появлением и усовершенствованием технических средств передачи информации. Вместе с массовой культурой возникает коммерческое искусство и «рыночная личность», которая ведет себя, уподобляясь товару. Примером массовой культуры является шоу – зрелище, отличающееся внешней претенциозностью, крикливостью, порой вульгарностью. Оно рекламируется как демократический вид искусства. Чаще всего имеет коммерческий успех, но, по качеству, все же не поднимается выше среднего уровня.

Народная культура – собирательное понятие, включающее обыденные представления, народные традиции, произведения народного творчества (мифы, былины, сказки, частушки, песни, танцы, художественные промыслы и т.п.). Носит неспециализированный характер. Но ее непрофессиональный статус не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания.

Культуру различают по масштабу влияния, по степени охвата социальной жизни. С этой точки зрения выделяется доминирующая культура, которая является в данном обществе господствующей, содержащей культурные универсалии этого социума, ценности и нормы большинства людей. Доминирующая культура проявляет, себя и в обыденной культуре, используемой в повседневной жизни. Это наиболее массовая и постоянная сфера ее применения. Ведущую роль в повседневной обыденной культуре играют обычаи, традиции, стереотипы, нравы и другие элементы, находящие свое проявление в обычных поступках людей.

Кроме доминирующей культуры, существуют еще так называемые частичные культуры. Среди них наиболее известны субкультуры и контркультура. Субкультура– суверенное целостное образование внутри доминирующей культуры. Она обладает собственными ценностями, нормами, обычаями. Но все же не утрачивает связи с главным культурным «стволом». Субкультурами могут быть подвиды культуры, отражающие особенности различных наций, конфессий, профессий, демографических и других общностей людей. Субкультуры обладают известной стойкостью, но и они со временем могут меняться и даже исчезать, а генеральный, господствующий массив культуры при этом сохраняется.

Контркультура– совокупность социально-культурных установок, ценностей, норм, ориентаций, противостоящих доминирующей культуре. Сам термин появился в 60 – е годы XX в. и вначале отражал либеральные оценки молодежной культуры, идейных течений «мятежных» социальных групп, отличающихся анархизмом и нигилизмом. В последнее время подход к контркультуре более мягкий. Она все меньше характеризуется как «исчадие ада», вызов и отрицание «культуры отцов». Противостояние господствующей культуре рассматривается уже в контексте рождения новых ценностно-нормативных установок, то есть как естественный процесс. Ссылаются на рождение христианства: это ведь тоже был для своего времени контркультурный феномен. Носители контркультуры всегда в поиске средств самовыражения. Объектом их внимания выступает образ жизни, стиль мышления, язык, манера поведения, внешний вид. В настоящее время самая значительная из субкультур, иногда принимающая характер контркультуры, как и ранее, молодежная культура. В качестве ее целей определены: конструирование «свободных» отношений человека с природой, становление «новой чувственности», высвобождение подсознательных сил и влечений. Средствами их достижения избраны: употребление наркотиков, религиозно-мистический экстаз, неформальные связи и т.п.

Характеристика разновидностей культуры будет неполной, если не упомянуть о специализированных культурах. Они содержат проявление культуры в исторически появившихся сферах разделения труда, выражают реальное состояние культуры, обеспечивают реализацию потенции человека, его взаимодействие с культурой своего общества. Конкретными формами такого рода культуры являются философская, политическая, правовая, религиозная, физическая, художественная, экологическая, экономическая и другие виды.

В последнее время актуализируется экологическая культура, представляющая собой систему ценностных ориентаций, требующих сохранения экосистем, отношения к Земле как уникальной экосистеме, бережного, трепетного отношения к биосфере, жизни, человеку. Все больше возвышаются авторитет правовой культуры, содержанием которой является защита естественных прав человека, обеспечение функционирования производства и всей общественной и личной жизни путем поддержания порядка, соблюдения норм поведения и деятельности на основе законов, права. В условиях рыночных отношений возрастает значимость хозяйственной, деловой, профессиональной культуры. Во многом они связаны с культурой организации и ведения дела, с профессионализмом, навыками делового общения. Содержанием и целью здесь выступает реализация потенций человека как субъекта хозяйствования. Профессиональный труд для подлинно делового человека – это не столько способ зарабатывания денег, сколько форма самовыражения, демонстрации организаторского таланта, привлекательных деловых и человеческих качеств.

Функционирование культуры (социокультурный процесс) постоянно сопровождается взаимодействием типов, форм, видов культур, изменением состояния культурных объектов и систем. Этот процесс включает: появление и распространение культурных явлений, обмен информацией, накопление социально значимых знаний и опыта, восприятие культуры, социализация и инкультурация членов общества, изменчивость стилей, подходов, оценок культуры.

В отношениях между различными культурами просматриваются три тенденции: а) культурный этноцентризм, б) культурный релятивизм,

в) культурная интеграция. При первом подходе «чужую» культуру оценивают по стереотипам, стандартам своей общности и принимают свою собственную за некий всеобщий образец, за основу для оценки и выработки суждений о других культурах. Этноцентризм обладает двойственным характером. С одной стороны, он способствует сплочению людей определенной этнической общности, вокруг собственных норм и ценностей культуры, формированию этнического самосознания; с другой стороны, приводит к отрицательному отношению к ценностям иной культуры, что чревато межэтническими конфликтами или культурной самоизоляцией. Этот подход при определенных условиях может послужить основанием для национализма и шовинизма.

При втором подходе (культурный релятивизм) отрицается оценка явлений иной культуры по своим меркам и критериям. Релятивисты считают, что оценочные суждения субъективны, условны, относительны. Им нельзя полностью доверяться. Каждая культура самобытна, специфична и может быть правильно воспринята лишь через призму ее собственных ценностей и норм. Такой подход более мягкий. Он позволяет находить пути взаимообогощения культур.

Третий подход – культурная интеграция. Эта позиция содержит стремление к согласованности и взаимозависимости при сохранении своей самобытности. Культуры различных народов и стран все более сближаются. Вбирая все лучшее из других культур, каждая национальная (этническая) культура сама обогащается. К тому же, практически каждое современное общество полиэтнично. Это делает процесс сближения и взаимного обогащения культур еще более естественным. Здесь заложен курс на интернационализацию.

«Диалог культур» (познание иной культуры через свою, а своей через другую) – одна из особенностей современной культуры. Научно-техническая революция создала невиданные ранее возможности контакта между культурами. Современный человек может познакомиться с классической культурой, даже не выходя из дома. Первый концерт Чайковского в США в 1891 г. в зале Карнеги-холл в Нью-Йорке слушало около 2 тыс.человек. Первое выступление рок-группы «Биттлз» в 1964 г. благодаря телевидению смотрели и слушали уже 73 млн. человек. А сегодня благодаря спутниковой связи это произведение становится доступным почти 2 млрд. телезрителей.

Активное развитие средств массовой коммуникации привело к появлению новых культурных форм. Одна из них – экранная культура, связанная с компьютерной революцией и основанная на синтезе компьютера с видеотехникой. Появились видеотелефоны, компьютерные сети, система «Интернет», позволяющие получать на экране компьютеров заказанную информацию из центров науки и культуры. Это увеличивает скорость, качество, компактность получения информации в любой области знания. Специалисты считают, что экранная культура сформирует новый тип мышления и новую систему образования, предрекают ей большое будущее.

Заметной тенденцией развития культуры стало расширение индустриально-коммерческого типа производства стандартизированных, духовных благ, превращение культуры в полном смысле слова в отрасль рыночной экономики. Комерциализированная культура во главу угла ставит стремление к извлечению прибыли. Влиятельную позицию в культуре завоевывает шоу-бизнес, рассчитанный на психологическое воздействие на потребителя, на невзыскательный вкус, на доступность, подогреваемую крикливой рекламой. В культуре современной эпохи приобрела также известность контркультура, бросившая вызов общепринятым нормам морали и стандартам поведения. Наличие и распространение контркультуры кое-кем расценивается как признак кризиса культуры. В этом случае XX век следовало бы считать веком общего кризиса культуры, что весьма сомнительно. Тем более, как утверждал академик Д.С.Лихачев, об уровне культуры судят «не по ущельям, а по вершинам».Ряд исследователей считают, что нарушается естественный баланс между высокой и низкой частями культуры, причем господствовать начинает именно массовая культура. Надо помнить - последняя представляет собой диалектическое единство противоречивых сторон, находящихся в постоянном взаимодействии. Высокая культура обеспечивает преемственность, единство, создает систему ценностей, низовая – осуществляет саморазвитие системы, ее обновление[48].

3.Культура России: традиции и современность

Россия, являясь мостом между Европой и Азией, Востоком и Западом, не могла не впитать и культурные ценности этих миров. Вместе с тем, пройдя суровый исторический путь, создала свою неповторимую культуру.

А.М.Горький подчеркивал, что в области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужасных условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души. Но сердце его родило десятки художников слова, звуков, красок[49].

В русской культуре господствуют свои традиционные ценности. Среди них – соборность. Термин введен еще А.C.Хомяковым для обозначения, самобытности русской общественной организации, в основе которой лежит православие. Соборность – это гармоничная целостность человека, мира, церкви. Это способ решения проблем всем миром в противоположность западноевропейской культуре, основанной на индивидуалистических ценностях. Для русской культуры характерен приоритет духовности, когда главным побудительным мотивом деятельности выступает великая мобилизующая идея, будь то идея собирания государства, православных единоверцев, или построение коммунизма - самого справедливого общества на Земле. На Руси всегда в почете среди большинства членов общества был принцип нестяжательства, разумной достаточности, отрицательного отношения к накопительству, ростовщичеству. Это видно из народных афористичных суждений: «на хлеб есть, и довольно»; «не в деньгах счастье»; «бедность – не порок».

В русской субкультуре сочувствием пользовалось правдоискательство, в центре которого находится обостренное чувство социальной справедливости, равенства, милости к падшим, артельного братства. Близко к нему стоит палладизм – качество, обозначающее жертвенность, установку личности на действия не ради себя, а ради других. Подобные взгляды могут родиться лишь в рамках общинного существования, при господстве духа коллективизма. Особенностью русской культуры является также духовная пластичность людей, состоящая в терпимости к чужим нравам и обычаям, в желании дружить с побежденными, в умении прощать обиды и не помнить зла. Видимо отсюда проистекает мессианское начало в русском менталитете.

Вместе с тем для русской культуры свойственен необоснованный социальный романтизм членов общества, более того-известная политическая наивность и простодушие. Об этом свидетельствует непрерывные попытки моментальных преобразований и нововведений, убежденность в легкой и быстрой работе по преодолению искривлений социальной жизни (реформы Петра I, освободительное движение декабристов, народничество, большевизм, либеральный демократизм конца XX в.)

В русской нации обращает на себя внимание и установка на «авось». По мысли известного отечественного философа Г.П. Федорова, русский работает из-под палки, встряхиваясь в последний час, когда не щадя себя наверстывает упущенное за месяцы безделья, как правило, неся при этом огромные потери и жертвы.

Накопленный исторический опыт, выработанные стереотипы культуры русского народа позволяют высказать предположение, что ему противопоказаны механические заимствования из инородных культур, например «вестернизация». У значительной части общества наблюдается реакция ее отторжения, хотя в разумной мере усвоение «чужой» культуры полезно, и оно происходит.

На современном этапе наблюдаются следующие тенденции в российском социокультурном процессе:

1. Обособление национальных культур вследствие развала СССР и изменения содержания и направления социокультурного процесса.

2. Ослабление влияния русского языка как фактора культуры и орудия межнационального общения, в том числе как языка ООН.

3. Коммерциализация и приватизация объектов культуры, сползание культурной деятельности к рыночному и гедонистически-игровому полюсам.

4. Снижение интереса к работе классических учреждений культуры (музеи, библиотеки, академические театры) и возрастание интереса части общества (прежде всего молодежи) к зрелищным формам новой волны (рок-культура). Вместе с тем – повышение уровня культурно-коммуникативной усталости, апатии.

5. Смена системы ценностей культуры. Минимизация духовных потребностей населения. Ослабление этических и эстетических навыков поведения людей.

6. Пассивная, неэффективная государственная политика в области культуры, ее противоречивость: с одной стороны – некоторое расширение возможностей для свободного творчества; с другой стороны – утрата должного контроля за качеством культурной продукции, сужение доступа к культуре для простых граждан.

Насущные задачи социокультурной деятельности в России:

- разработка и реализация высокой созидательной цели, национально-государственной идеи для осознания своей страны как одного из мировых центров культуры;

- возрождение патриотических чувств, пропаганда исторических заслуг русского народа и других народов Российской Федерации перед мировым сообществом;

- введение коммерческих, рыночных отношений в сфере культуры в определенные границы; повышение научного и нравственного контроля со стороны государства и институтов гражданского общества за системой массовой коммуникации;

- создание режима наибольшего благоприятствования для бесплатного народного образования, выпуска по сниженным ценам учебной, детской, научной и иной просветительской литературы;

- мобилизация общественного мнения на защиту русского литературного языка, на нейтрализацию средствами культуры бездуховности части населения, радикалистского менталитета, правового нигилизма, анархического романтизма и других социальных отклонений.

Выводы

1. Культура – это система материальных и духовных

ценностей, совокупность приемов и способов человеческой деятельности по их созданию, хранению и распространению.

2. Культура выступает как показатель и мера общественного прогресса, как единство различных форм общественного сознания и практической деятельности, как производство самого человека во всем богатстве общественных связей и отношений, как степень воплощения гуманистических целей.

3. В процессе общественного развития возникает особый вид непосредственных отношений между культурами – взаимодействие культур. Важнейшими его показателями являются изменение ценностей, качеств, состояний, порождение новых духовных ориентиров, форм культурной активности.

4. В современных условиях в культуре произошли существенные сдвиги: получили колоссальное развитие средства массовой коммуникации, возник индустриально-коммерческий тип производства культурной продукции , господствующие позиции заняла массовая культура, наметились признаки кризиса культуры.

5. На этом фоне в России вместе с социальной дифференциацией произошли существенные перемены и в сфере культуры: усилились эгоистические мотивы поведения людей, возрос потребительский индивидуализм, снизились моральные факторы, оказались размытыми нравственные устои, ниже стали чувства гражданственности, сопричастности к делам страны.

6. Назрела задача преодоления кризисного развития культуры, выведения данной сферы на приоритетную позицию, обеспечивающую национальную безопасность.

Контрольные вопросы

1. Что называется культурой в широком смысле слова? В узком?

2. Из каких базисных элементов состоит культура?

3. Какие функции выполняет культура?

4. По каким основаниям можно классифицировать культуру?

5. Определите общие и отличительные черты цивилизации и культуры?

6. Что подразумевается под культурными универсалиями?

7. Как происходит взаимодействие культур и какие принципы лежат в его основе?

8. В чем состоит специфика социологического подхода к культуре?

9. Какие тенденции развития культуры характерны для современного периода?

10. Каковы особенности российской культуры на фоне мировой культуры?

Литература

Антология культурологической мысли. Авт. – сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. – М.,1996.

Боголюбова Е.В. Культура и общество. Вопросы истории и теории.- М., 1978.

Гриценко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М.,1999

Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. – Ростов н/Д.,1979

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов.- М.,1998.

Егоров В.К.Философия культуры России: контуры и проблемы.- М.,Изд. РАГС, 2002

Коган Л.Н. Теория культуры. – Екатеринбург,1994

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. – М.,1994

Кононенко Б.И. Сущность культуры : закономерности возникновении и развития. – М.,1995

Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. Под. ред. Л.Харрисона, С. Хантингтона. Пер. с англ.- М.,МШПИ, 2002

Культурная политика России: история и современность. Отв.ред. К.Э.Разлогов, И.А. Бутенко.- М.. 1996

Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Учебн. пособие – СПб, 2000

Левикова С.И. Молодежная субкультура. Учебн. пособие – М., ФАИР-ПРЕСС, 2004

Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебн. пособие – М.,1999

Оганов А.А.,Хангельдиева И.Г. Теория культуры. Учебн. пособие для вузов.- М., ФАИР-ПРЕСС, 2001

Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. – М.,1998

Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. – М., Аграф, 2001

Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии.- М., 1991

Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. – СПб.,1991

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992

Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. – Л.,1989

Султанов К.В. Проблемы культуры в системе социологии.- Л., 1989

Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса. – М., 2002

Шендрик А.И. Теория культуры. Учебн. пособие для вузов. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2002

Энциклопедический словарь по культурологии. Под ред. А.А. Радугина – М., 1997

Наши рекомендации