Глава 2. Практические аспекты деятельности Государственного совета РФ


2.1. Взаимодействие Государственного совета с остальными органами власти

Как и в любом государстве, в любой системе государственного управления весьма важным, а порой острым стоит вопрос о месте органа управления в целостной системе и его взаимодействия и соотношения с другими органами государственной власти, и Россия тому – не исключение. Единственным легитимным источником деятельности Госсовета являются подзаконные акты и указы, исходящие от главы государства.

Отсюда возникает вопрос – а можно ли отнести Госсовет к органу государственной власти или же, скорее, к общественно-политическому? Ответ прост – нет. Его работа может регулироваться лишь указами Президента, и никакой особой законодательной базы у него нет, ровным счетом, как и каких-то поправок в Конституции, согласно которым он мог бы быть наделен правами. Поэтому, получается, что Госсовет не является органом государственной власти, так как не обладает властными полномочиями.

Положение и место Госсовета в системе государственного управления определяется лишь “положением о государственном совете РФ”. В нем указывается лишь о том, что это совещательный орган, а вопрос о том, какой статус он носит, вовсе не поднимается. В общем и целом никакими конституционными функциями он не обладает, и его место с ролью каждый может определять по-своему, так как они крайне неоднозначны.

Если сравнивать Госсовет с предшествующими ему прототипами, такими как Политический консультативный совет (ПКС), упраздненный главой РФ в 2000 году, можно сказать, что его статус также не был определен на уровне государственного органа. Его деятельность состояла в проведении консультаций политического характера по общественным вопросам, и хоть нередко его роль весьма возносилась ввысь, на рассмотрения всегда выносились крайне малозначительные вопросы. Поэтому, являясь лишь консультативным органом, он, как и нынешний Госсовет РФ, повторюсь, не был отнесен к органам государственной власти, будучи лишенным возможности серьезно влияния. [3]

В отличие от малоинтересного нам Политического консультативного совета интересную параллель можно провести между Госсоветом РФ и Администрацией Президента РФ. А все дело в том, что именно вопрос, связанный со статусом последнего из этих двух органов стал весьма неординарным и показательным. В 1997 году Государственная Дума РФ сделала запрос в Конституционный суд РФ о статусе Администрации Президента. [4]

Заявители стояли на том, что Администрация должна нести статус не государственного органа, а службы. В итоге, из-за того, что большинство оспариваемых норм утратило слое силу в период рассмотрения дела, оно было закрыто.
Несмотря на то, что дело было закрыто, Конституционный Суд не дал никакой оценки статусу Администрации Президента, а запрос Государственной Думы остался подвешенным в воздухе, вопрос юридической оценки статуса органов остается актуальным и по сей день. И лично я считаю, что в данном случае заявители, коими являлись члены Государственной Думы, стояли на правильном пути, дабы определить Администрацию Президента как вспомогательный, а не государственный орган. [5]

Между Госсоветом и Администрацией президента можно проводить еще одну параллель, исходя из задач этих органов. А именно в том, что Администрация Президента обеспечивает содействие Президенту РФ в реализации согласованного взаимодействия органов государственной власти, а Госсовет содействует реализации полномочий Президента по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов власти. Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность этих двух органов полностью взаимосвязана, и если бы был пересмотр правового статуса Госсовета, то уж исходя из этой взаимосвязи он выглядел бы весьма обоснованным и конструктивным. [1]

И абсолютно не случайно по этому поводу относительно недавно, а именно, в 2010 году, вопрос правового статуса Госсовета в одном из интервью затронул Дмитрий Анатольевич Медведев: “я ничего не хотел бы исключать. Конституция – живой инструмент, и в него так или иначе будут вноситься изменения. Через 5, 10, 15 лет, я не знаю когда. При каких-то изменениях мы, может, и поменяем позиции Государственного Совета. Это требует отдельного осмысления. [14] И я бы, конечно, не исключал появления отдельных положений в Конституции, которые в полной мере легализуют его правовой статус.

В числе функций и полномочий Госсовета обозначена законопроектная деятельность в порядке законодательной инициативы Президента РФ. Здесь следует обратить внимание на важный момент: таким образом, Госсовет выполняет функции Совета Федерации, а этого, как заявлял глава государства, происходить не должно.

Также рассматривая Государственный совет как ключевой совещательный орган с представительством его членов, вполне справедливо стоит заметить, что члены Госсовета не вправе делегировать свои полномочия другим лицам. [7]

Отдельно рассматривая структуру Госсовета можно задаться определенными вопросами. Например, зачем органу президиум, который, как мне кажется, несет под собой политическую подоплеку, разделяя всех членов на приближенных и отдаленных от Президента. [6]

Еще один вопрос – а необходим ли президиум с точки зрения своей экономичности и рациональности существования? С одной стороны – да, а с другой – вовсе нет, ведь собирается он не чаще одного раза за три месяца, а задачи, которые перед ним стоят носят чисто организационный характер, и которыми, на мой взгляд, вполне может справиться и секретарь. Тем более, что вся ответственность за обеспечение проекта плана работы, составление проектов повестки дня, проведения заседаний, организацию подготовки материалов и других задач лежит на нем.

Таким образом, следует сделать вывод, что Государственный совет, несомненно, несет в себе множество вопросов о рациональности то или иной его функции, и, в особенности, об определении его правового статуса, который не находит юридического закрепления. Но несмотря на эти вопросы и порой даже споры, выделить в его взаимосвязи с остальными органами государственной власти в Российской Федерации можно, скорее, большую часть положительных моментов, нежели отрицательных. Госсовет в общем и целом занимает один из ведущих уровней в вертикали власти и не теряет своей роли, позволяя донести до Президента страны ключевые проблемы в стране, и что самое главное, узнать о них с двух сторон. Так, глава государства принимает информацию от своих представителей в федеральных округах, и при этом имеет возможность вести прямой диалог с региональными представителями. И с уверенностью можно сказать, что именно данная возможность диалога с представителями каждой из сторон – главный инструмент Госсовета, важная черта, характеризуя его исключительно с положительно в вопросах оптимизации деятельности. Деятельности, без которой невозможно в настоящее время представить систему государственного управления.

Наши рекомендации