Глава II. Практические аспекты методического обеспечения учреждений культуры Переволоцкого района

2.1.Разработка модели методической службы и программы методического обеспечения учреждений культуры Переволоцкого района

Отрадно, что культурная жизнь у нас в Переволоцком насыщена и разнообразна, так как ежегодно проходят праздники национальных культур, фестивали и концерты народного творчества, конкурсы. Творческие коллективы регулярно участвуют и побеждают в районных, областных конкурсах. И всё это благодаря методической работе квалифицированных специалистов.

В Переволоцком районе на настоящий период действуют 34 единицы клубных учреждений, краеведческий музей, 27 библиотек, содержащие более 300 тыс. экземпляров книг.

На базе Переволоцкого районного центра культуры и досуга (далее РЦКД) «Геолог» работают 5 вокальных (Переволоцкий народный хор, Женская группа народного хора, Кружок сольного вокала, Вокальная группа «Подружки», Вокальный квинтет, Детский ансамбль народной песни «Родники»), 4 хореографических («Улыбка», «Зернышко», «Вдохновение», «Домисолька», 1 театральный (Театральная студия «Маски»), 1 национально-фольклорный (Казачья группа), 1 инструментальный коллективы (Народный духовой оркестр). Так же действуют 3 клуба по интересам (Клуб любителей бардовской песни, Клуб любителей шейпинга, Клуб любителей цветов).

Ведущей методической организацией в сфере культуры и досуга по области является Государственное учреждение культуры (далее ГУК) «Областной методический Центр народного творчества». Организационно-методическое обеспечение деятельности культурно-досуговых учреждений п. Переволоцкий осуществляет отдел культуры Переволоцкого района и муниципальное бюджетное учреждение культуры межпоселенческая централизованная клубная система (далее МБУК МЦКС) в котором находится методический кабинет, который ведет работу со всеми культурно-досуговыми учреждениями района. Под руководством МБУК МЦКС осуществляется системное информационно-методическое руководство и организационное обеспечение деятельности культурно-досуговых учреждений, коллективов народного творчества, любительских объединений и клубов по интересам Переволоцкого района. Представим модель методической службы Переволоцкого района на рисунке 2.

Глава II. Практические аспекты методического обеспечения учреждений культуры Переволоцкого района - student2.ru

Рисунок 2. Модель методической службы Переволоцкого района

Основным принципом деятельности методического отдела по совершенствованию культурно-досугового учреждения Переволоцкого района является объединение усилий всех учреждений и организаций, обеспечивающих просветительскую, воспитательную и образовательную функции, которая обеспечивается разнообразным, отвечающим культурным запросам населения содержанием культурно-досуговой деятельности, а также вариативными формами, методами и средствами ее организации.

Методическая работа предусматривает функциональные особенности учреждений культуры с учётом конкурентноспособности предоставляемых услуг, возможности доступа населения к культурным благам.

Методический же кабинетпредлагает теоретическую и практическую помощь клубным учреждениям при подготовке мероприятий, планировании и отчетности, формировании коллективов художественной самодеятельности, работе с техническим оснащением. Помогает в организации конкурсов, фестивалей, концертов, информационном сопровождении мероприятий и формировании творческих направлений деятельности клубов. Он также занимается обучением и переквалификацией кадров, проведением семинаров и лекций. Это постоянно действующий креативный центр, вся деятельность которого направлена на улучшение качества работы клубов, привлечение большего количества участников художественной самодеятельности, внедрение нововведений и проектов в жизнь объектов культуры и населения.

Предметом методического руководства культурно-досуговой работы является методика со своими правилами, требованиями и приемами психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение человека в условиях свободного времени. Рассмотрим это на примере следующей программы.

Программа методического обеспечения учреждений культуры и досуга как фактора повышения эффективности их деятельности на примере Переволоцкого района Оренбургской области

Пояснительная записка

Сложившаяся система методического обеспечения традиционной народной культуры, любительского художественного творчества и культурно-досуговой деятельности, имеющая глубокие корни и богатейший опыт, сегодня представлена тремя уровнями: на федеральном – Государственным Российским Домом народного творчества; региональном – Центрами, Домами народного творчества в субъектах РФ; муниципальном – методическими службами культурно-досуговых учреждений.

Учреждение культуры призвано создавать условия для развития народного творчества, самореализации личности и ее профессионального самоопределения. Сегодня становятся актуальными индивидуальные особенности посетителей, поддержка новаций и самобытность. Соответственно требуются качественные изменения содержания и форм деятельности, что невозможно без высокого уровня программно-методического обеспечения образовательного процесса, творческого подхода к работе, наличия высококвалифицированных кадров. Для этого недостаточно только положительной ориентации на обновление деятельности. Необходимы существенные изменения в учебно-воспитательной работе, в расстановке акцентов, что обуславливает необходимость совершенствования профессионально-педагогической подготовки специалистов. Повышение квалификации специалистов культурно – досугового профиля – одна из важнейших функций методических служб. Только высокий профессионализм и мастерство работников могут дать должный эффект во всей многогранной деятельности учреждения культуры.

Миссия методического обеспечения в настоящее время – создание эффективных механизмов управления культурными ресурсами регионов. В последние десятилетия резко снизился уровень подготовки методистов социально-культурной деятельности, что в первую очередь связано с происходящими в стране реформами, в том числе в области профессионального образования. Развивающаяся по новым правилам экономика потребовала качественно новых специалистов, владеющих не столько знаниями в технологии создания услуг, сколько знаниями принципов менеджмента (управления) процессами их производства и сбыта, то есть произошло четкое разделение на производителей и управленцев.

Возникающие проблемы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности на сегодняшний день недостаточно разработаны. Необходимость исследования методического обеспечения как системы исходит из острой потребности расширения теоретических представлений об этом уникальном явлении в современных условиях. Поэтому исследование, целью которого является обоснование оптимальной модели методического обеспечения социально-культурной деятельности в современных условиях как системы и разработка основных направлений ее организации, является актуальным и своевременным.

Программа рассчитана на систематическое обучение руководителей и специалистов культурно-досуговых учреждений: клубных учреждений, коллективов самодеятельного народного творчества, других структурных подразделений.

Цель программы

Непрерывный рост профессионализма и квалификации руководителей, специалистов учреждения культуры, развитие их творческого потенциала, эрудиции и компетентности, а конечная цель методического обеспечения – оснащение учреждений культуры передовой методикой, и на этой основе – обеспечение уровня работы, соответствующего потребностям общества и каждого человека в отдельности.

Задачи программы

1. Обеспечение стабильной, качественной работы культурно-досугового учреждения, сохранение лучших традиций и успешного движения вперед.

2. Обеспечение непрерывного и дифференцированного образования работников культурно-досугового учреждения.

3. Создание каждому работнику культуры благоприятного режима для реализации его творческого потенциала в профессиональной деятельности.

4. Повышение профессионального, общеобразовательного и культурного уровня работников культурно-досугового учреждения с использованием традиционных и инновационных технологий.

5. Воспитание работника культуры – творчески мыслящего, самостоятельного, новатора в профессии.

Наши рекомендации