Тема: Причины преступности несовершеннолетних
В криминологии под причинами преступности принято понимать те негативные социальные явления и процессы, обусловленные закономерностями функционирования общества, которые порождают и воспроизводят преступность и отдельные преступления как свое закономерное следствие. Причины преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Вместе с тем, многие авторы делят причины преступности несовершеннолетних на две большие группы: отражающие недостатки общественного устройства; связанные с личностными особенностями несовершеннолетних .
К первой группе факторов относятся экономический кризис, обнищание широких слоев населения, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшим и младшим поколениями моральных ценностей, алкоголизм, наркомания и целый ряд других.
Все эти детерминанты в совокупности влияют на преступность несовершеннолетних непосредственно и опосредованно (через кризисные явления в таких важнейших социальных институтах как семья и школа).
Говоря о второй группе факторов, необходимо отметить, что подросткам свойственны такие качества как неполнота сформированности собственных нравственных установок, недостаток жизненного опыта, повышенная эмоциональность, впечатлительность, внушаемость и некоторые другие. Указанные возрастные особенности нельзя рассматривать как собственно криминогенные, они лишь усиливают средовые влияния. Определяющую роль в поведении несовершеннолетних играет формирующаяся система ценностей личности, собственная социальная практика, образцы поведения, усвоенные в семье и ближайшем окружении.
Анализ мотивов преступлений, совершенных подростками показывает, что значительная их часть совершается из озорства, неправильной оценки ситуации, стремления показать «мужские» черты характера, из следования чужому влиянию. Несовершеннолетние часто демонстрируют безрассудную, порой бессмысленную, решимость совершить противоправный акт, чтобы продемонстрировать товарищам свою смелость, решительность под стать более сильным или старшим.
Исследования, проведенные в нашем регионе, показывают, что чаще всего подросток общается с учителями и воспитателями. Однако эти группы не являются для него референтными. И усиление взаимодействия педагогов с проблемными подростками с целью привить им нормы и ценности цивилизованного общества может, напротив, привести к отчуждению от них. Согласно полученным данным, более все го несовершеннолетние тяготеют к дворовой компании и немного меньше – к компании одноклассников.
Именно ближайшее окружение вследствие раскоординации влияния основных социальных институтов общества продуцирует агрессивные стереотипы поведения, распространение алкоголизма и наркомании. Так, например, в 2010 году в одном из субъектов РФ в связи с употреблением психоактивных веществ под наблюдением находилось 1346 детей и подростков (6104 состояло на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в связи с употреблением ими спиртных напитков). А из 2195 несовершеннолетних, совершивших преступления, 238 находилось в состоянии алкогольного опьянения.
Анализ результатов специальных исследований свидетельствует о том, что официальная статистика не отражает всей глубины проблемы распространения алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних. Так, согласно опросам две трети подростков употребляют алкоголь регулярно, а доля группы, рискующей быть вовлеченной в среду наркоманов, составляет 15% .
И все -таки, основной причиной преступности несовершеннолетних, на наш взгляд, является семейное неблагополучие. Опосредованное негативными социальными факторами, именно неблагополучие в семье, начиная от внутрисемейных конфликтов и заканчивая деградацией личности матери, отца, отторгает ребенка от родителей, превращает его жизнь в полное страданий существование, формирует антисоциальные ценности. Как следствие может быть уход из дома в поисках ночлега, съестного и сочувствия. В прошлом году на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в одном из субъектов РФ состояло 6069 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитывалось 10525 детей и подростков, 2195 подростков совершили преступления.
Отдельного внимания заслуживает проблема воспитания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. В 2010 году было выявлено 3349 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них на учете в органах внутренних дел состояло 683 подростка, а из 116 осужденных, отбывавших наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии, 18 были сироты и лица, лишенные родительского попечения.
Самостоятельным фактором, детерминирующим подростковую преступность, является насилие, которым подвергаются несовершеннолетние (как в семье, так и вне семьи). Так, в 2010 году в одном из регионов было зарегистрировано: 80 фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления, 149 преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), 92 случая полового сношения с лицом, не достигшим половой зрелости.
Социальная незанятость подростков также влияет на их противоправное поведение. Каждый пятый воспитанник одной из воспитательной колонии (22 чел. в 2010 году) на момент совершения преступления нигде не учился и не работал.
Таким образом, можно сделать вывод, что противоправное поведение подростков является специфическим этапом социальной дезадаптации. Ослабляются социально полезные связи (семья, школа, социализированные сверстники), приобретаются пагубные привычки (злоупотребление спиртными напитками) и усваиваются модели асоциального поведения.
Вопросы:
1) Какой характер носят причины преступности несовершеннолетних?
2) Основными причинами преступности несовершеннолетних являются?
3) Какие методы необходимы для изменения ситуации в этом вопросе?