Глава 1. мировой исторический процесс

ББК 63.3(2)

Издано по решению редакционно-издательского совета ДВГТУ

ISBN 978-5-7596-1142-4 © Коллектив авторов, 2009

 
глава 1. мировой исторический процесс - student2.ru © ДВГТУ, изд-во ДВГТУ, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 7

Глава 1. МИРОВОЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА…………………………………………………………….. 11

1.1. Сущность, формы и функции исторического знания…………….. 11

1.2. Основные теории исторической эволюции………………………… 12

1.3. Понятие цивилизации как основной типологической

единицы истории……………………………………………………. 17

1.4. Место России в мировом историческом процессе………………... 24

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. КИЕВСКАЯ РУСЬ…… 33

2.1. Условия и особенности формирования российской

цивилизации………………………………………………………… 33

2.2. Основные черты и особенности средневекового сообщества……. 44

2.3. Киевская Русь (882–1032 гг.) Предпосылки формирования……... 48

2.4. Политическая и социальная структуры Киевского государства..... 55

2.5. Принятие христианства и его последствия………………………... 61

2.6. Упадок государства и его причины. Итоги развития

Киевской Руси………………………………………………………. 67

Глава 3. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ И БОРЬБА

С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ…………………………… 71

3.1. Возникновение самостоятельных русских княжеств в ХII–ХIII вв. .... 71

3.2. Особенности социально-политического устройства

русских земель……………………………………………………… 75

3.3. Борьба с иноземными завоевателями……………………………… 81

Глава 4. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РОССИЙСКОГО

ГОСУДАРСТВА (ХIV–ХV вв.)…………………………………….... 87

4.1. Предпосылки объединения русских земель……………………..… 87

4.2. Москва – центр объединения русских земель…………………..… 91

4.3. Этапы объединения государства………………………………….... 92

4.4. Политическое устройство Российского государства…………..….

4.5. Церковные ереси конца XV в. Нестяжатели и осифляне…………

4.6. Международное положение и внешняя политика Российского государства………………………………………………………..…





Глава 5. ЭПОХА ИВАНА IV ГРОЗНОГО…………………………………..… 108

5.1. Начало правления Ивана IV. Реформы 50-х гг. XVI в…………….

5.2. Вхождение Поволжья в состав Российского государства……..….

5.3. Внешняя политика Российского государства в конце



50–80-х гг. XVI в. Опричнина. Деевропеизация России………..... 115

Глава 6. XVII ВЕК В ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ…….....



6.1. Основные тенденции развития мирового сообщества в XVII в..… 125

6.2. Смута в русском государстве: ее причины, предпосылки

и периодизация……………………………………………………… 129

6.3. Итоги и значение смуты…………………………………………..… 143

6.4. Экономическое развитие России. Антигосударственные

выступления…………………………………………………………

6.5. Начало формирования абсолютизма. Преобразования



первых Романовых………………………………………………..… 149

6.6. Внешняя политика России………………………………………..… 156

Глава 7. РОССИЙСКАЯ ДВОРЯНСКАЯ МОНАРХИЯ В УСЛОВИЯХ

НОВОГО ВРЕМЕНИ.…………….......................................................

7.1. Основные черты Нового времени………………………………..…



7.2. Предпосылки реформ Петра I………………………………………. 164

7.3. Эпоха Петра I. Начало реформаторской деятельности Петра I……166

7.4. Политико-административные преобразования Петра I.

Укрепление абсолютной монархии………………………………… 171

7.5. Создание регулярной армии………………………………………...

7.6. Особенности и противоречия социально-экономического развития. Положение сословий………………………………….....



7.7. Преобразования в области культуры и быта………………………. 180

7.8. Итоги и значение деятельности Петра I…………………………....

7.9. Постпетровский период. Эволюция политической системы.



Укрепление абсолютной монархии……………………………..…. 185

7.10. Социально-экономическое развитие страны.

Особенности и противоречия второй половины XVIII в…………

7.11. Закрепощение крестьянства и формы социального протеста…...

7.12. Внешняя политика………………………………………………….



7.13. Особенности социокультурного развития…………………………207

7.14. Итоги развития России в XVIII в……………………………….....



Глава 8. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ в……… 221

8.1. Социально-экономическое состояние России…………………..…



8.2. Внутренняя политика государства…………………………………. 225

8.3. Внешняя политика…………………………………………………… 235

8.4. Общественно-политическое движение в России………………..… 245

Глава 9. ЭПОХА ВЕЛИКИХ РЕФОРМ. РОССИЯ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX в.)…………………………… 252

9.1. Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 г……..…. 252

9.2. Реформы 1863–1874 гг……………………………………………....

9.3. Внешняя политика России в пореформенный период………….....



9.4. Европейская политика России в 80–90-е гг. XIX в…………………265

9.5. Политика России на Дальнем Востоке в XIX в………………..…..



9.6. Общественно-политическое движение в России………………..… 272

9.7. Рабочее движение в пореформенный период.

Глава 10. РОССИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX вв.:

ПОПЫТКА БУРЖУАЗНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ……………………284

10.1. Экономическая политика правительства в конце ХIХ –

начале XX вв………………………………………………………… 284

10.2. Столыпинская политика реформ………………………………..… 289

Глава 11. ДУМСКАЯ МОНАРХИЯ В РОССИИ

(1905 – ФЕВРАЛЬ 1917 гг.)………………………………………….. 299

11.1. Первая буржуазно-демократическая революция в России

(1905–1907 гг.)…………………………………………………….... 300

11.2. Думская монархия……………………………………………….....

Глава 12. ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ: БОРЬБА АЛЬТЕРНАТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. ПРИХОД К ВЛАСТИ



БОЛЬШЕВИКОВ…………………………………………………..… 311

12.1. Итоги Февральской буржуазно-демократической революции.

Политические позиции авторитетных партий страны………..….



12.2. Политика Временного правительства в апреле – июле 1917 г….. 320

12.3. Новые политические альтернативы после июльских

событий 1917 г……………………………………………………… 324

12.4. Общенациональный кризис в стране осенью 1917 г.

Приход к власти большевиков…………………………………..… 327

Глава 13. СОВЕТСКАЯ РОССИЯ В 1917–1920 гг…………………………..... 332

13.1. Европа в конце 1917–1920 гг.……………………………………... 332

13.2. Изменение в положении всех социально-политических

сил страны после Октября. Два кризиса советского правительства…

13.3. Внутренняя политика………………………………………………

13.4. Брестский мир………………………………………………………



13.5. Гражданская война в 1918–1920 гг…………………………………346

Глава 14. СССР В 20–30-е гг. ХХ в……………………………………………..… 357

14.1. Новая экономическая политика……………………………………… 357

14.2. Альтернативы развития советского общества 20-х гг.

Сталинский вариант модернизации страны…………………………

14.3. Формирование тоталитарного режима………………………………

Глава 15. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И СУДЬБЫ МИРА.



ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941–1945 гг.)……..….. 376

15.1. Международные отношения накануне Второй мировой войны……377

15.2. СССР и цивилизационное сообщество в период

Второй мировой войны…………………………………………….

15.3. Итоги войны……………………………………………………..….

Глава 16. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

(1945–1953 гг.)……………………………………………………......

16.1. Внешняя политика. Начало «холодной войны»……………….....



16.2. Образование мировой системы социализма…………………..….

16.3. Социально-экономическое развитие страны.



Восстановление экономики…………………………………………403

16.4. Советское общество в послевоенное десятилетие……………….



16.5. Политическое развитие и духовная жизнь советского общества…… 410

Глава 17. СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО И МИР В 50-е – ПЕРВОЙ

ПОЛОВИНЕ 60-х гг. ХРУЩЕВСКАЯ «ОТТЕПЕЛЬ»…………….. 415

17.1. Общие черты развития мировой цивилизации

во второй половине XX в…………………………………………..

17.2. Либерализация политического режима и общественной жизни



в стране………………………………………………………………417

17.3. Особенности экономического развития СССР.

Новые явления в социальной политике………………………..….

17.4. Основные направления и особенности внешнеполитической



деятельности………………………………………………………… 436

17.5. Культурная политика в период «оттепели»……………………....

17.6. Итоги хрущевского десятилетия………………………………..…

Глава 18. СССР В ГОДЫ «ЗАСТОЯ». ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 60 –

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 80-х гг……………………………………....



18.1. СССР в обновляющемся мире…………………………………..… 456

18.2. Реформы 1965 г. и социально-экономическое развитие СССР

в первой половине 80-х гг……………………………………….....

Глава 19. СССР В ПЕРИОД «ПЕРЕСТРОЙКИ» (1985–1991 гг.)………..…..



19.1. «Перестройка»: причины, содержание, сущность…………..…… 467

19.2. Экономические реформы: цели и итоги……………………..……

19.3. Изменения в социально-политической жизни

советского общества……………………………………………..…

19.4. Внешнеполитическая деятельность СССР

в период «перестройки»………………………………………..…..

Глава 20. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ХХ–ХХI вв.

КУРС НА ВОЗРОЖДЕНИЕ……………………………………..…..

20.1. Президентство Б.Н. Ельцина. Экономические реформы

и кризисы……………………………………………………..……..

 
глава 1. мировой исторический процесс - student2.ru 20.2. Становление российской государственности.

Принятие новой Конституции…………………………………..…



20.3. От России Ельцина к России Путина………………………………499

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 507

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………. 508

ВВЕДЕНИЕ

Рассмотрим предмет истории как науки: цели и задачи, методы изучения; сущность, формы и функции исторического познания.

Историю творят люди. Все мы историкотворцы. Поэтому, в отли-

чие от других наук, интерес к истории всегда велик. В.О. Ключевский писал: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир и для чего в нем живем».

«Настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем на себе», – утверждает другой маститый историк и философ К. Ясперс.

Размышления о природе исторического познания столь же ста- ры, как и сама история: люди всегда интересовались своим прошлым и задавались вопросом о важности этих знаний. Определение истории как «наставницы жизни» восходит к античности. Само слово «исто-

рия» – histori – греческое, означает «исследование, рассказ о про- шлом, знание». В последнем новом четырехтомном словаре русского языка дается восемь определений этого слова. Можно приводить множество высказываний, крылатых слов, касающихся смысла и зна- чения истории, каждое из которых как бы дополняет другое: «настав- ница жизни», «встреча людей в веках», «...отважная исследователь- ница ушедших эпох», «завет предков потомству» и т.д., важно понять главное, чтобы объяснить любое явление существующего мира. И физик, и биолог вынуждены принимать во внимание историческое наследие. Как писал историк В.О. Ключевский, «изучая дедов, узнаем внуков, т.е., изучая предков, узнаем самих себя». Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю? Вероятно, потому же,

почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, огля-

нуться на место своего падения.

Мы получили от прошлых поколений духовное наследство, ко-

торое пополняем с учетом собственного опыта. Это знание законов природы и общества (наука), эмоциональное восприятие окружающе- го (культура), свод правил общения (нравственность), идеалы и моти-

вы деятельности (идеология, религия), способы и формы передачи

духовного наследия: смена научных парадигм, обновление культур- ных и этических ценностей, разрушение прежних и становление но- вых идеалов, перемены в образовании. Это очень длительный, мучи- тельный процесс. Как же выбрать верный путь в будущее, не допус-

тить новой ошибки? «Разглядеть, что истинно, что ложно, может только беспристрастный суд, осторожно с прошлым, осторожно, не разбейте глиняный сосуд». В этом поможет история. История объек- тивная, правдивая, дающая осмысление прошлого опыта, каждая крупица которого оплачена дорогой ценой.

История рассматривается в двух значениях: как процесс разви- тия природы и человечества и как система наук, изучающих прошлое природы и общества.

Знание прошлого – не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной корректной деятельности. Выра- батывающееся у него историческое сознание дает обществу тот гла- зомер положения, то чутье минуты, которые предохраняют его как от косности, так и от торопливости. Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного исто- риком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим граж- данином. История – наука, которая делает человека гражданином.

Объект изучения истории – вся совокупность фактов, характери- зующих жизнь общества как в прошлом, так и в настоящем. Но при этом, как отмечает современный историк А.С. Ахиезер, надо не за- быть понять, что связывают эти факты и события в узор «не гнущиеся деревья, а ветер, который их гнет», т.е. процесс развития.

Задача преподавания истории в современных условиях - пока- зать действительную историю во всех ее сложностях и противоречи- ях, с ее светлыми и трагическими сторонами, соблюдая объектив- ность, историческую правду. Как отмечает историк Л.И. Семеннико- ва, «Россия – это и поручик Голицын, и Мальчиш-Кибальчиш вместе, едино и нераздельно». Наше прошлое необходимо воспринимать в неразрывном единстве со всеми его трудностями и трагизмом. «Пусть в тебе, Родина-мать, много и слабого, больного, много немощного, неустроенного, безрадостного, но и рубища твои созерцаем как род- ные себе», – писал А. Лосев, русский философ.

Для выявления объективной картины исторического процесса историческая наука должна опираться на определенную методоло- гию, общепринятые принципы. В этом плане важнейшим является мировоззренческо-методологическая позиция ученого-историка по отношению к историческому процессу. Здесь можно отметить при всей множественности индивидуальных подходов два основных – идеалистическое и материалистическое понимание истории.

Современная историческая наука основана на диалектико- материалистическом подходе, который рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс, который определя- ется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора.

Наиболее плодотворным (при спорности двух первых) является философский подход к истории, включающий в себя: 1) религиозный,

2) естественно-научный, 3) социально-экономический (формацион-

ный), 4) культурно-исторический (культурно-цивилизационный),

5) мир-системный анализ Иммануила Валлерстайна (попытка интег-

рировать в единое целое различные подходы).

Важное значение для научно-исторического познания имеют принципы получения исторических знаний. Основными научными

принципами являются следующие: принцип историзма, принцип объ-

ективности, принцип социального подхода, принцип альтернативности.

Разнообразны и методы познания истории – хронологический, хронологическо-проблемный, метод периодизации, сравнительно- исторический, ретроспективный (метод исторического моделирова- ния), структурно-системный.

Используются также специальные методы: математические ме-

тоды анализа процессов, методы статистики, социологических иссле- дований и социальной психологии. Только при соблюдении и сочета- нии всех принципов и методов познания могут быть обеспечены на- учность и достоверность нашего исторического процесса.

В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Историческое сознание – это одна из важных сторон общественного сознания. Под историческим сознанием в науке понимается совокуп- ность представлений общества в целом и его социальных групп в от-

дельности о своем прошлом и прошлом всего человечества.

Историческое сознание имеет свою структуру, в которой можно выделить четыре условия: 1) первый низший уровень обыденного сознания формируется на основе накопления жизненного опыта;

2) вторая ступень формируется под влиянием художественной лите- ратуры, кино, театра и т.д., это историческое сознание еще не пре- вращается в систематическое знание; 3) третья ступень историческо- го сознания формируется на основе собственных знаний, приобре-

тенных в школе, где представления уже систематизированы; 4) чет- вертая ступень – высшая ступень формирования исторического соз- нания на уровне всестороннего теоретического осмысления, выявле- ния тенденций исторического развития.

История выполняет несколько социально значимых функций. Первая – познавательная, интеллектуально развивающая. Вторая – практически-политическая, третья – мировоззренческая и, наконец, четвертая – воспитательная.

Изучение истории, понимание закономерностей исторического процесса помогают более эффективной деятельности людей, государ- ства и международных организаций, способствуют принятию более обоснованных решений, предвидению их возможных последствий.

Контрольные вопросы

1. Что изучает история? В чем ее смысл и значение?

2. В чем заключается сущность философского подхода к истории?

 
глава 1. мировой исторический процесс - student2.ru 3. Назовите принципы получения исторических знаний, методы познания истории.

4. Раскройте понятие «историческое сознание», функции истории.

Глава 1. МИРОВОЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

Наши рекомендации