Причины преступности несовершеннолетних

Введение

Причины преступности несовершеннолетних

Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних преступников и несовершеннолетних потерпевших

Отсутствие у основной части молодежи веры в закон и справедливость

Проституция

Насилие

Негативное воздействие СМИ

Деятельность неформальных молодежных объединений

Криминогенной направленности и влияние организованной преступности.

Недостатки законодательства и правоохранительной деятельности

Заключение

Составьте схему предупреждения преступности несовершеннолетних

Литература

1.Введение

Проблема противоправного поведения несовершеннолетних всегда привлекала к себе пристальное внимание ученых различных областей знания (философии, общей и социальной психологии, возрастной и педагогической психологии, педагогики, права и др.). Вместе с тем, и в настоящее время можно говорить о необходимости дальнейшего научного изучения этой проблемы. Связано это со многими факторами и, прежде всего, с масштабными социально-экономическими, политическими процессами, которые произошли в России в последние годы, и которые не могли не повлиять на основные показатели преступности вообще и преступности несовершеннолетних, в частности.

Тема данной работы – «Предупреждение преступности несовершеннолетних» – актуальна в силу того что:

во-первых, возраст от 14 до 18 лет называют переходным, именно в эти годы наблюдается переход от детства к взрослости, физическое и нравственное созревание, приобретение определенной системы знаний и навыков, подготовка к включению в полном объеме в жизнедеятельности общества,

во-вторых, проблема в том, чтобы не допустить переход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера.

Причины преступности несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних, имеет свои причины. Причины – это негативные социально-психологические детерминанты, включающие элементы экономической, политической, правовой, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания, порождающие преступность как следствие.

Преступность несовершеннолетних – это явление, имеющее множество граней, а это значит, что причины ее нельзя познать, изучая лишь отдельные факторы или стороны нравственного формирования подростка в семье, школе. Необходимо рассматривать взаимодействие и взаимообусловленность этих явлений, так как они взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Основные причины преступности несовершеннолетних
1. Неудовлетворительные условия воспитания в семье.
2. Отсутствие у многих родителей возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей.
3. Отрицательное влияние ближайшего окружения.
4. Низкий уровень воспитательной работы в школах.
5. Распад семей.
6. Приобретение массового характера уклонения детей от получения образования.
7. Идеологический вакуум заполнился криминальной идеологией, культом насилия, корысти.
8. Социальное расслоение, значительный разрыв в материальном обеспечении детей, выходцев из различных социальных групп.
9. Пороки социальной политики государства, деградация системы здравоохранения.
10. Распад системы трудоустройства подростков.
11. Увеличение доли детей с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии.
12. Безнадзорность со стороны семьи, образовательных учреждений за поведением, связями, времяпровождением несовершеннолетних.

Важно отметить, что эти причины – не простая сумма социальных явлений, а целостная система взаимодействующих элементов. Жизненные ситуации несовершеннолетнего, его воспитание объединяют в себе уже две противоположные тенденции по качественному их влиянию на личность: они или положительно влияют на неё, способствуя становлению положительных качеств и правовой культуры. Либо делают лицо уязвимым к неблагоприятным внешним условиям и ситуациям криминогенного характера. Причины преступности связывают с отрицательной стороной этого противоречия – условиями неблагоприятного нравственного формирования личности.

Рассмотрим несколько точек зрения на классификацию причин преступности. Так, например А.А. Герцензон подразделял их на материальные и идеологические. Г.А. Аванесов выделял три класса причин: связанные с противоречиями социального развития, искаженно мировоззренческие, связанные с конкретной личностью. В.Н. Кудрявцев рассматривал три категории причин: причины, лежащие в сфере общественного сознания, причины, лежащие в области общественного бытия, причины, обусловленные внешними противоречиями между двумя противоположными социально-экономическими системами – социализмом и капитализмом. Однако, несколько позже он начал подразделять причины преступности на объективные и субъективные. Эта классификация долгое время сохранялась в советской криминологии, да и в наше время является тоже весьма актуальной. Думается, именно она может быть основой рассмотрения причин преступности несовершеннолетних и в настоящем исследовании. Суть данной классификации в том, что в основе противоправного поведения лица находятся различного рода противоречия. Противоречия эти имеют социальную, смешанную и психологическую природу. Для определения причины правонарушений, необходимо обратить внимание на систему внешних и внутренних факторов, которая делает возможным это поведение в различных конкретных условиях, применительно к разным людям, особенно к несовершеннолетним. Исходя из этого, субъективные причины преступности несовершеннолетних можно определить как элементы социальной психологии подростков, которые противоречат установленным нормам права и запретам, общепризнанной морали и нравственности. Объективные причины преступности несовершеннолетних – это конкретные противоречия в общественном бытии, экономических и социальных отношениях людей.

Все перечисленные классификации причин преступности имеют под собой апробированную практикой и выработанную теорией основу. В той или иной степени полезны для создания моделей, приёмов и способов для борьбы с преступностью, в том числе с преступностью несовершеннолетних, но не всегда каждая точка зрения, проводимая авторами касательно причин и условий преступности, в отдельности отвечает в полной мере реальности.

Во взаимодействии с причинами необходимо также рассматривать условия преступности.

Условия– это различного рода организационно-управленческие упущения и просчеты, недостатки правового, технического порядка, поддерживающие действие субъективных причин преступлений.

Условия подразделяются на объективные и субъективные. Субъективные условия преступности несовершеннолетних можно определить как социально-психологические особенности несовершеннолетних (черты характера, темперамент, возраст). Объективными условиями можно считать недостатки организационного и технического характера, которые поддерживают действия объективных и субъективных причин преступности несовершеннолетних.

Необходимо отметить, что в криминологии широкое распространение получила точка зрения, исходя из которой, поведение отдельной личности детерминируется:

общественной средой – общий уровень социальной детерминации (макросредой);

непосредственным окружением (микросредой);

внутренними миром конкретного человека.

Каждая последующая составляющая указанной пирамиды определяется предыдущей, то есть микросреда во многом определяется макросредой, личностные качества человека – микросредой, а все три уровня взаимообусловлены и взаимосвязаны. Макроуровень и микроуровень связаны с объективными причинами преступности несовершеннолетних, личностные качества – с субъективными.

Макроуровень – это общая ситуация в государстве, которая имеет существенное значение, так как от него зависит положение на микро уровне, от которого, в свою очередь, – положение конкретной личности.

Макроуровень характеризуется особенностями социального, политического, экономического развития общества, правового пространства. Следует отметить, что политические приоритеты во многом определяют экономическое развитие общества или государства и наоборот. Равно как и социальная сфера во многом детерминируется экономикой и политикой, а право – всеми тремя, и наоборот. Следовательно, все сферы развития государства и общества сильно взаимосвязаны, они влияют друг на друга. Если нарушается одна из них, то происходят сбои и в функционировании других. Из этого следует, что их нельзя рассматривать отдельно, так же как нельзя разрозненно рассматривать объективные и субъективные причины преступности несовершеннолетних. Правильно вести речь о причинно - условном комплексе, включающем в себя и причины, и условия преступности несовершеннолетних.

Большую роль следует отвести объективным факторам, что мы и сделаем. При этом важно отметить то, что конечный результат воздействия этих факторов, формирование криминогенного мировоззрения у подростка, которое также зависит и от его морально-нравственных качеств, влияния особенностей подросткового возраста таких, как незрелость воли, отсутствие жизненного опыта, подверженность чужим влияниям, стремление показать себя сильным, склонность к риску, подражание взрослым, обидчивость, неустойчивость склонностей и интересов, характер, темперамент, иногда и психические аномалии, романтизм.

Объективными причинами преступности несовершеннолетних можно считать недостатки в политической, экономической, социальной жизни нашего государства, недостатки, связанные с защитой прав ребенка, недостатки в профилактической деятельности, указанных в законе органов профилактики, да и сами эти законы. Большую роль также играют фоновые явления (или условия) преступности несовершеннолетних.

Ежегодно 350 тыс. российских детей появляются на свет вне брака, 20 тыс. из них – у матерей, не достигших восемнадцати лет. Семья почти потеряла возможность контролировать поведение своих детей, так как родители в основном сосредоточили своё внимание на необходимости достойно их содержать, но не у всех это получилось. Очень часто «заботу» о воспитании таких детей берёт на себя улица. При отсутствии налаженной досуговой деятельности, когда у детей нет возможности и особого желания посещать спортивные секции, отдыхать в оздоровительных лагерях и санаториях, их свободное время приобретает все больший криминальный характер.

Следовательно, меры социальной политики не могут обеспечить защиту детей от негативных факторов. Система защиты детства была полностью надломлена. Права детей стали нарушаться везде, профилактика преступности и правонарушений не обеспечивалась, не было должного нормативного ее обоснования, организационного и технического обеспечения. Система профилактики преступности несовершеннолетних, в результате указанной политики государства, при отсутствии должного финансирования и кадрового голода тоже значительно ослабела. Вот мы получили криминогенную макросреду, справиться с которой довольно трудно. Все перечисленные явления имеют правовую и криминологическую подоплеку, так как они представляют собой грубейшие нарушения прав ребенка со стороны нашего государства. Детерминирующие и обусловливающие последующие нарушения этих прав со стороны родителей, учителей, сотрудников милиции и других субъектов, а они, впоследствии трансформируясь в субъективные причины преступности, в свою очередь влекут безнадзорность и преступность несовершеннолетних.

Применительно к несовершеннолетним процессы и явления современной действительности, создающие на макроуровне негативные условия для их жизни и воспитания, превращаются в следующие криминологические детерминанты:

- значительная социальная дифференциация несовершеннолетнего населения по уровню материальной обеспеченности;

- нарушение принципов оплаты труда, низкая или уравнительная оплата труда воспитателей и педагогов;

- различия в характере и содержании обучения, воспитания и труда отдельных групп детей и подростков, определяющие как реальные различия их сегодняшних позиций на ближайшую перспективу;

- процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся существенным изменением традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних;

- отягощенность алкоголизмом, нервно-психическими, хроническими заболеваниями отдельных групп населения, включая родителей, иных лиц, ответственных за воспитание детей и подростков;

- противоречия между духовными и особенно материальными потребностями детей и подростков, их родителями и реальными возможностями их удовлетворения;

- низкий уровень правовой культуры, значительные деформации нравственного и правового сознания отдельных групп несовершеннолетних, их родителей и иных воспитателей;

- недостаточное ресурсное и кадровое оснащение сферы жизнедеятельности общества, специализированной для проведения целенаправленной работы по исправлению и перевоспитанию детей и подростков и многое другое.

Изложенное выше можно отнести к объективным причинам преступности несовершеннолетних, связанной с нарушениями прав ребенка. Но нельзя обойти и фоновые явления, спровоцированные также вышеописанной государственной политикой.

2.1.Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних преступников и несовершеннолетних потерпевших.

Безнадзорность и беспризорность детей продолжают оставаться одними из наиболее тревожных характеристик современного российского общества.

Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них – социальные сироты, то есть брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

Дети из асоциальных семей, лишенные средств существования, нередко вовлекаются в нерегламентированные и криминальные сферы деятельности (работа на улице в неудовлетворительных условиях, занятие проституцией, занятость в порнографическом бизнесе, торговля табачной, алкогольной продукцией и т.д.), связанные с риском для здоровья, психологического и социального развития.

Безнадзорность, то есть отсутствие должного контроля и надзора со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетнего. Безнадзорность может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей либо объективной невозможности выполнить их (например, состояние здоровья). Однако в данном случае речь идет не только об отсутствии контроля, но и часто о плохом микроклимате в семье, который порождает безнадзорность.

Ее воплощением являются:

- отсутствие должной требовательности к ребенку, неопределенность круга его обязанностей;

- отсутствие контроля за учебой и досугом.

- игнорирование родителями необходимости следить за кругом знакомств своего чада приводит к возникновению наиболее опасных форм безнадзорности, когда ребенок попадает в криминогенные компании, а поскольку подросток часто оказывается неподготовленным к такой ситуации, эти группы легко подчиняют его себе.

Безнадзорность будущих несовершеннолетних потерпевших содействует созданию ситуаций и поводов для преступлений.

Беспризорность – это крайняя стадия безнадзорности, когда ребенку, за которым нет контроля, в силу отсутствия родителей или еще каких-либо причин еще и негде жить.

Меры по борьбе с беспризорностью по существу сводятся к тому, что сотрудники полиции устраивают облавы и отвозят детей в одну из больниц, где их моют и отправляют в приют, откуда они снова убегают. В связи с этим до сих пор не решена эта проблема. Следовательно, вот одна непосредственная причина преступности несовершеннолетних, которая иногда становится фоновым явлением, представляющим собой, как и безнадзорность, нарушение неотъемлемых прав ребенка на воспитание, семейное окружение и развитие прав ребенка.

Наши рекомендации