Гарантии независимости судей
Независимость судьи обеспечивается следующими правовыми гарантиями:
1. предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
2. установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
3. правом судьи на отставку;
4. неприкосновенностью судьи;
5. системой органов судейского сообщества;
6. предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять все необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья также имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» и постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1575 «О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям».
Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные федеральным законодательством, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Недопустимость вмешательства в деятельность судьи. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Несменяемость судьи. Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном федеральным законодательством.
Неприкосновенность судьи. Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).
Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.
Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей областного и приравненного к ним судам, либо в указанных в законе случаях на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Рассмотрение представления руководителя следственного органа проводится с его участием, а также с участием лица, в отношении которого внесено представление, и его защитника в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления представления руководителя следственного органа в суд.
Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном законом.
Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.
Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается судебной коллегией соответствующего суда в составе трех судей по ходатайству руководителя соответствующего следственного органа при прокуратуре с согласия квалификационной коллегии судей.
Если при рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей установили, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, то они отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий.
Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ.
Материальное обеспечение судей. Заработная плата судьи (денежное содержание судьи военного суда) состоит из должностного оклада, а для военных судей – и оклада по воинскому званию, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и 50 %-ной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, которые не могут быть уменьшены. Законами и другими нормативными правовыми актами предусматриваются также иные выплаты судье. Размеры доплат за квалификационные классы и выслугу лет судей устанавливаются федеральным законом. Размеры должностных окладов судей устанавливаются в соответствии с их должностью в процентном отношении к определяемому федеральным законом должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и не могут быть менее 50 % их оклада. Должностной оклад судьи не может быть менее 80 % должностного оклада председателя соответствующего суда.
Судья, достигший возраста 60 лет (женщины – 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как в должности судьи, так и в должностях по юридической профессии в государственных организациях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также время работы адвокатом до назначения его на должность судьи.
Судьям предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 рабочих дней. Местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома или в виде отдельной комнаты с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.
Судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарствами, которое оплачивается из средств федерального бюджета. Они также имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается из средств федерального бюджета. Эти права сохраняются за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию. При этом медицинское обслуживание находящегося в отставке или на пенсии судьи и членов его семьи производится за счет средств федерального бюджета в тех же лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.
Судья имеет право по служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории Российской Федерации всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси). Судья также пользуется правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.
Судьи и имеющие классные чины работники судов обеспечиваются бесплатным служебным обмундированием по нормам, определяемым Правительством РФ.
Меры социальной защиты судьи и членов его семьи. Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму, равную его заработной плате за 15 лет.
Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:
· гибели (смерти) судьи в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, – его наследникам в размере 15-летней заработной платы судьи;
· причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, – в размере трехлетней заработной платы судьи;
·причинения судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, – в размере годовой заработной платы судьи.
Судейский иммунитет.
Поскольку одним из основных элементов статуса судей и в то же время гарантией независимого правосудия является правовой иммунитет, возникает необходимость в исследовании содержания этого феномена и целей его нормативного закрепления.
С латинского языка слово "иммунитет" (immunitas) переводится как освобождение, избавление, независимость, неподверженность. В юридическом контексте иммунитет в самом общем плане означает освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общеобязательных правил. В специальной литературе иммунитеты рассматриваются как особый вид привилегий. Вместе с тем привилегии расцениваются в качестве разновидности льгот, льготного способа регулирования общественных отношений [11].
Названные средства относятся к правомерным исключениям из общего порядка, представляя собой особые формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей. Как и всякое правовое преимущество, иммунитет может предоставлять дополнительные права (нормы-дополнения) или освобождать от определенных обязанностей (нормы-изъятия).
Наделение отдельных субъектов преимуществами закономерно ставит проблему соотношения иммунитета с конституционным принципом правового равенства. В литературе по этому вопросу имеются два противоположных подхода. Одни авторы полагают, что иммунитеты закрепляют неравенство, которое проявляется, в частности, при решении вопроса о привлечении таких лиц к юридической ответственности. И такое положение, по их мнению, является социально вредным [12]. Другие, напротив, считают, что иммунитеты не нарушают этот принцип, поскольку правовое равенство характеризует общий статус гражданина и не учитывает различий в юридическом положении субъектов правоотношений [13]. Как верно отмечает М.В. Баглай, "содержание равенства и равноправия предполагает отсутствие неузаконенных привилегий, этот принцип вовсе не означает, что право вообще не может устанавливать льгот и привилегий" [14]. То есть конституционный принцип равенства - это общее правило, составной частью которого могут быть юридические исключения. Ведь зачастую участниками правоотношений становятся субъекты, обладающие одновременно как общим, так и, например, профессиональным (должностным) статусом.
Поэтому законодатель может, исходя из теории функциональной необходимости, предусматривать для них определенные привилегии. В частности, устанавливать исключения из общего порядка судопроизводства для некоторых субъектов (Президента, депутатов, судей, прокуроров и т.д.) в зависимости от реализуемых ими полномочий, защищаемого интереса и других факторов. Такое правовое явление, как иммунитет, полагает В.А. Четвернин, представляет собой привилегию, обеспечивающую правовую безопасность и самостоятельность этих должностных лиц [15].
Иммунитет, несомненно, выступает в качестве особой привилегии, основное социальное назначение которой - гарантировать защиту специальных субъектов от необоснованных посягательств, их независимость и эффективное выполнение ими государственных или общественных функций.
Таким образом, государство в целях надлежащей реализации своих полномочий заинтересовано в учреждении иммунитета как необходимого элемента юридического статуса определенных субъектов права.
Подобная заинтересованность, как представляется, более чем оправданна по отношению к судейскому корпусу. При этом следует исходить из важности и социальной значимости правосудия, необходимости укрепления его независимости для утверждения в обществе законности и социальной справедливости.
Здесь нужно учитывать специфику деятельности судей, которые разрешают конфликты участников правоотношений и немало из них, естественно, оказываются в роли обиженной стороны. Кроме того, имеются соответствующие люди, а иногда и группы людей, которые специально не хотят отстаивать свои интересы процессуальными средствами. Они зачастую преднамеренно обостряют ситуацию вокруг суда и судей, подключая СМИ и правозащитные организации, а то и используя явно незаконные методы, с вполне конкретной целью - любыми способами повлиять на судебную систему и "продавить" нужное им неправосудное решение.
Следует также иметь в виду, что порой неудовлетворенной стороной становятся сотрудники органов власти, в том числе специальных служб, расследования уголовных дел и прокуратуры. Это как раз те случаи, когда возникает конфликт служебных интересов, и судьи должны быть надежно защищены от необоснованных притязаний.
Поэтому законодатель при регулировании общественных отношений обязан учитывать указанные факторы и выстраивать систему предпосылок юридической безопасности и независимости судей.
Цель закрепления правового иммунитета не заключается в защите этих граждан. Иммунитет не является личной привилегией человека, занимающего должность судьи, а выступает способом юридической охраны его профессиональной деятельности, необходимым элементом специального правового статуса.
Именно такое восприятие судейского иммунитета традиционно для правовых систем западных стран. Он также был нормативно закреплен в ходе реформы XIX века [16]. И трудно согласиться с достаточно категоричным утверждением о том, что судьи в дореволюционной России не пользовались каким-либо иммунитетом [17].
В настоящее время правовой институт судейского иммунитета регламентирован целым массивом нормативных документов. В них иммунитет закреплен как нормами материального, так и процессуального законодательства.
Таким образом, судейский иммунитет как разновидность правового иммунитета представляет собой комплексный институт, состоящий из совокупности норм, освобождающих судей от выполнения отдельных юридических обязанностей и устанавливающих особые процедуры привлечения их к ответственности в целях обеспечения конституционного статуса и надлежащего выполнения ими своих функций.
Правовой иммунитет как реальная юридическая категория, должен соответствовать объективным закономерностям социально-политического развития общества на конкретном историческом этапе. В современных условиях, когда в России отсутствуют прочные демократические правовые традиции, отказ от иммунитета или его существенное ограничение представляют реальную опасность. Сейчас нужно согласиться с убедительной точкой, что "с учетом реалий сегодняшнего дня, ангажированности правоохранительных органов, "телефонного права" и других моментов" целесообразно сохранить действующий порядок привлечения к уголовной ответственности должностных лиц, включая судей [18].
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что судья – это носитель судебной власти. Это человек, достойный уважения за свой профессионализм. При рассмотрении дел они точно исполняют требования законов, обеспечивают охрану прав и свобод граждан, их честь и достоинства, интересы общества, высокую культуру и воспитательное воздействие судебной деятельности, быть справедливым и гуманным. Чтобы судить других, нужно обладать многими достоинствами. К судье граждане идут а советом, законным разрешением возникшего конфликта, защитой принадлежащих им прав и свобод. Успешное выполнение этой весьма важной социальной миссии требует от судьи не только профессиональных знаний и опыта, житейской мудрости, но и высоких человеческих свойств- не подкупности и честности, уравновешенности и чувства справедливости, гражданского мужества и принципиальности, решительности и доброты, умения слушать других и слышать их, а также многого другого. Не у всякого есть такие свойства. Тем, у кого нет, лучше не претендовать на занятие судебной должности.
Список литературы
1. Конституция РФ, М 1993
2. Закон РФ о Судебной системе судов от 31.12.1996г. №1- ФКЗ
3. Закон РФ о конституционном суде РФ от 21. 07.1994г. №1- ФКЗ
4. Закон о статусе судей в РФ от 26.06.1992г. №31-32- (с изменениями и дополнениями)
5. Закон о мировых судьях от 17.12.1998г.
6. Юридическая энциклопедия М; Юрист, 1997г.
7. Постановление Верховного Совета РФ «О концепции судебной реформы в РСФСР» от 24.10.1991г. №1801-1
8. Савицкий В.М. Организация судебной власти // Становление судебной власти в обновляющейся России / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 1997. С. 4.
9. Морщакова Т.Г. Контрреформа: угроза или реальность // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. N 5. С. 62.
10. Кузнецов В.В. Отчетный доклад Высшей квалификационной коллегии судей РФ // Российская юстиция. 2009. N 1. С. 33.
11. Малько А.В. Правовые иммунитеты // Правоведение. 2000. N 6. С. 12; Суменков С.Ю. Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 11 - 12.
12. Бойков А.Д. Третья власть в России. М., 1997. С. 194; Марогулова И.Л. Некоторые вопросы судебной реформы // Судебная реформа в России: проблемы совершенствования законодательства. По материалам научно-практической конференции. Москва, 28 мая 2001 г. М., 2001. С. 55;
13. Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. М., 2008. С. 148 - 149; Петрухин И.Л. Проблемы судебной власти в современной России // Государство и право. 2000. N 8. С. 7 - 8; Капинус Н. Если неприкасаемые, то насколько? // Закон. 2001. N 9. С. 6; Даев В.Г. Иммунитеты в уголовно-процессуальной деятельности // Правоведение. 1992. N 3. С. 48.
14. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2002. С. 173 - 177.
15. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 109.
16. Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969. С. 342 - 343.
17. Ефимчев С.П., Ефимчев П.С. Всеобщая декларация прав человека и реализация ее положений в сфере уголовного судопроизводства России // Журнал российского права. 1999. N 7/8. С. 69
18. Человек с особым статусом // Российская газета. 2010. 24 июня.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие правового статуса судьи и требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей…………………………………………..3
2. Порядок наделения судей полномочиями………………………………..5
3. Гарантии независимости судей……………………………..……………11
4. Судейский иммунитет…………………………………...……………….17
Заключение………………………………………………..………………….21
Список литературы………………………………………….……………….22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ