Мониторинг природных ресурсов
Окружающая среда является одним из важнейших факторов жизнедеятельности человеческого общества. Обеспечение ее благоприятного состояния с целью гарантирования комфортных условий проживания людей – приоритетное направление проводимой в нашей стране государственной экологической политики. Механизмом, позволяющим отследить состояние природных и природно-антропогенных объектов, а также предотвратить их загрязнение, служит система мониторинга.
Мониторинг – процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или деятельности для определения тенденций изменения параметров.
Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) – это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.Атмосферный воздух в России как природный ресурс не учитывается.
Водные ресурсы. Мониторинг водных ресурсов проводится в рамках государственного водного кадастра. Учет водных ресурсов и наблюдения за режимом ведутся в системе Росгидромета. Учет водных ресурсов и подземных вод осуществляет Министерство природных ресурсов. Государственный учет за использованием минеральных вод и лечебных грязей, а также контроль их запасов осуществляется территориальными советами профессиональных союзов.Мониторинг земельных ресурсов осуществляется землепользователями и государственными землеустроительными органами. Все сведения связанные с землепользованием регистрируются в Государственном земельном кадастре.Минерально-сырьевые ресурсы. Геологическое изучение недр, учет состояния и движения запасов полезных ископаемых входит в компетенцию органов Роскомнедра. Надзорную деятельность в области рационального использования минерально-сырьевых ресурсов осуществляет Госгортехнадзор России. Биологические ресурсы. Учет охотничьих и промысловых животных возложен на службу Главохоты РФ, которая осуществляет и прогноз рационального использования животных ресурсов , отсутствие кадастров животного мира и слабая их инвентаризация не позволяет говорить о существовании мониторинга. Мониторинг рыбных ресурсов ведется органами Комитета РФ по рыболовству.
Мониторинг лесных ресурсов возложен на Федеральную службу лесного хозяйства Российской Федерации.
Мониторинг природных ресурсов включает в себя следующие виды:
- мониторинг земель;
- мониторинг водных объектов и их использования;
- мониторинг недр;
- мониторинг особо охраняемых природных территорий;
- мониторинг горных экосистем и опустынивания;
- мониторинг лесов;
- мониторинг животного мира;
- мониторинг растительного мира.
Мониторинг природных ресурсов осуществляется специально уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательными актами.
Мониторинг земель представляет собой систему базовых (исходных), оперативных, периодических наблюдений за качественным и количественным состоянием земельного фонда, проводимых в целях своевременного выявления происходящих изменений, их оценки, прогноза дальнейшего развития и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов. Данные мониторинга земель обобщаются в Государственном земельном кадастре.
Мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими, гидрогеологическими, гидрогеохимическими, санитарно - химическими, микробиологическими, паразитологическими, радиологическими и токсикологическими показателями их состояния, сбор, обработку и передачу полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, оценки и прогнозирования их развития, выработку рекомендаций по предотвращению вредных последствий и определению степени эффективности осуществляемых водохозяйственных мероприятий.
Мониторинг недр представляет собой систему наблюдений за состоянием недр для обеспечения рационального использования государственного фонда недр и своевременного выявления их изменений, оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Данные мониторинга недр обобщаются в Государственном кадастре недр.
Мониторинг особо охраняемых природных территорий - система наблюдений для изучения естественного течения природных процессов и влияния изменений состояния окружающей среды на экологические системы особо охраняемых природных территорий. Данные мониторинга особо охраняемых природных территорий обобщаются в Государственном кадастре особо охраняемых природных территорий.
Мониторинг горных экосистем и опустынивания - наблюдение за опустыниванием и его последствиями и состоянием горных экосистем.
Мониторинг лесов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях государственного управления в области охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, пользования лесным фондом, сохранения биологического разнообразия и экологических функций лесов. Данные мониторинга лесов обобщаются в Государственном лесном кадастре.
Мониторинг животного мира представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики объектов животного мира в целях государственного управления в области охраны, воспроизводства и использования животного мира и сохранения биологического разнообразия. Данные мониторинга животного мира обобщаются в Государственном кадастре животного мира.
Мониторинг растительного мира представляет собой систему наблюдений оценки состояния объектов растительного мира в целях их изучения, охраны, воспроизводства и устойчивого использования.
Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов - многоцелевая информационная система, включающая наблюдение за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также анализ данных об их фактическом состоянии для принятия управленческих и хозяйственных решений в целях обеспечения экологической безопасности, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов организуется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды совместно со специально уполномоченными государственными органами.
Принципами Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов являются:
1. функционирование на основе единого организационного, методологического, метрологического и информационного подхода;
2. максимальное использование возможностей существующих государственных и иных систем мониторинга.
Задачами Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов являются:
1. получение достоверной и сопоставимой информации о состоянии окружающей среды, биоразнообразия и экосистем, об источниках антропогенного воздействия, факторах среды обитания, влияющих на состояние здоровья населения;
2. оценка и прогноз состояния окружающей среды, уровней антропогенного воздействия, показателей состояния биосферы, функциональной целостности экосистем;
3. обеспечение данными для проведения анализа эффективности принимаемых управленческих решений и проводимых мероприятий по обеспечению экологической безопасности.
Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов формируется на базе действующих в систем и подсистем мониторинга, охватывающих прямо или косвенно вопросы охраны окружающей среды, включая среду обитания и здоровье населения.
Специально уполномоченные государственные органы в соответствии с их компетенцией обязаны проводить изучение природных объектов и организовывать виды (подсистемы) мониторинга.