По теории государства и права
(экзамен, 1 семестр)
Тема: Предмет и метод теории государства и права
1. Покажите практическое значение теории государства и права, в том числе в профессиональной деятельности юриста.
Тема: Происхождение государства и права
2. Укажите, представителями каких теорий происхождения государства являются авторы приведенных ниже отрывков: «Война – вот причина происхождения государства. Государство создается завоевателями и поддерживает их власть, господство над побежденными»; «Государства потому вначале и управлялись царями, что они образовывались из элементов, признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облачен полномочиями царя…».
Тема: Теория государства
3. Закончите предложения: «Считает сущностью государства диктатуру экономически господствующего класса ... концепция. Общесоциальные концепции сущности государства считают основным назначением государства - ...».
4. В каких ситуациях возможно добровольное или принудительное ограничение государственного суверенитета?
5. Определите тип современного российского государства, исходя из различных известных Вам подходов к типологии государства.
6. Каково соотношение формы правления и типа государства?
7. Назовите основные особенности формы правления в современной России.
8. Назовите основные особенности формы государственного устройства в современной России.
9. Определите вид политического режима в современной России. Ответ аргументируйте, перечислив его основные признаки.
10. Каково содержание социальной функции государства? Как это соотносится с понятием «социальное государство», закрепленное в ст. 7 Конституции РФ?
11. Выберите правильные варианты.
Судебная власть в современной России осуществляется: судом присяжных; мировым судьёй; министерством юстиции; органами прокуратуры; квалификационной коллегией судей; судебными приставами.
12. Выберите правильные варианты.
Постоянные функции государства: обеспечение экономического суверенитета; социальная защита граждан; охрана прав и свобод личности, обеспечение правопорядка; борьба со стихийными бедствиями; ликвидация последствий экологической катастрофы; ведение оборонительной войны.
13. Закончите предложения: Коллегиальный орган общей компетенции, организующий претворение в жизнь законов - ... . Центральный орган отраслевого государственного управления - ... .
14. Выберите правильные варианты.
Организационные формы реализации функций государства: решение кадровых вопросов; обеспечение делопроизводства; ведение статистики; исполнительная; правотворческая
15. Закончите предложение. Политическая партия в РФ характеризуется следующими признаками: наличие программы; организационная структура; фиксированное членство; финансирование деятельности из государственного бюджета; формирование корпоративных норм поведения; отсутствие рядовых членов
16. Назовите виды политических партий, существующих в современной России. Ответ проиллюстрируйте примерами.
17. Назовите признаки, подтверждающие светский характер государства в современной России.
18. Назовите органы законодательной ( представительной) власти в Российской Федерации, функционирующие на федеральном уровне и на региональном (на примере Кемеровской области). Каковы их основные функции?
19. Назовите органы исполнительной власти в Российской Федерации, функционирующие на федеральном уровне, на региональном (на примере Кемеровской области) и местном (на примере г.Новокузнецка).
20. Приведите примеры реализации принципа демократизма в организации и деятельности современного российского государства.
(экзамен, 2 семестр)
Тема: Взаимосвязь общества, права, государства
1. Статья 1 Конституции Российской Федерации определяет Россию, как правовое государство. Какие признаки правового государства, на Ваш взгляд, реализуются в современной России в полном объеме, а какие – нет?
2. Назовите институты гражданского общества в современной России.
Тема: Сущность права. Принципы и функции права.
3. Приведите примеры реализации принципа гуманизма в правовой системе современной России.
4. Существуют разные определения права. Некоторые из них определяют право следующим образом:
Право – это то, что делает суд.
Право – это совокупность двусторонних (императивно-атрибутных) эмоций субъектов общения.
Право – это воля господствующего класса, возведенная в закон.
Право – это совокупность норм, издаваемых государством.
Право – это совокупность норм и принципов, вытекающих из природы человека.
Определите, к какой школе права относятся эти высказывания.
Тема: Основные правовые системы современности.
5. К каким правовым семьям относятся правовые системы следующих стран: Россия, Франция, Англия, США, Италия, Австрия, Венгрия?
Тема: Общая теория права
6. В чем различие правовых и нравственных норм, каковы объединяющие их черты?
7. Выделите основные задачи в области правового воспитания граждан РФ и возможные пути их решения.
8. Сравните ФЗ и ФКЗ. Чем они отличаются?
9. К результатам каких способов систематизации законодательства относятся ГК РФ и СЗ РФ?
10. Выделите в российском праве отрасли публичного и отрасли частного права. Ответ обоснуйте.
11. Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию в ст.224 УК РФ: «Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условие для его использование другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет».
12. Какой является гипотеза нормы (сложной или простой), изложенной в статье 130 СК РФ: «Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания».
13. К какому виду (разрешающему, запрещающему, представительно-обязывающему) относятся следующие нормы Конституции РФ?