Построение потенциальной тяговой характеристики трактора
При построении принимают, что трактор имеет бесступенчатую трансмиссию, которая при изменении тяговой нагрузки позволяет всегда загружать двигатель на номинальную мощность за счет автоматического изменения скорости движения.
Построение проводят следующим образом. На оси абсцисс (рис.3) откладывают от начала координат значение тяговых усилий на крюке в принятом масштабе от 0 до Ркр max, а по оси ординат вверх - номинальную мощность двигателя NeH и через его вершину проводят прямую, параллельную оси абсцисс.
Ркр max=1.15Ркр ном=1.15*13398=15408 Н
В пределах графика наносят кривую буксования "δ" от нуля до полного буксования, вычисленную ранее по выражению (2.24) и взятую из таблицы 7.
Считая, что мощность на трение в силовой передаче и найденная по формуле (2.22), имеет постоянное значение, ее откладывают на графике от горизонтальной прямой Ne нoм вниз. Разность Nен- Nтр представляет мощность NK на ведущих колесах:
(2.33)
Часть этой мощности NK теряется на буксование ведущих колес пропорционально величине буксования:
(2.34)
Использовав вспомогательную кривую "δ", рассчитывают значения Nδ для принятого интервала тяговых усилий и откладывают их в виде соответствующих отрезков вниз от горизонтали NТР в принятом масштабе; соединив затем концы отрезков кривой, получают второй участок потери мощности на буксование (он заштрихован наклонными линиями).
Чтобы изобразить затраты мощности на качение Nf, определяют значения теоретической скорости:
(2.35)
и строят в масштабе график кривой VT = f (Ркр), где задаются значения тягового усилия от 0 до Ркр max. Далее вычисляют мощность Nf, необходимую для качения трактора по выражению:
(2.36)
Значения "VT" и "δ" берут для различных выбранных точек РКР во всем интервале 0 - Ркр мах .
Подсчитав величины Nf для ряда точек, откладывают их вниз от кривой Nδ и соединяют жирной кривой. Таким образом получают третий участок (он заштрихован перекрещивающимися линиями), который показывает затраты мощности на качение по заданному фону поля.
Ординаты жирно очерченной кривой изображают NКР, остающиеся после вычета всех потерь для реализации на крюке. Они изображают также тяговый КПД трактора ηТЯГ= Nкp/Ne, в своем масштабе, если отрезок Neн принять заηТЯГ=100%.
Полученная кривая Nкр=f(Ркр) называется потенциальной тяговой характеристикой трактора. Правильность построения потенциальной тяговой характеристики и тягового КПД проверяют по формуле:
(2.37)
Результаты расчетов тяговой потенциальной характеристики сводятся в таблицу 6.
Таблица 6 - Показатели потенциальной тяговой характеристики
Показатели | Тяговые усилия на крюке, Н | ||||||
δ, % | 1.2 | 2.1 | 3.2 | 4.8 | 6.9 | 9.8 | |
VT, м/с | 6.5 | 4.8 | 3.6 | 2.7 | 2.01 | 1.5 | 1.3 |
Nδ, кВт | 0.3 | 0.5 | 0.7 | 1.1 | 1.58 | 2.25 | 2.52 |
Nf, кВт | 12.544 | 9.232 | 6.860 | 5.096 | 3.724 | 2.622 | 2.268 |
ηтяг,% |
Заключение
Проектируемый трактор обеспечивает в рабочем тяговом диапазоне ( при одинаковой эксплуатационной массе) по сравнению с трактором класса 0,6 Т-30А80 несколько лучшие тяговые показатели, при одинаковых в среднем тяговых КПД и скоростных показателях, несколько уступая по топливно–экономическим показателям.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Баширов Р.М. Основы теории и расчета автотракторных двигателей – Уфа: БашГАУ, 2008.
2. Стуканов В.А. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля. - М.: Форум-Инфра-М, 2005
3. Кутьков Г.М. Тракторы и автомобили. Теория и технологические свойства. - М.: КолосС, 2004.
4. Кутьков Г.М. Теория трактора и автомобиля. - М.: Колос, 1996
Дополнительная:
1. Практикум по тракторам и автомобилям /под ред. В.А.Чернышева/ - М.: Колос, 1996.
2. Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей. - М.: Форум-Инфра-М, 2005.
3. Стуканов В.А. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля. - М.: Форум-Инфра-М, 2005.
4. Чумаченко Ю.Т. Автомобильный практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. Автомобили /под ред. А.В.Богатырева/ - М.: КолосС, 2002.
5. Богатырев А.В. Тракторы и автомобили. - М.: КолосС, 2005.
6. Ильяков В.В. Регулировки сельскохозяйственных тракторов. - М.: Колос, 1996.