Теории государства и государственной деятельности
Государство как политико-культурное образование прошло в своем развитии различные этапы, приобрело многообразие форм и моделей. Многое еще не ясно в истории возникновения государства. В мировой науке и социальной практике проблема государства еще далека от разрешения. «Наука о государстве не может пока предложить хорошей, свободной от противоречий системы, из которой получают правильные ответы на все вопросы, касающиеся государства» [41].
Классических трактовок понятия «государство» множество. Данное обстоятельство порождает сомнение в возможности включить все его основные признаки в определение этой категории. Еще Конфуций видел в государстве «большую семью», а Платон – «справедливый человеческий космос»; Аристотель называл государство простой совокупностью граждан; Гроций – союзом свободных людей для соблюдения права и общей пользы; Гоббс – верховной властью, сосредоточенной в одном человеке (или собрании) и объединяющей все воления граждан в единую волю; Маркс – машиной для подавления одного класса другим; Гегель – землебожественным существом и рассматривал государство как единую субстанцию, искусство и философию народа. Будучи воплощением духовной идеи, государство, по его мнению, есть совершенная, первичная по сущности и по отношению к индивиду целостность. Под этим философ подразумевал, что структурные элементы государства (право, экономика, нравственность и т.д.) рассматриваются в связи с целым и друг с другом, так как они – результат исторического развития всего целого. Гегель, создавая социальную доктрину, раскрыл весь спектр вопросов о положении человека в обществе. Он, в соответствии с принципами диалектики и логики, отделил понятие процессов возникновения и эволюции правовых отношений в истории от концептуальных понятий всеобщей свободы.
Государство возникло 5–6 тыс. лет назад, а термин «государство» впервые появился в Новое время, в Европе. Сначала он укореняется в Испании («estado») и во Франции («etat»), позднее – в Германии («staat»). Современное понимание термина «государство» зависит от контекста, вкладываемого в него смысла. Во-первых, в узком смысле слова государство идентифицируется с государственными органами власти, а также системой правовых норм, определяющих их функционирование. Во-вторых, термин употребляется для обозначения отношений политической власти, то есть отношений государства с различными группами граждан, между органами власти (главой государства, парламентом и правительством), а также между органами власти и общественными организациями. В-третьих, в обыденной речи термин «государство» употребляется как синоним понятий «страна», «отчизна» и т.д. Государство – это главный, но не единственный институт политической системы общества.
В рассматриваемом контексте конституционные характеристики Республики Беларусь можно представить следующим образом (рис. ):
Рис. Республика Беларусь: конституционные характеристики государства
Государство характеризуется следующими общими (фундаментальными) признаками: 1) наличием единой территорией с определенными границами; 2) населением, проживающим на данной территории; 3) суверенной властью, а также монополией на легальное применение силы или физического принуждения; 4) правом на взимание налогов; 5) обязательностью членства в государстве ─ гражданством; 6) представительством от имени общества в международных организациях и событиях. Однако названные признаки государства не в полной мере раскрывают характер и содержание деятельности государства. Следует отметить, что споры о свойствах государства продолжаются по сей день и вряд ли когда-нибудь будут завершены. Широкое распространение в современной науке получили теории по проблемам государства и его деятельности (рис. ). Однако они, в определенной степени, не совпадают с общепринятыми политологическими понятиями. К наиболее признанным современным теориям о государстве и государственной деятельности относятся следующие[42]:
- теории социально-экономической детерминации государства;
- теории господства партий;
- теории властных ресурсов организованных интересов;
- политико-институциональные теории.