Государственный орган – это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных сферах государственной деятельности

Признаки, отличающие государственные органы от негосударственных органов и государственных учреждений:

– наделение их полномочиями государственно-властного характера;

– формирование государственных органов по воле государства;

– выполнение строго определенных функций и видов деятельности;

– осуществление деятельности от имени государства;

– наличие территориальной сферы деятельности и внутренней организационной структуры;

- состоит из государственных служащих;

– наличие оперативной самостоятельности;

– осуществление различных форм деятельности в соответствии с законом;

– наличие строго определенного объема прав и обязанностей;

– издание актов нормативного и индивидуального характера;

– в отношениях с другими субъектами выступают как юридические лица, являясь в тоже время определенным звеном, составной частью единого государственного механизма.

Государственные органы создаются для осуществления определенных функций государства, являясь структурной частью государственного механизма. Государственный орган – это звено «в системе государственного управления, обладающее властными полномочиями в определенных областях государственной деятельности, которая различается по содержанию и пространственным границам своей власти».[93] Государственный орган является не просто частью механизма государства, но организационно обособленным звеном, наделенным собственной компетенцией. Государственные органы являются: организованными коллективами и автономными частями государственного аппарата. Они осуществляют государственные функции, реализуют публичный интерес. Государственные органы действуют от имени государства и от своего имени, обладают собственной компетенцией. Они учреждаются государством и несут ответственность перед государством за свою деятельность. Их положение, структура и деятельность регламентированы правом.[94]

Властные полномочия государственных органов выражаются в издании ими индивидуальных и нормативных актов от имени государства, в осуществлении контроля за исполнением этих актов, в использовании всех законных форм обеспечения своей деятельности. «Специфические признаки, отличающие государственные органы от негосударственных органов и организаций, следующие: а) формирование государственного органа по воле государства и осуществление им своих функций от имени государства; б) выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности; в) наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядка его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями; г) наделение государственного органа полномочиями государственно-властного характера».[95]

Практическую деятельность по осуществлению полномочий государственных органов осуществляют государственные служащие. Они исполняют свои обязанности за денежное вознаграждение из соответствующего бюджета, действуют в рамках закона и от имени государства, занимают определенную должность и в соответствии с субординацией обязаны исполнять решения и приказы вышестоящих органов, соблюдать нормы законодательства о государственной службе. Государственная служба в Российской Федерации подразделяется на гражданскую, военную и правоохранительную. По объему служебных полномочий различаются служащие различных категорий, которым соответствуют уровни руководителей, специалистов и вспомогательного персонала.

Каждый государственный орган является организационной структурой, наделенной законодательством совокупностью юридически установленных полномочий (компетенцией). Компетенция государственных органов может быть общей или специальной, которая реализуется в нормотворческой, внутриорганизационной и правоприменительной деятельности.

Органы государства осуществляют деятельность на основе принципов, сформулированных в законодательстве. К общим принципам деятельности государственных органов традиционно относят принципы: иерархичности, территориальности, демократизма, законности, разделения властей, федерализма, профессионализма и этики. Кроме общих существуют частные принципы, составляющие основу деятельности не всех, а только части государственных органов (единоначалия, коллегиальности и др.).

Государственные органы являются составной частью бюрократического аппарата государства, который необходим для нормального функционирования любого государства. В тоже время необходим эффективный контроль за деятельностью государственных служащих для преодоления бесконтрольности и всевластия бюрократии. Существуют классические принципы рациональной бюрократии, сформулированные М.Вебером, на которых строится эффективная работа всего государственного механизма. К их числу относятся: наличие твердо установленной и неукоснительно соблюдаемой системы вертикальных связей (служебной иерархии), существование отрегулированной, основывающейся на специализации системы разделения труда, функционирование системы правил и директив, четко устанавливающих права и обязанности членов бюрократической организации, внедрение в практику управления системы строго и точно определенных методов и приемов решения стоящих перед чиновником задач.[96]

Классификация государственных органовпроводится по различным основаниям:

– по способу формирования различают органы избираемые (первичные) и назначаемые (производные);

– в соответствии с территориальной сферой деятельности – высшие (центральные), субъектов государства, местные;

– в соответствии с принципом разделения властей – законодательные, исполнительные, судебные;

– по характеру компетенции – органы общей компетенции (правительство) и специальной компетенции (министерства и иные ведомства);

– по правовым формам деятельности – правотворческие, правоприменительные, правоохранительные;

– в соответствии со сроками полномочий – постоянные и временные;

– по порядку принятия решений – коллегиальные (правительство, парламент) и единоличные (Президент, министр, губернатор, мэр);

– по структуре (способу организации) – простые (не имеют внутренних подразделений) и сложные (делятся на различные звенья, подсистемы и др.);

– по характеру подчиненности – органы вертикального, горизонтального, смешанного, двойного подчинения;

– по содержанию деятельности – финансовые органы, природоохранные и др.;

– с точки зрения юридической основы органы государства подразделяются на органы, учреждаемые Конституцией, федеральными законами для осуществления задач и функций государства, и органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий высших государственных органов и органов власти субъектов федерации (администрации, аппараты палат парламента и др.).

Государственные органы действуют в соответствии с принципами, которые определяют способы их формирования и функционирования. Кроме государственных органов структурными элементами государственного механизма являются государственные учреждения, государственные предприятия и государственные служащие. Органы государства принимают участие в практической реализации функций государства в определенных законодательством формах.

Контрольные вопросы и задания:

1. Понятие механизма государства.

2. Структура государственного механизма.

3. Государственный орган – основной элемент государственного механизма.

4.Соотношениемеханизма и аппарата государства.

5. Характеристика государственного аппарата современного Российского государства.

Литература:

Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. № 3.

Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике. М., 1992.

Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 1998.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996.

Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998.Т. 1.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева.3-е изд. М., 1999.

Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998.

Наши рекомендации