Принципы налогообложения и их характеристика
Функции налогов
В современной теории налогов различают фискальную, контрольную и экономическую функции налогов.
Основной функцией налогов является фискальная функция, которая проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, аккумулируемыми в бюджетной системе.
Контрольная функция, во-первых, означает, что государство посредством налогов контролирует деятельность юридических лиц и граждан; во-вторых, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет, выявляя необходимость реформирования налоговой системы государства.
Экономическая функция включает в себя ряд подфункций:
регулирующая подфункция означает, что налоги создают объективные предпосылки для вмешательства государства в экономику;
стимулирующая подфункция проявляется в том, что с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует социально-экономическую деятельность приоритетных направлений развития общества;
распределительная подфункция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями;
социальная подфункция проявляется в том, что при установлении налогов и сборов необходимо обеспечивать, во-первых, справедливость «по горизонтали» (лица, имеющие равные доходы, должны платить равные по величине налоги) и, во-вторых, справедливость «по вертикали» (социальные слои, получающие большие доходы, должны платить значительно большие налоги, которые через механизм трансфертов должны идти на обеспечение относительно бедных слоев общества);
воспроизводственная подфункция реализуется через систему налоговых платежей, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего, природных).
Классификация налогов
Налоги и сборы могут быть сгруппированы по следующим признакам:
1) по субъекту налогообложения (видам налогоплательщиков) налоги подразделяются на: 1) налоги, взимаемые с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц); 2) налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль организаций и другие); 3) налоги, взимаемые с физических и юридических лиц (транспортный налог, земельный налог);
2) по объекту налогообложения выделяют:
- налоги с дохода (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый сельскохозяйственный налог и т.д.);
- налоги с имущества (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц);
- налоги с потребления (НДС, акцизы);
- налоги с использования ресурсов (земельный налог, водный налог);
3) в зависимости от механизма взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги (подоходные, имущественные, ресурсные) зависят от величины доходов или размера имущества и взимаются непосредственно с налогоплательщика. Косвенные налоги (на обращение) не зависят от величины доходов или размера имущества, а в виде фиксированной надбавки включаются в цену товара (услуги), перекладываясь тем самым на покупателя;
4) в зависимости от бухгалтерского источника уплаты выделяют налоги:
- включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг), т.е. косвенные налоги (НДС, акцизы);
- относимые на затраты производства или издержки обращения (земельный налог, транспортный налог, водный налог);
- удерживаемые из дохода работника (налог на доходы физических лиц);
- относимые на финансовые результаты до уплаты налогов (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес);
- уплачиваемые с валовой налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль организаций);
5) в зависимости от уровня органа государственной власти, который устанавливает налог и распоряжается им, выделяют налоги федеральные, региональные, местные.
Принципы налогообложения и их характеристика
Налогообложение – это совокупность экономических и организационно-правовых отношений, выражающих одностороннее, принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства. Взимание налогов предусматривает действие соответствующих принципов налогообложения, которые определяют одинаковые правила уплаты обязательных платежей в бюджет:
принцип всеобщности налогообложения, т.е. каждое лицо обязано уплачивать установленные действующим законодательством налоги и сборы;
принцип справедливости, т.е. должна учитываться фактическая способность налогоплательщика уплачивать налоги при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства;
принцип равенства налогообложения предполагает единообразный характер применения налогов и равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом;
принцип недискриминационности, т.е. налоги и сборы не могут применяться по-разному исходя из политических, идеологических, этнических, религиозных, организационно-правовых и иных различий между налогоплательщиками;
принцип однократности налогообложения, т.е. один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за установленный законом налоговый период;
принцип множественности налогов предусматривает необходимость построения налоговой системы на совокупности дифференцированных налогов;
принцип определенности, т.е. нормативно-правовыми актами до начала налогового периода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов;
принцип стоимостного выражения предполагает денежный характер налогообложения, т.е. налоги должны уплачиваться в денежной форме, а не путем, например, взаимозачетов;
принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования налоговых законов и других нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика.
2. Основные элементы налога и их характеристика. Методы расчета и способы взимания налогов.