Обеспечение административной реформы
Неподготовленность участников административной реформы к ее проведению может привести к замедлению процесса преобразований и обуславливает необходимость эффективной координации мероприятий по проведению административной реформы на федеральном и региональном уровнях.
Целями мероприятий по данному направлению являются формирование необходимого организационного, информационного, кадрового и ресурсного обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.
В рамках реализации указанных мероприятий предполагается:
1) создание типовых программ административной реформы для федеральных министерств, федеральных служб и агентств;
2) создание типовой программы административной реформы в субъекте РФ;
3) разработка методических рекомендаций по проведению административной реформы в муниципальном образовании;
4) разработка программ обучения новым процедурам государственного управления для их реализации в рамках образовательных программ и курсов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих;
5) мониторинг результативности мероприятий административной реформы на федеральном и региональном уровнях;
6) совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления;
7) взаимодействие с общественностью по вопросам реализации административной реформы;
8) формирование эффективного механизма управления мероприятиями по проведению административной реформы.
Говоря о реформах, российский социолог, профессор Питирим Сорокин (1889—1968)сформулировал четыре признака их успешности:
1) соответствие данной реформы базовым инстинктам народа (т. е. представлению народа о добре и зле);
2) научная обоснованность реформы;
3) апробирование реформы в неком узком регионе;
4) законность реформ.
Можно назвать еще несколько условий: наличие модернизационного проекта (стратегии реформ); согласие активной части общества, готовой сознательно осуществлять эту стратегию; наличие стратегически мыслящей элиты; способность элиты быть социально ответственной.
Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий высоких темпов социально-экономического развития страны. В связи с этим особое значение приобретает сбалансированность мер по реализации административной реформы, направленной на повышение эффективности деятельности органов власти и приоритетных направлений реформирования политической системы Российской Федерации.
17. Содержание административного и служебного контроля в системе государственного управления
Административно-служебный контроль представляет собой совокупность правил, устанавливающих порядок деятельности администрации, менеджеров и исполнителей организации в рамках согласованных рабочих процессов, обеспечивающих достижение заявленных целей.1
В рамках такого контроля должны быть отражены и согласованы все значимые аспекты деятельности организации и обеспечены условия для реализации соответствующих процессов с надлежащим качеством.
Целью административно-служебного контроля является укрепление порядка, законности и организованности в сфере управления.
Принципами административно-служебного контроля являются систематичность, достоверность, объективность, гласность, действенность контроля.
Формами административно-служебного контроля являются проверки (внутренний аудит), ревизии, обследования, аттестация. Процесс проверки складывается из стадий планирования проверки, подготовки к проверке, проведения проверки, составления акта проверки, принятия решений по итогам проверки, реализации принятого по итогам проверки решения, контроля фактического исполнения решения.
Проверки проводятся на основании соответствующих положений, инструкций, правил, принятых в установленном порядке компетентными органами.
Административно-служебного контроль осуществляется в организациях ее руководителями и его заместителями, в структурных подразделениях - руководителями структурных подразделений. Критерием исполнения документа и (или) поручения в каждом конкретном случае служит резолюция руководителя.
Организационно-методические функции по осуществлению административно-служебного контроля в организации выполняет контрольно-аналитический отдел, по вопросам аттестации служащих – отдел кадровой и правовой работы, по вопросам инспектирования, лицензирования, аттестации и государственной аккредитации учреждений, аттестации работников – управление общего и дополнительного образования, отдел лицензирования, аттестации и государственной аккредитации, управление профессионального образования, по вопросам финансово-экономического обеспечения – управление финансово-экономической работы, учета и контроля.2