Регулирование иностранного инвестирования
Одним из направлений внешнеэкономической политики является регулирование иностранных инвестиций. Необходимость привлечения внешних инвестиций предопределяется тем, что страна, имея ограниченные бюджетные ресурсы, не может собственными силами обеспечить эффективные структурные изменения в экономике. Это требует поиска дополнительных финансовых источников, важнейшими из которых являются иностранные инвестиции.
Виды иностранных инвестиций в Украину:
иностранная валюта, которую НБУ определяет как конвертируемую;
валюта Украины – в случае реинвестирования в объект первичного инвестирования или в другие объекты инвестирования;
движимое или не движимое имущество;
денежные требования и права на требования исполнения договорных обязательств, гарантированных первоклассными банками;
ценные бумаги (акции, облигации и т.д.), а также корпоративные права, выраженные в конвертируемой валюте Украины;
права интеллектуальной собственности, стоимость которой в конвертируемой валюте подтверждена согласно с законами страны инвестора и международными торговыми правилами и экспертной оценкой в Украине;
права на ведение хозяйственной деятельности, в том числе прав на использование природных ресурсов, представленных в соответствии с законодательством или договором, стоимость которых в конвертируемой валюте подтверждена законами страны инвестора или международными торговыми правилами.
Формами осуществления иностранных инвестиций в Украине могут быть:
- частичное участие в совместных предприятиях или приобретение доли в действующих предприятиях;
- создание или приобретение в полную собственность предприятий;
- приобретение движимого или недвижимого имущества;
- приобретение прав на пользование землей и концессий на использование природных ресурсов.
Иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты инвестирования, за исключением отдельных видов деятельности, где инвестирование может осуществляться лишь после получения лицензии. С момента зачисления инвестиций на баланс предприятия оно получает статус предприятия с иностранными инвестициями. К таким относят предприятия любой организационно-правовой формы, в уставном фонде которых иностранная инвестиция составляет не менее 10%. Иностранные инвесторы могут создавать на территории Украины собственные предприятия, филиалы, представительства и прочие структуры.
Для стимулирования иностранного инвестирования в стране могут устанавливаться льготы и гарантии имущественных прав и интересов инвесторов. Например, освобождение от обложения таможенной пошлиной имущества, которое ввозится в Украину как взнос иностранного инвестора в уставный фонд предприятия. Или установление льготного инвестиционного режима для отдельных субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют инвестиционные проекты с привлечением иностранных инвестиций, направленных на реализацию государственных программ развития приоритетных областей экономики.
Защита иностранных инвестиций гарантируется тем, что они не подлежат национализации и не могут быть реквизированы государственными органами. Реквизиция может быть проведена полномочными органами только в случае стихийного бедствия, аварии, эпидемии и т.п. Иностранным инвесторам после уплаты налогов и обязательных платежей гарантируется беспрепятственный перевод за границу их прибылей, доходов и других средств в иностранной валюте. Кроме того, они имеют право на возмещение убытков, причиненных вследствие ошибочных действий или ненадлежащего выполнения органами государственной власти своих обязанностей. Если инвестиционная деятельность иностранного инвестора прекращается, то он имеет право на возвращение своих инвестиций и доходов. В случае изменения законодательства относительно иностранных инвестиций на протяжении 10 лет для него действуют государственные гарантии защиты, которые были предусмотрены законами на момент регистрации инвестора.
Украина не только привлекает иностранные инвестиции, но и сама инвестирует средства за границей. Такие инвестиции осуществляются с целью создания общих предприятий и расширения сбыта их продукции, участия в разработке и эксплуатации за границей сырьевых месторождений и т.п. Основные условия и требования относительно осуществления инвестиций за границу устанавливает Национальный банк Украины. В соответствии с этими условиями инвестиции за границу могут осуществляться за счет собственных средств инвестора. Бюджетные средства разрешается инвестировать за границу только на основании решения Верховной Рады Украины.
Одним из видов международного движения капиталов является экспорт ссудного капитала, который выступает в форме международного кредита. Иностранные кредиты являются важным инструментом финансирования внешней торговли, комплексной модернизации и реконструкции предприятий, поддержания стабильности международных расчетов.
В зависимости от субъектов кредитных отношений различают такие виды международного кредита:
- международные кредиты между фирмами разных стран;
- банковские кредиты во внешней торговле;
- межгосударственные (межправительственные) кредиты;
- кредиты региональных банков развития;
- кредиты международных валютно-финансовых организаций.
По формам кредиты делятся на товарные и валютные. Особой разновидностью международного кредита является эмиссия ценных бумаг, если банк выступает посредником между кредитором и заемщиком, которые вкладывают свои средства в ценные бумаги.
По срокам возвращения международные кредиты делятся на: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
К основным источникам иностранных средств, которые привлекает Украина, относятся:
•ссуды международных финансовых организаций: Международного валютного фонда (МВФ), Мирового банка (МБ), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);
• кредиты иностранных государств;
• кредиты государств-поставщиков энергоносителей;
•размещение облигаций внутреннего государственного займа;
• предоставление грандов, субсидий, стипендий, научно-технической помощи от международных финансовых организаций и экономически развитых стран.
Порядок привлечения и приоритетные направления использования иностранных кредитов регламентируются соответствующими законами и постановлениями правительства. В соответствии с этими документами уполномоченными по привлечению кредитов являются Кабинет Министров или Верховная Рада Украины. Кабинет Министров имеет право привлекать иностранные кредиты в том случае, если законом о государственном бюджете на соответствующий год для покрытия дефицита бюджета определены источники финансирования. В случае, если получение займов от иностранных государств, банков и международных организаций не предусмотрено государственным бюджетом, принятие решений о получении кредитов и осуществление контроля за использованием их принадлежит к полномочиям Верховной Рады Украины. Свое согласие на такой заем и предоставление полномочий правительства на его привлечение Верховная Рада подтверждает принятием Закона «О ратификации соглашения о привлечении иностранного кредита».
Привлечение иностранных займов осуществляется поэтапно. Последовательность этапов такая:
1) представление предложений к заграничным представительствам Украины, министерств, других государственных органов и юридических лиц о привлечении иностранных кредитов;
2) проработка предложений Минэкономики, Минфином Украины с участием банка-агента, который определяется решением правительства;
3) подготовка проектов международных соглашений, протоколов, заявлений и других документов относительно привлечения кредитов;
4) подписание уполномоченными лицами международных соглашений и других документов о предоставление иностранного кредита;
5) ратификация международных соглашений Верховной Радой Украины.
Гарантом кредитов, которые соответственно международным договорам предоставляются Украине правительствами иностранных государств, международными финансовыми организациями и банками, от лица государства выступает Кабинет Министров. Погашение иностранных кредитов, которые привлекаются украинскими юридическими лицами под гарантии или другие обязательства правительства страны, осуществляется на условиях валютной самоокупаемости или с привлечением средств государственного бюджета.
Для получения под гарантии КМУ кредита, погашение которого будет осуществляться на условиях самоокупаемости, юридические лица подают Национальному агентству реконструкции и развития письмо-заказ на получение гарантий, вывод-поддержку соответствующего центрального органа исполнительной власти, бизнес-план проекта, документы, которые подтверждают возможность погашения кредита за счет прибылей от хозяйственной деятельности, а также документы относительно имущественного залога (поручительства) или договора страхования.
Для принятия решений относительно возможности предоставления гарантий Национальное агентство реконструкции и развития, Минэкономики, Минфин Украины и прочие организации проводят общую технико-экономическую экспертизу проекта, определяют его соответствие государственной политике, анализируют общее финансовое состояние заемщика, проводят ценовую экспертизу импортных и экспортных контрактов и т.п.. В случае передачи в залог государственного имущества, стоимость которого должна покрывать размер кредита, подготовку выводов и предложений относительно предоставления гарантий осуществляет Фонд государственного имущества Украины.
Предоставления гарантий относительно привлечения иностранных кредитов, для погашения которых предполагается использовать бюджетные средства, осуществляется только тогда, когда такие средства предусмотрены в государственном бюджете. Юридические лица-резиденты, которые получили такие гарантии, несут полную ответственность за полное и своевременное погашения кредита, уплату процентов за пользование им, а также уплату комиссионных. Контроль за целевым и эффективным использованием и своевременным погашением кредитов осуществляется соответствующими центральными органами государственной исполнительной власти.