Состояние сферы иностранного инвестирования и политика привлечения иностранных инвестиций в РБ

РБ заключено около 60 договоров об избежании двойного налогооб-я.

В РБ регул-ние потоков ИИ осуществляют Мин экономики, Мин иностр. дел, Мин финансов, Нац. банк, а также отраслевые мин-ва и концерны, местные органы власти.

Ф-ции управления инвестиций Мин экономики:

- разработка принципов и механизмов политики стимулирования привлечения и исп-ния ИИ, участвует в проведении инвестиц. тендеров;

- обесп-ние разработки проектов законодат. и иных нормативно-правовых актов, обобщение практики применения действующего закон-ва по вопросам инвестиц. деят-ти;

- определение потребности респ-ки в объемеИИ;

- участие в проведении экономич. экспертизы проектов решений и соглашений по междунар. инвестиц. сотрудн-ву, проектов создания междунар. ФПГ и др. корпорат. образований;

- осущ-ние гос- регистрации создаваемых на территории респ-ки хоз. групп;

- участие в подг-ке проектов междун. двусторон. договоров о взаимной защите и поощрении ИИ;

- участие в рассмотрении технико-экономич. обоснований создания и развития СЭЗ и проектов, реализуемых на их территории;

- обеспечение работы секретариата Консультативного совета по ИИ при Совете МинистровРБ.

Институц. инфраструктура представлена также Консультат. советом по ИИ (КСИИ) при Совете Министров РБ, Бел. агентством содействия ИИ и рядом коммерч. консалтинговых орг-ций.

В структуре КСИИ работает 5 раб. групп, занимающихся проблемами создания благоприятного имиджа Беларуси за рубежом, соверш-ния налог. законод-ва и системы бух. учёта, тамож. и инвестиц. законод-ва, а также вопросами СЭЗ.

В республике также существует ряд консалтинговых частных компаний, предост-щих иностр. инвесторам комплекс услуг по изучению бел. рынка, возможностей делового и инвестиц. сотрудничества.

В целях комплексного информационно-аналитич. обеспечения процессов орг-ции и осущ-ния в Бел. инвестиц. проектов с участием иностр. капитала создано ЗАО «Бел. агентство содействия ИИ» по распоряжению Совета министров в 1996 г. Общую координацию деят-ти агентства осущ-ют Мин-во иностр. дел совместно с Минэк-ки в рамках гос. инвестиц. политики в Бел..

Значит. роль в активизации привлечения ИИ играет Бел. торгово-промышл. палата. Осн. направления ее деят-ти в работе с иностр. инвесторами:

1. Создание информац. базы по инвестиц. возможностям в Бел. и ознакомление с этой инф-цией потенц. Иностр. инвесторов.

2. Проведение инвестиц. конференций, форумов, семинаров, дней эк-ки и др. мероприятий с привлечением потенц. и действующих иностр. инвесторов.

3. Консультац. услуги потенц. иностр. и нац. инвесторам при проведении переговоров по созданию коммерч. предприятий с иностр. капиталом.

В Беларуси работают совместные и иностранные предприятия с капиталом всемирно-известных марок: с немецкими "МАНом" (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники), "Фрезениусом" (выпуск медицинского оборудования), «Карл Цейсс» (оптика), голландской "Кока-Колой", американским "МакДональдсом", швейцарским "СБ Телеком", немецким "Алкатель СЭЛ", российскими “Мобильными ТелеСистемами” и другими. ПИИ способствуют экономическому росту страны, принимающей капитал, через следующие положит. эффекты:трансфер технологий, передача профессионального опыта и обучение работников; возрастание экспорта; укрепление национальной валюты и рост резервов; повышение занятости. Среди потенциальных негативных эффектов от ПИИ в современных условиях можно выделить следующие: антиконкурентная практика, используемая филиалами ТНК; уклонение от налогов и злоупотребление практикой формирования трансфертных цен ТНК; вытеснение национальных производителей и подавление национального предпринимательства; вытеснение национальной продукции, технологий, торговых сетей и деловой практики. Высокий позитивный эффект в стране-реципиенте иностранного капитала достигается тогда, когда возможно использование всего потенциала ресурсов страны, включая сырьевой, трудовой, инновационный, территориальный и др. То есть инвестиции, поступающие из-за рубежа, в таком случае носят комбинированный характер ресурсо-, рынко- и эффективность-ориентированных. Следовательно, являются долгосрочными. Активное использование на инвестиционные цели средств Национального банка, целенаправленно передаваемых коммер-ческим банкам, одновременно порождает в экономике иждивенческие настроения, рост дебиторско-кредиторской задолженности, инфляционные тенденции и т.д. Эти негативные явления фактически нейтрализуют позитивные эффекты от внутренних


Наши рекомендации