Рыночные структуры и поведение производителя
Рыночная структура – это условия, в которых протекает рыночная конкуренция. Конкуренция между предприятиями, организациями, предпринимателями является одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа. Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренцию можно назвать цивилизованной формой борьбы за существование. Она выступает в различных формах и осуществляется различными способами. Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей). Кроме того, конкуренция может быть ценовой и неценовой. Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы. Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.
Конкурентность рынка определяется тем, в какой степени его участники могут оказывать влияние на цены реализуемых товаров. Чем меньше подобное влияние, тем конкурентнее считается рынок. Прямой противоположностью конкуренции является монополия. Понятие «монополия» означает исключительное право или возможность заниматься каким-либо видом деятельности, которым обладает одно лицо, группа лиц или государство. Установление монополии подрывает конкуренцию и рыночный механизм саморегулирования.
Чаще всего рынок в зависимости от его конкурентности делят на две разновидности – рынок свободной конкуренции (совершенной конкуренции) и рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся на монополистический рынок, олигополистический рынок и рынок монополистической конкуренции.
Наивысшей конкурентностью обладает рынок, где полностью отсутствует возможность влияния участников рыночного процесса на условия реализации продукции и прежде всего на цены. Такой рынок именуют свободным или чисто конкурентным. Режим рынка свободной конкуренции определяется следующими признаками:
1) атомизация рынка - количество как продавцов, так и покупателей настолько велики, что ни один из них и ни одна группа не способны существенно повлиять на рыночные процессы, прежде всего на цены (примером может служить рынок промышленных товаров, где продавцов очень много, каждый из них продает свой товар и изменение цены на товар одним продавцом совершенно не означает изменения цены другим продавцом, точно также, как увеличение объема продаж одним продавцом не оказывает влияния на объемы продаж других, а, следовательно, на общую равновесную цену на рынке);
2) однородность продукции - всеми продавцами предлагаются для продажи одинаковые, идентичные по свойствам товары и услуги, так называемый стандартизированный товар, который не предполагает индивидуальных характеристик товара, особых товарных знаков и марок. Такая однородность товара устраняет наличие неценовой конкуренции, то есть конкуренции, основанной на базе различия качества товара, рекламы. Покупателю все равно у кого покупать, главное для него цена (примером таких однородных, стандартизированных продуктов выступает хлеб, пшеница, определенные виды одежды, обуви);
3) полная прозрачность рынка - все продавцы и покупатели обладают полным объемом рыночной информации (о ценах, товарах, спросе, предложении);
4) свободный доступ в сферу данной отрасли - покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать его в силу отсутствия каких-либо законодательных, финансовых, технологических ограничений, барьеров;
5) совершенная подвижность факторов производства от одной отрасли к другой - все материальные, финансовые и прочие ресурсы абсолютно мобильны, участники рынка могут свободно привлечь нужные ресурсы.
Таким образом, главным в рынке совершенной конкуренции является то обстоятельство, что цена здесь практически не зависит от желаний и действий отдельных субъектов, она устанавливается под воздействием спроса и предложения как бы сама собой. Иногда такие рынки называют «рынками получателей цен».
Вышеперечисленные признаки позволяют утверждать, что рынок совершенной конкуренции – это теоретическая модель. Такого рынка в чистом виде нигде нет и никогда не было. Рассматривать рынок совершенной конкуренции необходимо для того, чтобы понять общие принципы действия рыночного механизма. На практике наиболее близки к нему рынки сельскохозяйственной продукции и рынки ценных бумаг.
Наибольшей монополизации рынок достигает в условиях абсолютной или чистой монополии. Такой рынок характеризуется следующими чертами:
1) товар на рынке продает единственный продавец, т.е. отрасль представлена одной фирмой;
2) товар уникален, т.е. не имеет близких заменителей. Для покупателя это означает отсутствие альтернативы, так как он должен либо купить товар у монополиста, либо обойтись без этого товара;
3) продавец торгует только своим товаром;
4) продавец диктует цену рынку вследствие полного контроля над ним;
5) вступление в отрасль практически невозможно.
Рынок чистой монополии представляет собой абстракцию и в жизни почти не встречается. Его можно рассматривать как модель, к которой приближаются высокомонополизированные рынки. На практике наиболее близки к модели рынка чистой монополии так называемые естественные монополии. Они складываются в тех сферах, где конкуренция затруднительна или вообще не применима, так как продукт может быть произведен только одной фирмой. К таким монополиям относятся большинство предприятий коммунального обслуживания, предприятия водоснабжения, кабельное телевидение, средства транспорта. Естественной монополией обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы природы (например, редкие металлы, особые земельные участки под хмель).
Кроме естественных монополий принято выделять легальные и искусственные монополии. Легальные монополии образуются на законных основаниях. Такими основания служат патенты, авторские права, торговые знаки. Искусственная монополия означает сосредоточение в чьих-то руках только рынка или производства и рынка сбыта того или иного продукта.
Роль монополии в экономике двойственна. Положительная сторона в том, что продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы. Отрицательный эффект состоит в том. Что монополия, занимая господствующее положение на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях отсутствия конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности на счет технического прогресса.
Монополистическая конкуренция возникает там, где функционируют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно. Монополистическая конкуренция развивается тем, где в большей степени приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Она широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Типичным примером является конкуренция фирм «Пепси-кола» и «Кока-кола». Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его потреблением. В этих условиях большое значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в кредит, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др. В условиях монополистической конкуренции часто нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик.
Легкое вхождение в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для этого. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричное клеймо или торговая марка. Однако в отличие от чистой монополии патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются или лицензируются товары-заменители.
В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков. Таким образом, в условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние валовые издержки и цена выше. Производство продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. Однако чем сильнее дифференциация экономических благ, тем в большей мере производство способно удовлетворять многочисленные интересы потребителей.
Таким образом, монополистическая конкуренция – это рыночная структура, в которой действуют множество мелких производителей, выпускающих одинаковые по назначению, но различные по качеству, упаковке, торговой марке продукты, которые почти не отличаются ценой. Поэтому фирма является единственным производителем своей продукции и в этом смысле ведет себя как монополист. Наличие дифференцированного продукта ведет к возникновению неценовой конкуренции.
Для современной рыночной экономики наиболее характерен рынок олигополии. Слово «олигополия» состоит из двух греческих слов: oligos - немногие и poleo – продаю. Олигополия – это рыночная структура, где доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. Такой рынок характеризуется следующими чертами:
1) он представлен несколькими относительно крупными и близкими по масштабу продаж и степени влияния участниками. Хотя нет четкого количественного критерия олигополии, обычно число фирм на таком рынке колеблется в пределах от 3 до 10. Олигополистические признаки чаще всего отмечаются в автомобильной, фармацевтической, электронной, химической промышленности;
2) имеются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с величиной фирмы, т.е. для проникновения на такой рынок фирма должна быть достаточной крупной, выпускать значительное количество товара, иметь возможность снижения издержек. Кроме того, в качестве барьеров выступают требования наличия патента, контроль над стратегическим сырьем, огромные затраты на рекламу;
3) всеобщая взаимозависимость фирм. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Взаимная зависимость проявляется также в явной и неявной координации совместных действий, т.е. возможен сговор и превращение отрасли в чистую монополию;
4) особенности изменения цен. В условиях олигополии цены меняются довольно редко, но значительно. Олигополия часто проводит политику «лидерства в ценах», что подразумевает отказ от открытой ценовой конкуренции, когда входящие в олигополистическую отрасль фирмы, учитывая интересы всех, ориентируются на цены фирмы-лидера.
В зависимости от характера производимой и продаваемой продукции можно выделить 2 виды олигополии:
1) чистая – производит однородную продукцию;
2) дифференцирования – производит разнородную продукцию одного функционального назначения.