Рыночные структуры и конкуренция

Фирма в условиях конкуренции. Стратегические альянсы. Монополия, антимонопольная политика и политика развития конкуренции.

32.Монополия.Понятие и виды монополий. Естественная монополия. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах в условиях монополии. Понятие ценовой дискриминации.

33.Монополистическая конкуренция.Понятие монополистической конкуренции. Ценообразование в моделях монополистической конкуренции. Дифференциация продукта.

34.Основные модели олигополии.Понятие олигополии. Олигополия с дифференциацией продукта и однородная олигополия. Способы ценообразования в моделях олигополии.

35.Кривая спроса, кривая предложения, равновесие, равновесная цена.Определение спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы смещения кривой спроса.Определение предложения. Кривая предложения. Факторы смещения кривой предложения.Рыночное равновесие, его устойчивость. Равновесная цена и равновесный объем. Излишки производителя и потребителя.

Теория спроса

Кривая и детерминанты спроса. Эластичность спроса и ее практическое применение. Потребительский выбор и предпочтения.

Денежный рынок

Равновесие на денежном рынке. Регулирование денежной массы. Политика валютного регулирования.

38.Основы теории потребительского выбора.Функция полезности, предельная полезность. Карты кривых безразличия. Равновесие потребителя. Бюджетные ограничения. Номинальный и реальный уровень дохода. Правило потребительского поведения и условие равновесия. Эффект замещения и эффект дохода.

39.Экономические системы. Уровни организации экономических систем. Виды экономических систем: традиционная, административная, рыночная, смешанная. Место собственности в экономической системе.

Государственное регулирование экономики

40.Экономическая политика государства.Бюджетно-налоговая политика. Денежно-кредитная политика. Эффекты фискальной и монетарной политики в краткосрочном и долгосрочном периодах. Стабилизационная политика. Воздействие фискальной и монетарной политики государства на совокупный спрос. Мультипликационные эффекты.

Учет и анализ

Теория бухгалтерского учета

Предмет и метод бухгалтерского учета, объекты бухгалтерского учета. Организация первичного наблюдения и документация. Инвентаризация имущества и обязательств. Бухгалтерский баланс и типы хозяйственных операций. Счета и двойная запись, взаимосвязь счетов бухгалтерского учета и бухгалтерского баланса, классификация счетов.

Бухгалтерский финансовый учет

Учет основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений. Учет материально-производственных запасов. Учет затрат на производство. Учет выпуска и реализации готовой продукции, товаров. Учет финансовых результатов.

Бухгалтерский управленческий учет

Цели и принципы управленческого учета. Классификация расходов экономического субъекта. Учет по центрам финансовой ответственности и местам возникновения затрат. Системы учета затрат и калькулирования себестоимости. Анализ безубыточности и использование данных управленческого учета для анализа и принятия управленческих решений.

Бухгалтерская финансовая отчетность

Сущность и назначение бухгалтерской финансовой отчетности. Состав, содержание и порядок представления бухгалтерской финансовой отчетности. Содержание и структура бухгалтерского баланса. Формирование показателей финансовых результатов в отчете о прибылях и убытках. Формирование показателей в отчете об изменении капитала и в отчете о движении денежных средств.

Финансовый анализ

Методы экономического анализа. Анализ использования основных средств, материальных и трудовых ресурсов организации. Анализ взаимосвязи объемов производства, затрат и прибыли. 46.Анализ финансовых результатов и рентабельности деятельности организации. Анализ финансового состояния организации

Примеры типовых контрольных заданий

Кейс-задание 1.

Муниципальная программа«Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Люберецкий муниципальный район Московской области на 2014-2016 годы»

ПАСПОРТ

Наименование муниципальной программы Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Люберецкий муниципальный район Московской области на 2014-2016 годы
Цели муниципальной программы Формирование благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Люберецком муниципальном районе на основе формирования эффективных механизмов его поддержки. Увеличение объема производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров, работ, услуг. Увеличение поступления налогов от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в районный бюджет.
Задачи муниципальной программы Информационное и научно-методическое обеспечение малого и среднего предпринимательства; Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие инвестиционной активности предпринимательства
Заказчик муниципальной программы Управление промышленности, предпринимательства и связи администрации Люберецкого муниципального района
Сроки реализации муниципальной программы 2014-2016 годы
Источники финансирования муниципальной программы, в том числе по годам: Расходы (тыс. рублей)
Всего 2014 год 2015 год 2016 год
Средства бюджета муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области 4500,0 1500,0 1500,0 1500,0
Планируемые результаты реализации муниципальной программы увеличение доли среднесписочной численности (без внешних совместителей) работников малых и средних предприятий ежегодно на 5%; увеличение оборота малых и средних предприятий; увеличение объёмов производства товаров (работ, услуг) в сфере малого и среднего предпринимательства ежегодно до 110%; увеличение инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства за счет всех источников финансирования в ценах соответствующих лет ежегодно на 10%; ежегодное проведение выставочных мероприятий


1.Характеристика проблемы и обоснования необходимости ее решения

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших факторов развития и наращивания экономической базы муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области. Этот сектор способен быстро осваивать наиболее перспективные сегменты рынка, принося доходы в бюджет и в значительной мере, снимая проблему безработицы.

Традиционно малое и среднее предпринимательство занимает ведущие позиции в таких отраслях народного хозяйства района как торговля, бытовое обслуживание, обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт и связь, наука и научное обслуживание. На территории Люберецкого муниципального района работают малые предприятия, выпускающие широкий спектр продукции и товаров, а также оказывающих самые разнообразные услуги.

В 2013 году на территории района осуществляли хозяйственную деятельность 3010 малых предприятий, в том числе 1127 малых предприятий и 1883 микропредприятий. На предприятиях малого бизнеса в 2013 году было занято 29,1 тыс. человек (без учета предпринимателей без образования юридического лица). Средняя заработная плата работников малых предприятий составила в 2013 году свыше 19,3 тыс. рублей.

В Люберецком муниципальном районе созданы и действуют организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: Люберецкая торгово – промышленная палата и НП «Союз промышленников и предпринимателей Люберецкого района».

Дальнейшее успешное развитие малого и среднего предпринимательства возможно при обеспечении благоприятных социальных, экономических, правовых и других условий, постоянного совершенствования создаваемой в районе целостной системы его поддержки.

На развитие малого и среднего предпринимательства в районе так же, как и в целом на территории Российской Федерации, серьезное влияние оказывают существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней следующие проблемы:

- отсутствие стартового капитала;

- недостаток необходимых знаний для успешного начала собственного бизнеса;

- высокие процентные ставки банковских кредитов и лизинговых операций;

-отсутствие четкой организации взаимодействия рыночных механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства.

Анализ факторов, влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства, показывает, что существующие проблемы можно решить лишь объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов малого и среднего предпринимательства, структур его поддержки и органов местного самоуправления, что позволит выстроить эффективную политику в отношении малого и среднего предпринимательства, учитывая цели и интересы социально-экономического развития района.

Задание:

Опишите экономические и социальные эффекты реализации программы. Предложите задачи в рамках программы.

Экономические эффекты    
Социальные эффекты  
Задачи    

Кейс-задание 2.

Стратегия ЗАО “Дмитровский трикотаж”

ЗАО “Дмитровский трикотаж” производит со стороны впечатление рядового предприятия отечественной легкой промышленности - не новые, но опрятные корпуса, обычная про­ходная с дежурящими бабушками... Впечатление меняется, когда подходишь к отделу сбыта. “Вы куда? Здесь очередь!”-раздаются возмущенные голоса оптовых торговцев, приехав­ших из разных уголков России.

“Это еще ничего. В октябре во дворе ночуют в машинах, ожидая “горячий”, прямо с пресса товар, даже перекрывают шоссе, - делится недавними воспоминаниями начальник от­дела сбыта Татьяна Борисовна Безручкина. - В1999 г. по срав­нению с прошлым годом выпуск продукции ЗАО “Дмитровс­кий трикотаж” увеличился на 50%. В целом за год объем про­даж увеличился на 65%. Мы еще больше расширили геогра­фию сбыта. Помимо Центрального региона, Поволжья и За­падной Сибири, в1999 г. нам удалось выйти на рынки Вос­точной Сибири и Дальнего Востока”.

Генеральный директор предприятия, ветеран легкой промышленности, Михаил Афанасьевич Завьялов рассказывает: “В 1992 году мы очутились в стандартном положении: распад кооперационных связей, разрушение системы оптовых баз, рез­кий рост цен на сырье. Да еще и наплыв трикотажных изделий из Китая и Турции. Выход был один - всеми силами поддер­жать сбыт. На предприятии была создана система так называ­емого тотального маркетинга - большинство управленческих работников, специалистов и руководителей цехового звена были вынуждены работать в качестве сбытовых агентов, реализуя наши изделия не только мелким оптом, но и в розницу. Всего в работе выездных бригад участвовало в то время до 80 человек. До сих пор некоторые работницы с содроганием вспоминают такие поездки - ночевки в автобусах, стояние на рынках, про­блемы с рэкетом. Тем не менее к 1996 году главная задача была выполнена. Во-первых, потребитель узнал о наших изделиях “из первых рук”. Во-вторых, цеховые работники, художники, по­бывав в шкуре сбытовиков, из первых рук узнали требования потребителей по ассортименту, фасонам, расцветке изделий. И не просто абстрактные требования, но и предпочтения к цвету и фактуре изделия в каждой области или крупном городе. На­пример, в Башкирии предпочитают один цвет, а в Омске - дру­гой. Возвращаясь на фабрику, работники уже совершенно по-другому относятся к соблюдению технологической дисципли­ны, да и хлопотный процесс освоения новых изделий теперь встречает в цехах полное понимание. В настоящее время по­добные выездные бригады играют вспомогательную функцию пополнения оборотных средств предприятия в “мертвый” лет­ний сезон. В работе выездных бригад участвуют до 30 человек - “чемпионы продаж”, полюбившие это дело и завязавшие устойчивые связи в регионах.

Но восстановление уровня сбыта было первым делом, - продолжает Михаил Афанасьевич. Главная проблема - полная загрузка производственных мощностей хотя бы на основной период - осень - весна. И здесь нам пришлось решать гораздо более сложные задачи. Мы - одно из крупнейших трикотажных предприятий и не можем не работать на самом массовом рынке. А главное для потребителя из российской глубинки - не просто низкая цена.а еще и “носкость” изделия, чтобы и перчатки, и шарфы, да и носки носились не один сезон. Толь­ко так можно обойти китайцев. В результате мы взвалили на себя цель - максимально держать цену и при этом давать при­личное качество. Можно сказать, что эту задачу мы решили - уровень цен на наши изделия может порадовать любого опто­вика. Так, отпускную цену (с НДС) на женские перчатки мы держим от 12 до 20 рублей, на шапки - от 11 до 36 рублей, а хлопчатые мужские носки мы продаем по 6,12 - 6,60. Что ка­сается качества, то в отделе сбыта просто не могут припом­нить, когда приходилось иметь дело с рекламациями или пре­тензиями по поводу отгруженного товара.

Залог такого положения - комплексная система управления качеством. Управление качеством начинается еще с раз­работки изделия. Наши художники имеют задел по рисункам и проектам новых изделий на 5-6 лет вперед. На междуна­родных выставках иностранцы кругами ходят вокруг наших стендов, ожидая последнего дня, когда можно приобрести об­разцы. Из такого задела можно не только легко принимать новые заказы и обновлять ассортимент (а ассортимент обнов­ляется за сезон на 70 - 80%, а по некоторым изделиям и на все 100%), но и передавать в производство детально проработан­ные модели, упрощающие изготовление и снижающие общие затраты.

Комплексное управление качеством продолжается и на уровне цеха. И здесь ключевой момент - поддержка оборудова­ния в работоспособном состоянии, максимальное сокращение внутрисменных простоев. Нам удалось в основном сохранить костяк квалифицированных кадров, особенно помощников ма­стеров. Да, им приходится неплохо платить, но эти затраты с лихвой покрываются общим снижением издержек в ходе бо­лее ритмичной работы. Ну и, наконец, третий эшелон управ­ления качеством - внутрицеховой контроль, когда некаче­ственные изделия отбраковываются при передаче на следую­щую операцию.

Проверенное качество наших изделий позволяет прини­мать не только ответственные, но и почетные заказы. Так, в 1997 г. мы получили заказ на изготовление изделий с празд­ничной символикой к 850-летию Москвы, в следующем году-аналогичный заказ к 850-летию нашего родного Дмитрова. Уверенно развиваем связи и с другими организациями - уже несколько лет мы выполняем заказы на проведение соревно­ваний “Лыжня России”, в этом году обеспечиваем экипиров­кой Кубок по лыжному спорту. Выполняем и другие, более мел­кие спец. заказы.

Конечно, мы производим много шапок, но у нас нет “шапкозакидательных настроений, - уточняет Михаил Афанасьевич. При терпимой рентабельности у нас острая нехватка средств на разви­тие - многое съедают налоги и поддержание социальной сферы. Мы содержим собственную поликлинику. Пусть работница посетит врача вовремя и получит необходимую консультацию, чем будет запускать здоровье. Мы постоянно заботимся о наших пенсионе­рах. Многие из бывших работниц проживают одни, и здесь важны не только подарки или прибавки к пенсии, но и просто человечес­кое участие.

Из-за высоких социальных расходов приходится покупать оборудование “россыпью”, устанавливать отдельные машины. Тем не менее мы открыты для партнерства со всеми серьезны­ми фирмами - как с отечественными, так и с зарубежными. Мы привыкли вести дела честно и добросовестно - приезжай­те, смотрите, сравнивайте...”

Вопросы к кейсу.

1. Какой подход к стратегии реализуется на ЗАО “Дмитровский трикотаж” - план, ловкий прием, позиция, перспектива или порядок действий?

2. В чьих интересах реализуется стратегия ЗАО “Дмитровский трикотаж”?

Задание 3.

Составьте бухгалтерский баланс. Ответ оформить в виде таблицы баланса.

Остатки по счетам 01.05. 20_г. ООО “Восход”

№ п/п Наименование счета Сумма, руб.
Основные средства 1 250 000
Материалы 24 100
Уставный капитал 1 322 031
Топливо 5 000
Нераспределенная прибыль 14 000
Незавершенное производство 27 896
Краткосрочные ссуды банка
Готовая продукция 15 000
Расчеты с поставщиками 16 200
Касса
Расчетный счет 45 000
Расчеты с рабочими и служащими по оплате труда 7 900
Расчеты с подотчетными лицами
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

Задание 4. Эффективность использования финансовых ресурсов может быть измерена с помощью расчета рентабельности платной деятельности.

Рентабельность– это относительное выражение прибыли:

Чистая прибыль

Рентабельность = ------------------------ х 100 %

Балансовая стоимость основных и оборотных средств, используемых при оказании платных услуг

Из экономической практики известно, что этот показатель должен быть не менее

8-10%, тогда деятельность считается успешной.

Определите рентабельность предоставления услуги по цене 120 рублей, если совокупные затраты при оказании данной услуги составляют 100 рублей, а налог на прибыль составляет 24%.

Задание 5.Проанализируйте влияние описанных ниже событий на рынок яблок. Укажите, как изменилась цена и объем продаж. Проиллюстрируйте произошедшие изменения с помощью графиков.

А) Ученые обнаружили, что тот, кто съедает хотя бы одно яблоко каждый день, никогда не болеет.

Б) Втрое выросла цена апельсинов.

В) Вследствие засухи резко сократился урожай яблок.

Задание 6.

Размер инвестиции – 115000 у.е.

Доходы от инвестиций в первом году: 32000 у.е.

во втором году: 41000 у.е.

в третьем году: 43750 у.е.

в четвертом году: 38250 у.е.

Размер ставки дисконтирования- 9,2%

Определите дисконтированный срок окупаемости инвестиционного проекта.

Задание 7.

Составьте баланс после каждой операции, приведенной ниже.

1. Предприятие «Факел» зарегистрировано 1 апреля 20хх года. Первоначальный капитал составил 800000 рублей. И был внесен 13 апреля на расчетный счет в банке.

Баланс предприятия «Факел» на 14апреля

Актив сумма Пассив сумма
       
Баланс   Баланс  

2. 5мая предприятие «Факел» получает в банке кредит на сумму 200000 рублей сроком на 1 год.

Баланс предприятия «Факел» на 6 мая

Актив Сумма Пассив Сумма
       
Баланс   Баланс  

3. 15 мая приобретены основные средства стоимостью 600000 рублей.

Баланс предприятия «Факел» на 16 мая

Актив Сумма Пассив Сумма
       
Баланс   Баланс  

4. 18 июня поступили материалы от поставщиков на сумму 300000 рублей.

Баланс предприятия «Факел» на 19 июня

Актив Сумма Пассив Сумма
       
Баланс   Баланс  

5. 20 июня оплачены счета поставщиков на сумму 300000.

Баланс предприятия «Факел» на 21 июня

Актив Сумма Пассив Сумма
       
Баланс   Баланс  

Задание 8.

Составьте баланс по следующим данным в соответствии с бухгалтерским балансом (формой №1) (стоимость в рублях):

1) здание заводоуправления 1000000

2) материалы 768000

3) касса 7000

4) расчетный счет 280000

5) банковский кредит до 1 года 30000

6) получен аванс от заказчика 8000

7) производственное здание 4810000

8) задолженность по налогам и сборам 5000

9) нераспределенная прибыль 18000

10) начисленная зарплата 50000

11) незаконченное строительство капитального гаража 70000

12) задолженность покупателя 17000

13) готовая продукция 50000

14) автомобиль 200000

15) лицензия на выпуск продукции сроком на 1 год 9000

16) уставный капитал 6200000

17) резервный капитал 900000

Задание 9.

Составить баланс по следующим данным:

Остатки по счетам:

1) «основные средства» 1300000

2) «амортизация основных средств» 80000

3) «расчеты с персоналом по оплате труда» 2500

4) «краткосрочные кредиты и займы» 18000

5) «касса» 500

6) «расчетный счет» 280000

7) «уставный капитал» 1680000

8) «материалы» 220000

9) «расчеты с кредиторами» 15000

10) «нераспределенная прибыль» 12000

11) «расчеты с дебиторами» 7000

Задание 10.

Определите, какие из следующих утверждений верны, ошибки исправьте.

Операции Корреспондирующие счета
Купили набор офисной техники за наличные Д 01 К50
Учредители внесли вклад в уставный капитал материалами Д 75 К10
Дебитор рассчитался с нашей фирмой чеком Д76 К51
Кредитор рассчитался с нашей фирмой наличными Д50 К76
Отпустили материалы в производство Д20 К10  
Списали общехозяйственные расходы Д25 К20
Начислили амортизацию нематериальных активов Д05 К20
Выдали зарплату Д50 К70

Задание 11.

Наши рекомендации