Тема 2.4. Рыночные структуры

Необходимым условием функционирования рынка является наличие конкуренции. Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода и нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.

Объектом конкуренции являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, качество продукта и дизайн. Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:

1) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;

3) в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

3) ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

Основные черты совершенной конкуренции:

1. Наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов.

2. Отсутствие ценовой дискриминации; производители и продавцы приспосабливаются к существующим ценам

3. Спрос абсолютно эластичный (кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна).

4. Наблюдается мобильность всех ресурсов, которая предполагает свободу вступления в отрасль и выхода из нее.

5. Однородность товаров и услуг, т.е. производство стандартной продукции и абсолютная информированность производителей и потребителей.

6. Свободный доступ к информации о состоянии рынка, ценах, затратах и т.д.

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, границы фирмы и отрасли совпадают. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. Чистая (экономическая) монополия возникает обычно там, где отсутствуют альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек (муниципальные коммунальные хозяйства). В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба, с естественной монополией. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии, возникает легальная монополия. Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс.

Для монополии характерны следующие признаки:

1. На рынке действует только одна фирма.

2. Товар, как правило, является уникальным, не имеющим заменителей.

3. Вход в отрасль блокирован.

4. Контроль над ценой со стороны фирмы значительный. Производитель диктует свои условия на рынке.

Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.

Характерные черты олигополии:

1. Немногочисленность фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти (сталелитейная и автомобильная промышленность, производство стройматериалов).

2. Высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны с эффектом масштаба. Кроме эффекта масштаба, олигополистическая концентрация порождается патентной монополией (фирмы «Ксерокс», «Кодак», «IBM»), монополией контроля над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу.

3. Всеобщая взаимозависимость. Каждая из фирм при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Возможны 2 основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. При таком варианте поведения возможна ценовая война. Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Кооперативное поведение означает, что фирмы договариваются об объемах выпуска и ценах.

Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией. Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, она широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления (легкая и пищевая промышленность).

В условиях дифференциации благ трудно найти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт. Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие гарантийного ремонта.

Нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала своего дела, невелик.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое рынок?

2. Какие функции выполняет рынок?

3. Дайте характеристику различным видам рынка.

4. Что такое рынок совершенной конкуренции? Какие признаки для него характерны?

5. В чем преимущества рынка совершенной конкуренции?

6. Какие рынки относятся к рынкам несовершенной конкуренции?

7. Какие признаки характерны для монополии и олигополии?

8. Какие признаки характерны для рынка монополистической конкуренции?

9. Как происходит кругооборот продукта и капитала? Как функционирует рынок?

10. Кто является субъектами рыночных отношений?

11. Что такое спрос? Как действует закон спроса?

12. Чем объяснить отрицательную зависимость объема спроса от рыночной цены?

13. Какие неценовые факторы влияют на спрос?

14. Что такое предложения? Как действует закон предложения?

15. Какие неценовые факторы влияют на предложение?

16. Что такое рыночное равновесие, и при каких условиях оно устанавливается?

17. По каким причинам на рынке возникает избыток (перепроизводство) товаров? Как происходит установление рыночного равновесия?

18. Что приводит к возникновению дефицита товара на рынке? Как рынок возвращается в точку равновесия?

19. Что такое излишек производителя и излишек производителя?

Практические задания

Решите следующие задачи. Представьте аналитическое и графическое решение задачи (см. примеры решения задач).

1. Как изменится равновесная цена и равновесный объем производства на рынке автоперевозок при прочих равных условиях, если произойдет резкое снижение стоимости проезда по железной дороге. Проиллюстрируйте ситуацию на графике.

2. Спрос и предложение на товар описываются уравнениями:

Qd= 180- 2P

Qs= 60 + 4P

Определите цену равновесия и равновесный объем на рынке. Изобразите ситуацию на графике.

3. Как повлияют ниже перечисленные факторы на рыночный спрос на интернет- услуги:

А) Рост цен на компьютеры

Б) Снижение подоходного налога

В) Снижение реальных доходов.

Каждую ситуацию изобразите на графика.

4. Как изменится равновесная цена и равновесный объем производства на рынке авиаперевозок при прочих равных условиях, если произойдет рост цен на топливо (керосин). Проиллюстрируйте ситуацию на графике.

5. Спрос и предложение на товар описываются уравнениями:

Qd= 50 - P

Qs= 10 + P

Определите цену равновесия и равновесный объем на рынке. Изобразите ситуацию на графике.

6. Как изменится равновесная цена и равновесный объем производства картофеля, если повысится его урожайность? Проиллюстрируйте ситуацию на графике.

7. Спрос и предложение на товар описываются уравнениями:

Qd= 120 - 2P

Qs= 60 + 3P

Определите цену равновесия и равновесный объем на рынке. Изобразите ситуацию на графике

8. Как повлияют ниже перечисленные факторы, при прочих равных на предложение говядины:

А) Рост цены на взаимозаменяемый товар (свинину).

Б) Ожидание снижения налога на прибыль.

В) Рост цен на комбикорм.

Каждую ситуацию, изобразите в виде графика.

9. Кривая спроса и предложения описываются уравнениями:

Qd= 380 - 2P

Qs= 100 + 2P

Правительство вводит субсидию для производителей в размере 5 у.е./шт.

Необходимо определить параметры равновесия до и после введения субсидии.

10. Кривая спроса и предложения описываются уравнениями:

Qd = 80 - 2P

Qs= 50 + P

Правительство вводит налог для производителей в размере 6 у.е./шт.

Необходимо определить параметры равновесия до и после введения налога.

11. Определите тип ценовой эластичности спроса по следующим данным:

Цена за единицу товара Объем спроса, ед.

Насколько изменится выручка фирмы в результате роста цен?

12. Коэффициент эластичности спроса по цене равен 0,5. Определите, насколько изменится объем спроса и объем выручки фирмы, если цена снизится на 2%. Определите тип эластичности спроса.

13. Определите коэффициент ценовой эластичности спроса по следующим данным:

Цена за единицу товара Объем спроса, ед.

14. Определите коэффициент и тип эластичности предложения по следующим данным:

Цена за единицу товара Объем предложения, ед.

15. Коэффициент эластичности спроса по цене равен 1,2. Определите, насколько изменится объем спроса и объем выручки фирмы, если цена вырастит на 6%. Определите тип эластичности спроса.

Ответы для самопроверки.

1. Автоперевозки и перевозки по железной дороге являются взаимозаменяемыми услугами. Если произойдет резкое снижение стоимости проезда по железной дороге, то при прочих равных условиях, на рынке автоперевозок произойдет снижение спроса на услуги автотранспорта, предложение останется неизменным. В результате произойдет снижение равновесного объема услуг и снижение рыночной цены.

2. Рыночная цена равна 20 ден. ед., равновесный объем производства равен 140 шт.

3. В результате повышения цен на компьютеры, спрос на интернет-услуги при прочих равных условиях снизится, так как компьютеры и интернет-услуги товары взаимодополняемые (вариант а). Снижение подоходного налога будет способствовать росту реальных доходов населения, следовательно, при прочих равных условиях спрос на интернет услуги возрастет (вариант б). Снижение реальных доходов населения приведет к сокращению спроса на интернет услуги (вариант в). В первом случае кривая спроса сдвинется влево от исходного положения. Во втором случае произойдет сдвиг кривой рыночного спроса вправо, в третьем случае – сдвиг влево.

4. При прочих равных условиях, если произойдет рост цен на топливо (керосин), предложение услуг сократится при неизменном спросе на услуги. В результате цена услуг возрастет, а равновесный объем услуг сократится.

5. Рыночная цена равна 20 ден. ед., равновесный объем производства равен 30 шт.

6. Повышение урожайности картофеля при прочих равных условиях приведет к росту его предложения на рынке при неизменном спросе на товар. В результате увеличится равновесный объем производства и снизится цена картофеля.

7. Рыночная цена равна 12 ден. ед., равновесный объем производства равен 96 шт.

8. В результате роста цены на свинину, производитель при прочих равных условиях сократит производство говядины и увеличит производство свинины, так как она способна принести большую экономическую выгоду. Предложение говядины сократится (кривая предложения переместится влево от исходного положения) (вариант а). В результате ожидания снижения налога на прибыль в данный момент производитель при прочих равных условиях будет сдерживать предложение, для того чтобы расширить производство в будущем при более выгодных условиях производства в будущем. Предложение сократится (вариант б). Рост цен на комбикорм приведет к росту издержек производства и к сокращению прибыли, в итоге предложение говядины будет снижаться, при прочих равных условиях (вариант в).

9. До введения субсидии рыночная цена равна 70 ден. ед., равновесный объем производства равен 240 шт. После введения субсидии рыночная цена снизится до 67,5 ден. ед., равновесный объем производства увеличится до 245 шт.

10. До введения налога для производителей рыночная цена равна 10 ден. ед., равновесный объем производства равен 60 шт. После введения налога для производителей рыночная цена возрастет до 12 ден. ед., равновесный объем производства сократится до 56 шт.

11. Коэффициент эластичности спроса по цене равен 0,075. Спрос является неэластичным, так как коэффициент меньше 1. Выручка фирмы определяется как произведение цены на объем производства. При цене 25 ден. ед. объем выручки равен 100 000 ден. ед., при цене 35 ден. ед. выручка возрастет на 36 500 ден. ед.

12. Спрос неэластичный. При снижении цены на 2% объем спроса и выручки организации увеличится всего на 1% (0,5 ∙ 2).

13. Спрос неэластичный, так как коэффициент ценовой эластичности спроса равен 0,24

14. Коэффициент эластичности предложения равен 1,43. Предложение является эластичным.

15. Спрос является эластичным, так как коэффициент ценовой эластичности больше 1. При увеличении цены на 6% объем спроса сократится на 7,2% (6 ∙ 1,2)

ТЕСТЫ

МОДУЛЬ 2. МИКРОЭКОНОМИКА

1. Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется:

а) в росте предложения;

б) в снижении предложения;

в) в росте объема предложения;

г) в падении объема предложения.

2. Закон спроса предполагает, что:

а) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены;

б) если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров;

в) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;

г) когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.

3. Что может вызвать падение спроса на товар Х?

а) уменьшение доходов потребителей;

б) увеличение цен на товары-субституты товара Х;

в) ожидание роста цен на товар Х;

г) падение предложения товара Х.

4. Рыночный спрос не испытывает влияния:

а) доходов потребителей;

б) цен на взаимосвязанные товары;

в) цен на ресурсы;

г) численности покупателей.

5. Совершенствование технологии сдвигает:

а) кривую спроса вверх и вправо;

б) кривую спроса вниз и вправо;

в) кривую предложения вниз и вправо;

г) кривую предложения вверх и влево.

6. Если спрос падает, кривая спроса сдвигается:

а) вниз и влево;

б) по вращению часовой стрелки;

в) вверх и вправо;

г) против вращения часовой стрелки.

7. Спрос и предложение могут быть использованы для объяснения координирующей роли цены:

а) на товарном рынке;

б) на рынке ресурсов;

в) на валютном рынке;

г) на любом рынке.

8. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый, вызовет:

а) падение спроса на второй товар;

б) рост спроса на второй товар;

в) увеличение объема спроса на второй товар;

г) падение величины спроса на второй товар.

9. Если два товара взаимодополняемы, то рост цены на первый, вызовет:

а) падение предложения второго товара;

б) рост предложения второго товара;

в) увеличение объема предложения второго товара;

г) падение величины предложения второго товара.

10 . Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса?

а) вкусов и предпочтений потребителей;

б) размера и распределения дохода;

в) цены товара;

г) численности потребителей.

11. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара Х, вызовет:

а) сдвиг кривой спроса вправо - вверх;

б) сдвиг кривой предложения влево - вверх;

в) сдвиг кривой спроса и кривой предложения вверх;

г) сдвиг кривой предложения вправо – вниз.

12. Кривая предложения сместится вниз и вправо, если

а) производитель товара получит субсидию от государства

б) вырастет цена товара

в) повысятся налоги на прибыль

г) возрастет уровень инфляции

13. Если предложение падает, кривая предложения сдвигается:

а) вверх и влево;

б) по вращению часовой стрелки;

в) вниз и вправо;

г) против вращения часовой стрелки.

14. Равновесная цена – это:

а) цена, по которой потребитель готов приобрести товар Х;

б) цена, по которой производитель готов реализовать товар Х;

в) цена, при которой количество товара Х, на которое покупателем предъявляют спрос, равняется количеству товара, предлагаемого на продажу производителями.

г) верны ответы а и б.

15. Если рыночная цена ниже равновесной, то:

а) появляются избытки товаров;

б) возникает дефицит товаров;

в) формируется рынок покупателя;

г) падает цена ресурсов.

16. Снижение величины спроса на товар может быть вызвано ростом цены

а) товара-заменителя

б) любого другого товара

в) данного товара

г) дополняющего товара

17. Готовность покупать дополнительные единицы производимого товара только по более низкой цене лучше всего объясняет

а) эффект замещения

б) принцип убывающей преедльной полезности

в) эффект дохода

г) закон предложения

18. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?

а) потребность

б) спрос

в) необходимость

г) желание

19. Кривая рыночного предложения представляет собой линию, которая отражает

  желание потребителей обмениваться благами, которыми они располагают
  уровень доходности у продавцов блага
зависимость между изменением величины предложения и ценой блага
действие закона предложения

20. При сокращении числа производителей на рынке обуви произойдет____ и ____.

сокращение равновесного количества товара
повышение равновесной цены
  рост равновесного количества товара
  снижение равновесной цены  

21. Приток отдыхающих летом в курортный город вызовет на рынке продовольствия __________ и _______________.

рост равновесных цен
  сокращение предложения продовольствия
рост равновесного количества товара
  рост равновесной цены на цветы

22 . Эластичность спроса по цене отражает реакцию потребителя:

а) на изменение доходов потребителя;

б) на изменение цены на данный товар;

в) на изменение цены на товар-заменитель.

23 Коэффициент эластичности предложения по цене равен 2,8. Если цена снизится на 4%, объем предложения:

а) увеличится на 4%;

б) сократится на 4%;

в) увеличится на 11,2%;

г) сократится на 11,2%;

д) увеличится 2,8%;

е) сократится 2,8%.

24. Коэффициент эластичности спроса по цене равен 4. Если цена возрастет на 2%, объем спроса:

а) увеличится на 4%;

б) сократится на 4%;

в) увеличится на 2%;

г) сократится на 2%;

д) увеличится 8%;

е) сократится 8%;

25. Спрос и предложение на йогурт описываются уравнениями:

Qd= 85- 2P

Qs= 45 + 3P

Равновесный объем производства равен:

а) 8;

б) 69;

в) 85;

г) 45

Наши рекомендации