Функции теории государства и права
Функции теории государства и права. Роль теории государства и права для общества, государства и в конечном итоге для человека раскрывается в ее функциях.
Под функциями науки понимают назначение и реализацию в практической жизни накопленной системы знаний. В юридической литературе выделяют разное количество функций теории государства и права как науки. В большинстве случаев это следствие разделения отдельных направлений научной деятельности.
Представляется, что теория государства и права как наука выполняет следующие функции.
Познавательная (гносеологическая) - основная функция науки; сводится к производству, приращиванию аргументированных и обоснованных научных знаний. Познание государственно-правовой действительности представляет собой достаточно сложный процесс, основанный на определенных приемах. Первым, начальным является описание - констатация и интерпретация предмета исследования.
Описание как первоначальный этап изучения реальности - явление закономерное, неизбежное. Однако уже на этом уровне вполне возможно теоретическое обобщение и соответствующие выводы.
Объяснение - следующий достаточно важный прием, свойственный юридической науке, в том числе теории государства и права в познании государства и права. Задача объяснения - раскрытие главного, сущностного в явлении или предмете. Для этого необходимо видеть связь и отношения (структурные, функциональные и т.д.) познавательного объекта с другими.
Результат познавательной (гносеологической) функции, как отмечалось, есть приращивание новых, объективных, достоверных знаний. По своему характеру эта функция внутренняя; здесь проявляется основное социальное предназначение науки - изучение объективного мира. Остальные функции, как бы ни были важны с точки зрения специальной практики, имеют факультативный, дополнительный характер.
Прогностическая функция. Задача любой науки - предвидеть развитие, судьбу явлений и вещей, выступающих объектом исследования. Это общее требование распространяется и на юридические науки. Предвидение, прогноз судьбы, явления или события основываются на целеполагании, планировании и программировании его развития. Немаловажное значение может иметь и имеет такой прием в изучении государственно-правовых реалий, как моделирование.
Прогноз в развитии государственно-правовых явлений должен опираться на данные специально-экономических наук. Дело в том, что теория государства и права, как и другие юридические науки, не в состоянии заниматься прогнозом развития иных явлений, это не является ее задачей. Основой предвидения выступает установление перспективы развития и тенденции движения в государственной правовой сфере, что позволяет получить знания о причинно-следственных связях детерминированными от соответствующих объектов во времени и пространстве.
Прогнозирование в сфере государственно-правовых явлений имеет практическое значение. Научное прогнозирование выступает необходимым условием обоснованной политики государства, его структур, гарантией эффективного управления общественными процессами.
Нормативная (нормативно-прикладная) функция. Присуща любой науке, и в том числе и юридической. Проявляется в формулировании правил и рекомендаций с целью совершенствования практической деятельности человека. Правила и рекомендации могут формулироваться, вырабатываться как на эмпирическом, так и теоретическом уровне науки. Представляют собой предложения законодателю, правоприменителю, а также лучшим работникам в деле изучения таких явлений, как государство и право. По большому счету дело не столько в рекомендациях, сколько в развитии способов научной и практической деятельности. В правотворчестве на основе эмпирических исследований существуют правила подготовки концепции законопроекта, правила его структурирования, правила написания нормативных текстов и др. Аналогичное можно сказать относительно толкования юридических норм, подготовки проектов правоприменительных актов и др.
Особо следует сказать о предложении de lege ferenda (инициатива по принятию конкретного закона либо изменению действующего). Наука может предложить принять нормативный правовой акт по конкретному вопросу (либо пакет актов); законодательное предложение может быть представлено в виде концепции нормативного правового акта либо полностью подготовленного текста будущего закона, включая сопроводительные документы. Здесь можно видеть связь юридических наук с другими науками (экономическими, медицинскими, педагогическими и др.).
Методологическая функция. Теория государства и права, в совокупности с другими юридическими науками, изучает государство и право как сложнейшие явления реального мира. Предметом исследования теории государства и права, как указывалось, является общее в сфере функционирования и развития государства и права. Таким образом, теория государства и права по характеру наука общая, базовая. Ее роль как науки методологической проявляется в выработанной ею системе категорий и понятий, применяемых другими юридическими науками в качестве базовых, исходных в изучении собственных объектов. Кроме того, теория государства и права - единственная юридическая наука, разрабатывающая метод правовой науки. Методологическая функция тесно связана с познавательной. Между тем познание государственно-правовых реальностей, приумножение теоретических знаний - лишь одна из задач теории государства и права. Другая - не менее важная - систематизация этих знаний, создание условий для их эффективной реализации отраслевыми юридическими науками.