Общественные объединения в политико-правовой системе общества и государство

. Общественные объединения в современной России являются развивающимся политико-правовым институтом, начинающим выполнять посредническую функцию между гражданским обществом и публичной властью по обеспечению и защите прав и свобод граждан.

Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Становление общественных организаций происходит в качестве "активнодействующих субъектов общественно-политической жизни, наряду с государственными, муниципальными и коммерческими организациями и учреждениями. Перед ними стоит задача занять собственную нишу, во-первых, соответствующую внутренним ресурсам и интересам, а во-вторых, отвечающую потребностям и интересам общества"

Как политико-правовой институт общественные объединения являются формой обеспечения баланса публичных, корпоративно-групповых, частных и др. интересов на основе динамического взаимодействия с властными институтами. В настоящее время оно получило законодательное оформление и предметное представление в национальном государственно-правовом пространстве и становится связующим звеном при достижении гражданского мира и согласия, основанного на уважении и защите прав и свобод граждан. Роль государства в данном контексте"сводится к функции независимого и незаинтересованного арбитра, призванного поддерживать "правила игры", сохранять равновесие среди соперничающих групп, обеспечивать им равный доступ к процессам выработки политики и фиксировать в своих решениях достигнутый баланс интересов"

По мнению ряда исследователей, в настоящее время характерной чертой российских общественных объединений является относительная малочисленность их участников.Неформальные клубы и разрозненные общественные движения времен перестройки превратились в более структурированные и специализированные организации. Одновременно с этим пошла на спад массовая общественно-политическая активность

Негосударственные организации составляют общественную подсистему обеспечения национальной безопасности, которая действует в тесном взаимодействии с государственными структурами. Это проявляется в том, что, с одной стороны, само общество испытывает потребность в самоорганизации, в выражении своих интересов через неправительственные гражданские институты, которые должны быть признаны государством и защищены правом. С другой стороны, создающееся демократическое государство выступает в роли реформатора, стремится преобразовать общественные отношения, что можно осуществить, лишь опираясь на общественную поддержку, в сотрудничестве с гражданским обществом, когда его институты и структуры выступают заинтересованными партнерами государства в решении социальных задач.

В соответствии со статьей 38 ФЗ «Об общественных объединениях» надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, реализует контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе:

1.запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;

2.направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;

.не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

Понятие нормы права.

Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права.

2.Признаки нормы права.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

1. Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

2. Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

3. Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

5. Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

Первые два признака являются общими для всех социальных норм, остальные являются отличительными признаками именно правовых норм.

3. Структура, элементы правовых норм и способы их изложения.

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции (структура "Если - то - иначе").

Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению. В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные, причём сложная диспозиция, связывающая действие нормы права с одним из нескольких условий, называется альтернативной.

Диспозиция содержит само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы права. По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

· управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом);

· обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия);

· запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия).

Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы (как правило, неблагоприятные). По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативный правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативный правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативный правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к "действующему законодательству" (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым).

Кроме того, многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Многие нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму. В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

4. Виды правовых норм.

По характеру содержащихся в них правил поведения (иначе говоря - по характеру диспозиции) правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие (см. предыдущий пункт).

Существуют и другие классификации правовых норм:

1. По социальному назначению и функциям - на учредительные (основополагающие принципы), регулятивные (регулирующие общественные отношения) и охранительные (устанавливающие ответственность за правонарушения).

2. По степени определённости предписаний (по методу правового регулирования) - на императивные (однозначно определяющие вариант поведения субъектов при соответствующих обстоятельствах), диспозитивные (предусматривающие возможность выбора варианта действий субъекта) и рекомендательные.

Билет 24

Политическая демократия — сложное, многогранное явление. Ее можно рассматривать как форму правления государства (рес­публика), как одну из возможных форм организаций и осуществ­ления государственной власти, как способ массового привлечения людей в политическую жизнь общества и т. д.

Социальная ценность демократии проявляется в том, что она воплощает в жизнь, в реальную практику многовековую мечту человечества об установлении в обществе подлинной свободы и равенства, гуманизма и справедливости, о возвышении человечес­кого достоинства. Ведь именно человек во всех своих социальных и личных качествах, общественных ролях (как работник, гражда­нин, член семьи либо той или иной социальной группы), обладаю­щий своей неповторимой индивидуальностью, есть главное дей­ствующее лицо всех общественных преобразований. Поэтому цен­ность демократии надо определять прежде всего через призму интересов человека.

Демократия и свобода — наиважнейшие для человека цен­ности. Существовала ли в веках более высокая цель? Мечта чело­века о демократии и свободе так же неизбывна и неугасима, как мечта о счастье. За демократию и свободу человечество платило дорогой ценой, ибо достигались они через революции, восстания, жестокую борьбу с тиранией, фашизмом, тоталитаризмом.

Только в условиях демократии и свободы человек становится личностью, может максимально выразить и проявить себя в обще­стве, развить индивидуальную неповторимость своих задатков и талантов, обогатить свои сущностные, интеллектуальные силы и способности. Личность тем духовно, нравственно богаче, чем шире и многообразнее ее общественные связи, чем активнее она уча­ствует в политической жизни социума.

Демократия — это возвышение человеческого достоинства, уважение прав и свобод, чести и неприкосновенности человека. Она представляет собой своеобразный политико-психологический фундамент, на котором формируется гражданин, свободный чело­век, не способный унижать других и не допускающий собственно­го унижения никем и ни перед кем. В условиях дефицита демок­ратии человек низводится до положения "винтика", безропотного исполнителя чужой воли, а его жизнь, неприкосновенность, свобо­да оказываются незащищенными. Демократия — это благород­ство, порядочность, справедливость, умение остро ставить и взве­шенно решать принципиальные вопросы, поставленные жизнью. Она требует ответственности за слова и дела, за судьбы общества и государства. Во все времена одной из главных опор демократии было развитое чувство гражданственности, неотделимое от уме­ния и готовности человека контролировать собственные действия, отвечать за свои поступки перед самим собой и обществом.

В нашей недавней литературе демократия обычно рассматри­валась как представительство интересов классов, крупных соци­альных групп. Сегодня акцент делается на личностном аспекте демократии — на неотъемлемых правах и свободах человека и гражданина, на создании максимального простора для реализации свободной, творческой и созидательной энергии человека.

Демократию и свободу, поскольку это явления социальные, человек не воспринимает никакими органами чувств, и если они есть, пользуется ими, как бы не замечая их наличия. Напротив, человек начинает остро чувствовать отсутствие демократии и сво­боды, когда лишается их. Не случайно одна из самых суровых мер наказания за тяжкие преступления — лишение свободы. Правда, это вынужденная мера наказания, применяемая в отноше­нии лиц, опасных для общества. Если правонарушитель не пред­ставляет опасности для общества, то лишать его свободы во всех случаях нецелесообразно, так как перевоспитать человека вообще трудно, а в условиях несвободы почти невозможно. Именно в та­ком направлении развиваются новейшее законодательство и су­дебная практика в нашей стране. Именно на это ориентирует но­вый Уголовный кодекс Российской Федерации, введенной в дей­ствие с 1 января 1997 г.

Демократия и самоуправление — школа массового воспита­ния и обучения людей. Через демократию, участие в делах госу­дарства воспитывается гражданственность, формируются полити­ческое сознание и политическая культура масс, обогащается ду­ховная жизнь человека и общества.

История нашей страны убедительно доказала, что самые зна­чительные успехи были достигнуты, когда открывался простор для социального творчества личности, народа. Наоборот, самые большие неудачи подстерегали общество, если насущные интересы людей игнорировались, а личная инициатива человека загонялась в прокрустово ложе административных команд, обставлялась час­токолом запретительных инструкций.

Демократия и самоуправление служат социально-политичес­кой основой развития гражданского общества, его самоуправляю­щихся структур и институтов, становления правового государства. Они обеспечивают непрерывную прямую и обратную связь насе­ления и государственных органов и органов местного самоуправ­ления.

Велика роль демократии в осуществлении кадровой полити­ки. Известны два основных принципа (способа) решения кадро­вых вопросов, выдвижения людей на руководящую работу, в пред­ставительные органы — назначение и выборность.

Главные достоинства принципа назначения — оперативность, организационная простота. В ряде сфер государственного управ­ления (прокуратура, военизированные организации) этот прин­цип сегодня сохраняется, и наблюдается тенденция к росту назна­чаемости в других сферах.

Вместе с тем у принципа назначения имеются большие недо­статки и в первую очередь недемократичность. Нередко людей назначают на должности по протекции, признаку личной предан­ности и т. д. Назначенные на должность получают властные пол­номочия не от народа, а от вышестоящего руководителя, что по­рождает несбалансированность общественных связей и зависимо­стей: в подчинение к назначенному лицу попадают сотни и тыся­чи людей, а назначенный от этих сотен и тысяч оказывается неза­висим. Отсюда у него развиваются, так сказать, социальные зре­ние и слух, адресованные вверх по служебной лестнице, и извест­ные глухота и слепота по отношению к низам, простым людям. Именно здесь лежат корни консерватизма, бюрократизма, безот­ветственности, подхалимства и др.

Выборность — единственно возможный путь формирования представительных органов и лучший способ решения кадровых вопросов. Выборный руководитель испытывает не только эмоци­ональный подъем в связи с тем, что ему оказаны уважение и дове­рие, но и большую политическую и моральную ответственность перед избравшими его. Возрастает требовательность к себе и дру­гим. Появляются и властные полномочия, и моральное право тре­бовать от каждого работника качественного выполнения своих обязанностей.

Идея и практика выборности руководителей содержит мощ­ный потенциал для изменения психологических установок и сте­реотипов рядовых работников по отношению к категории "на­чальство" и к своему собственному статусу. В прошлые, особенно застойные, времена сформировались психологические установки на самоотчуждение от власти и управления. В обыденном созна­нии они выражаются формулами "Начальству видней", "Мы люди маленькие, нас не спрашивают". На смену названным формулам должны прийти принципиально новые установки "Народу вид­ней", "Глас народа — Божий глас", "Нам принадлежит власть, мы должны решать". Наличие этих двух типов установок как раз и отражает противоречивый, переломный характер нашего време­ни. Хотя психологические установки инертны и трудно ожидать, что они быстро изменятся, от того, насколько значительным будет сдвиг в сторону демократически активной установки, зависит мно­гое в судьбах страны.

Анализируя альтернативу "выбрать — назначить", следует помнить, что выборы — более сложный способ решения кадро­вых проблем, плюсы и минусы которого во многом зависят от рациональных процедур их проведения. К несомненным досто­инствам выборов относится то, что с их помощью создается де­мократический механизм выдвижения на основе инициативы сни­зу талантливых людей на все уровни государственного управ­ления, в том числе политических лидеров. Однако при плохих организации и проведении все достоинства выборов сводятся на нет.

Наконец, демократия — единственно возможный способ вы­явления, аккумуляции воли народа и возведения ее в закон, важ­ная гарантия проведения законов в жизнь.

Наши рекомендации