Глава 1. организация таможенного контроля, как одно из основных направлений деятельности таможенных органов
СОДЕРЖАНИЕ
Перечень сокращений
Введение………………………………………………………………………..3
1. Организация таможенного контроля, как одно из основных направлений деятельности таможенных органов……………………………..6
1.1 Таможенный контроль: понятие, признаки, функции, виды, формы и методы…………………………………………………………………………………6
1.2 Категории физических лиц, осуществляющих перемещение товаров, подлежащих таможенному контролю в аэропортах, открытых для международного сообщения……………………………………….........................16
2. Анализ теоретических и практических аспектов применения технических средств таможенного контроля в аэропортах, открытых для международного сообщения……………………………………………………..27
2.1 Особенности таможенного контроля товаров в аэропорту, открытом для международного сообщения……………………………………………………27
2.2 Практика применения средств таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами в аэропортах, открытых для международного сообщения……………………………………………………….37
3. Сравнительный анализ технических средств таможенного контроля, применяемых в международной практике и в РФ………………49
3.1 Международная практика применения технических средств таможенного контроля в аэропортах, открытых для международного сообщения…………………………………………………………………………..49
3.2 Проблемы и противоречия в организации таможенного контроля в аэропортах, открытых для международного сообщения, товаров, перемещаемых физическими лицами в РФ и пути их разрешения……………………………….56
Заключение…………………………………………………………………...65
Список использованной литературы……………………………………..67
Приложения
Введение
Организация таможенного контроля в аэропортах, открытых для международного сообщения является очень важным направлением деятельности таможенных органов. Одной из основополагающих задач в этой области является организация таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами, совершенствование нормативно-правовой базы в этой области (с поправкой на создание таможенного союза), а так же увеличение и улучшение качества применяемых ТСТК.
Действующий Таможенный Кодекс таможенного союза, активное развитие ТСТК и масштабы применения информационных технологий способствуют изменению правил осуществления таможенного контроля с учетом таковых изменений и позволяют определить стратегию развития таможенных органов в этом направлении.
Актуальность выбранной темы обоснована тем, что в настоящее время таможенными органами ведется активная борьба по снижению количества случаев ввоза и вывоза контрабанды, повышается уровень «наукоёмкости» применяемых ТСТК в зарубежных аэропортах, что является актуальным примером направления развития таможенного контроля для стран-членов таможенного союза.
Объектом исследования в ВКР определены правовые отношения, возникающие при организации таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами в аэропортах, открытых для международного сообщения, а так же ТСТК, как части таможенной инфраструктуры аэропортов РФ.
Предметом исследования данной темы ВКР стали особенности организации таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами в аэропортах, открытых для международного сообщения, с исследованием процесса использования ТСТК при осуществлении таможенного контроля товаров, перевозимых физическими лицами, в аэропортах, открытых для международного сообщения, а так же пути совершенствования этих направлений.
Цельюисследования является анализ теоретических и практических положений, закрепленных международным и национальным законодательством, в области вопросов организации таможенного контроля товаров, перевозимых физическими лицами, а так же самих физических лиц, в аэропортах, открытых для международного сообщения, а так же практика применения ТСТК в аэропортах, открытых для международного сообщения, товаров, перемещаемых физическими лицами, как одно из основных направлений совершенствования в организации таможенного оформления и таможенного контроля.
Для раскрытия этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретико-правовую базу, регламентирующую организацию и особенности таможенного оформления и таможенного контроля в аэропорту, открытом для международного сообщения, товаров, перемещаемых физическими лицами в настоящее время.
2. Проанализировать практику применения ТСТК при таможенном оформлении и таможенном контроле в аэропорту, открытом для международного сообщения, товаров, перемещаемых физическими лицами.
3. Изучить проблематику применения и развития ТСТК в РФ, а так же проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами, в аэропортах, открытых для международного сообщения. Предложить решение выявленных проблем.
Методологической основой ВКР являются такие общенаучные методы и приемы, как системно-структурный подход к анализу теоретических аспектов организации таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами, в аэропортах, открытых для международного сообщения и практических основ применения ТСТК для осуществления таможенного оформления и таможенного контроля; синтез; методы группировки; методы сравнения.
Теоретической базойисследования послужили международные договоры и соглашения, нормативно-правовые акты таможенного союза и РФ, работы российских и зарубежных специалистов, посвященные вопросам организации таможенного контроля в аэропортах, открытых для международного сообщения, товаров, перемещаемых физическими лицами, а так же по вопросам применения ТСТК при организации процедур таможенного оформления и таможенного контроля.
При написании ВКР были изучены и использованы для исследования труды таких ученых, как: О. Ю. Бакаев, В. И. Руднёва, Б. Ямшанова, В. К. Кошелева, П. С. Шевчука, О. Р. Попова, профессора Кинг Ху (Массачусетский технический институт), Дениса Борна, Роберта Бёрнса, Е. А. Семенихиной, В. А. Жбанкова, С. В. Халипова, Н. В. Коника, Г. В. Матвиенко, В. В. Ерёмина, С. С. Фомичева и др.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ, КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
1.1. Таможенный контроль: понятие, признаки, функции, виды, формы и методы
Таможенные органы, реализуя деятельность по осуществлению таможенного контроля, используют различные формы и методы. В определённой мере они ограничивают пользование и распоряжение товарами, находящимися под таможенным контролем. Однако такие ограничения выступают как вынужденная мера, установленная законодательством и обусловленная необходимостью соблюдения таможенных правил.
В целом, таможенный контроль представляет собой совокупность мер , принятых для обеспечения соблюдения таможенного законодательства, за осуществление которых таможенные органы несут ответственность (в соответствии пп. 31. п. 1. ст. 4 Таможенного Кодекса таможенного союза (ТК ТС)). Таможенный контроль может осуществляться только в формах, указанных в ТК ТС.
Формами таможенного контроля являются:
1. Документарная проверка и проверка достоверности указанных сведений, а так же соответствия их информации о товарах, заявленной в документах (в соотв. со ст. 111 ТК ТС).
2. Устный опрос. Как правило, данная форма выражается в том, что при осуществлении непосредственно самого таможенного контроля, таможенный инспектор может задавать вопросы о перемещаемых товарах, без оформления ответов физических лиц в письменной форме (в соотв. со ст. 112 ТК ТС).
3. Получение объяснений – в отличие от устного опроса оформляются в письменной форме. Таможенный инспектор выясняет обстоятельства, имеющие значение для осуществления достоверного таможенного контроля (в соотв. со ст. 113 ТК ТС).
4. Таможенное наблюдение – представляет собой визуальное наблюдение, осуществляемое сотрудниками таможенной службы, с возможностью применения ТС ТК за товарами, находящимися под таможенным контролем (в соотв. со ст. 114 ТК ТС).
5. Таможенный осмотр – наружное визуальный осмотр товаров под таможенным контролем без вскрытия и без нарушения целостности исследуемого объекта и его частей. Может осуществляться с применением ТС ТК, способных дать информацию о внутреннем содержимом объекта. Возможно провести таможенный осмотр без присутствия лица, имеющего полномочия на товары (кроме исключительных случаев с дипломатическими сотрудниками и главами государств). По факту проведенного осмотра составляется акт в 2х экземплярах ( в соотв. со ст. 115 ТК ТС).
6. Таможенный досмотр – досмотр в отличие от осмотра предполагает под собой нарушение целостности исследуемого объекта и его частей. Не может проводиться без присутствия лица, имеющего полномочия на товары (может лишь в исключительных случаях типа неявки указанного лица, при угрозе национальной или государственной безопасности и др. случаях, не требующих отлагательства). О предшествующей процедуре проведения таможенного досмотра (дата, время, место) ответственное лицо уведомляется заранее. Процедура проводится в присутствии лица, имеющего полномочия на товары и 2х понятых. По факту проведенного досмотра составляется акт в 2х экземплярах ( в соотв. со ст. 116 ТК ТС).
7. Личный таможенный досмотр – возможен лишь с разрешения начальника таможенного органа (или его заместителя) в письменной форме, при наличии оснований полагать, что физическое лицо пытается сокрыть, не выдает товары с попыткой перевозки их с нарушением ТК ТС.
Процедуру можно провести лишь после ознакомления физического лица с таким решением и получения от него личной подписи на данном документе. Данная процедура ни в коем случае не должна унижать честь, достоинство физического лица, а так же не должна привести к вреду здоровью или товарам. Проводится медицинскими работниками, уполномоченными по данному вопросу, в присутствии 2х понятых. Все лица, участвующие в процедуре, обязательно должны быть того же пола, что и досматриваемое физическое лицо. По факту проведения досмотра составляется акт в 2х экземплярах (в соотв. со ст. 117 ТК ТС).
8. Проверка маркировки товаров специальными марками. Наличие на товарах идентификационных знаков – для подтверждения легальности происхождения и отсутствия среди перемещаемых товаров контрафактной продукции (в соотв. со ст. 118 ТК ТС).
9. Таможенный осмотр помещений и территорий – проводится, например, в пограничной зоне, на таможенных складах, на СВХ, в магазинах беспошлинной торговли и др. с целью проверки нахождения товаров в данном месте в соответствии с условием применяемой в отношении данного товара избранной таможенной процедуры. Должна занимать не более 1 рабочего дня. По факту проведения осмотра составляется акт в 2х экземплярах (в соотв. со ст. 119 ТК ТС).
10. Таможенными органами проводится учет товаров, находящихся в статусе «под таможенным контролем». Проводится с использованием разработок информационных технологий (в соотв. со ст. 120 ТК ТС).
11. Проверка системы учета товаров и отчетности – в отношении лиц – участников ВЭД при условиях, что в их ведении (пользовании) находятся иностранные товары или они пользуются упрощенной системой перевозки товаров (в соотв. со ст. 121 ТК ТС).
12. Таможенная проверка – одно из наиболее затратных и трудоемких мероприятий по проведению таможенного контроля. Лицами, которые могут подвергнуться такой проверке, являются: «декларанты, таможенные представители, перевозчики (в т.ч. и таможенные), лица, обладающие полномочиями в отношении товаров после их выпуска, лица, осуществляющие временное хранение, владельцы таможенных и других типов складов, магазинов беспошлинной торговли, уполномоченные экономические операторы и др.»[1]. В процессе проверки могут проверяться такие данные, как соответствует ли по факту помещение товара под заявленную таможенную процедуру, соблюдаются ли ограничения по особенностям пользования и распоряжения в отношении условно выпущенных товаров и др. В процессе проведения процедуры проводится проверка бухгалтерской и финансовой отчетности и другой информации, которая может подтвердить или опровергнуть факт наличия таможенных правонарушений. По факту проверки оформляется специальный документ, содержащий в себе результаты проведенной проверки и решения, принятые таможенным органом в отношении лиц и товаров, которые подверглись процедуре (в соотв. со ст. 122 ТК ТС).
В соответствии с п. 1 ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. Это означает, что таможенный контроль проводится даже в тех случаях, когда участники внешнеэкономической деятельности освобождаются от уплаты таможенных платежей, либо используют упрощенный порядок таможенного оформления
(например, при использовании физическими лицами «зеленого» коридора в аэропортах, открытых для международного сообщения).
Следует заметить, что требование таможенного органа о предъявлении товаров для осуществления процедуры таможенного контроля является законодательно закрепленным правом и обязанностью таможни[2].
Выбор того или иного направления осуществляется таможенными органами не произвольно, а на основе системы управления рисками («система товаров группы риска» и «товаров группы прикрытия»). Следует заметить, что «товаром» в понятии «для таможенных целей» является любое перемещаемое через таможенную границу таможенного союза обязательно движимое имущество, а также отнесенные к недвижимым транспортные средства»[3].
Таможенный контроль отличается от других форм государственного контроля характерными признаками, а именно:
1. Осуществляется исключительно таможенными органами.
2. Проводится только в формах, определённых в ТК ТС.
3. Нацелен на обеспечение соблюдения таможенного законодательства.
При проведении таможенного контроля таможенные органы наблюдают за деятельностью подконтрольных субъектов, получают всестороннюю и объективную информацию о выполнении ими предписаний, анализирует её, предупреждают и выявляют неправомерные деяния в сфере внешней торговли.
По мнению О.Ю. Бакаева (автор учебника по Таможенному праву) «лиц, которые вступают в правоотношения по таможенному контролю, можно разделить на следующие группы»[4]:
1. «Контролирующие субъекты» - сами таможенные органы и их сотрудники;
2. «Контролируемые субъекты» - участники ВЭД, перемещающие товары и транспортные средства, лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела; лица, совершающие от своего имени юридически значимые действия с товарами, находящимися под таможенным контролем;
3. Лица, содействующие проведению таможенного контроля (специалисты, понятые, эксперты, медицинские работники).
Формы таможенного контроля могут применяться в отношении товаров и транспортных средств, находящихся в пределах территории Таможенного союза. При убытии товаров и транспортных средств за её пределы действие таможенного контроля прекращается, поскольку они попадают под юрисдикцию другого государства.
При ввозе товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию и до момента:
1. Выпуска для свободного обращения.
2. Отказа в пользу государства.
3. Уничтожения.
4. Фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории.
При вывозе товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного Союза. К таким действиям можно отнести:
· въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу с целью его убытия с таможенной территории таможенного союза;
· вхождение физического лица, въезжающего на территорию таможенного союза, или выезжающего из таможенного союза, в зону таможенного контроля;
· сдача международных почтовых отправлений организациям почтовой связи;
· действия, направленные на пересечение таможенной границы в неустановленных местах.
В тех случаях, когда вывоз производился в соответствии с таможенными процедурами, предусматривающими обратный ввоз товаров (например, временный вывоз), таможенный контроль осуществляется после убытия товаров и до момента их обратного ввоза. В данном случае контролю подлежит порядок исполнения лицом обязательств по обратному ввозу товаров.
Таможенные органы при осуществлении таможенного контроля взаимодействуют с иными органами, осуществляющими государственный контроль за перемещением через государственную границу, с налоговыми, пограничными, санитарными и иными организациями[5].
Как институт таможенного права таможенный контроль имеет ряд характерных принципов, таких, как:
1. Принцип законности.
Обязывает всех субъектов таможенного контроля соблюдать законодательство РФ и Таможенного Союза. Подконтрольные субъекты должны исполнять только те обязанности в части таможенного контроля, которые возложены на них четкими и ясными предписаниями таможенного законодательства.
2. Принцип соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Заключается в том, что таможенные органы не вправе ущемлять права граждан и юридических лиц (в соотв. со ст.22 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) , а так же оказывать какое бы то ни было противодействие осуществлению ими внешнеэкономической деятельности. В процессе осуществления таможенного контроля не допускаются действия, направленные на унижение человеческого достоинства[6]. Кроме того, должностные лица таможенных органов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля. В противном случае они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п. 1 ст. 104 ТК ТС убытки, причиненные неправомерным решением, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход)[7].
3. Принцип выборочности.
Имеет существенное значение для производства таможенного контроля. В соответствии с п. 1 ст. 94 ТК ТС при его проведении таможенные органы должны, как правило, ограничиваться только теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза (а так же законодательства РФ).
4. Принцип гуманности.
Означает возможность применения в процессе таможенного контроля технических средств, безопасных для жизни и здоровья человека, животных и растений, а так же не причиняющих ущерба товарам и транспортным средствам[8]. Данный принцип в значительной мере имеет гражданско-правовой аспект. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет казны РФ или казны субъекта РФ.
5. Принцип оперативности.
Отражен в установлении законодателем сроков производства всех форм таможенного контроля. Оперативность таможенного контроля прямо отражается на объеме внешнеторгового оборота: чем быстрее он проводится, тем меньшие убытки несут участники внешнеэкономической деятельности, что создает предпосылки для большего развития международной торговли. Таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со ст. 196 ТК ТС не позднее 1 рабочего дня со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а так же со дня предъявления товаров таможенным органам.
6. Принцип координации деятельности таможенных органов таможенного союза и иностранных таможенных органов.
Предполагает взаимодействие таможенных органов таможенных органов с таможенными службами других стран посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний физическими и юридическими лицами, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам. Реализация данного принципа нашла своё отражение в присоединении к международной Конвенции «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений». Так, таможенные органы таможенного союза обмениваются информацией о количестве и стоимости соответственно вывезенных и ввезенных товаров с таможенными органами иностранных государств. При несоответствии количества или стоимости товаров, ранее вывезенных или ввезенных через таможенный орган другого государства проводится анализ содержания экспортных и импортных деклараций. Таким образом, выявляются случаи недостоверного декларирования, занижения таможенной стоимости для предотвращения уклонения от уплаты таможенных платежей.
7. Принцип использования системы управления рисками.
Базисный принцип современных методов таможенного контроля. Он позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая уровень эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство подконтрольных субъектов от излишних бюрократических процедур. Эта система призвана минимизировать негативное воздействие таможенного контроля на процесс мировой торговли.
Метод таможенного контроля - совокупность приемов и способов осуществления непосредственно таможенного контроля. Среди методов таможенного контроля выделяют:
- таможенный контроль, в месте прибытия товаров и транспортных средств в пункт таможенного контроля;
- таможенный контроль, при пересечении таможенной границы таможенного союза в процессе движения транспортного средства;
- таможенный контроль с применением одной или нескольких форм таможенного контроля;
На практике различают следующие виды таможенного контроля:
- товаров (импортный, экспортный, транзитный);
- транспортных средств (морских, речных, железнодорожных, воздушных, автомобильных).
В отношении аэропортов, открытых для международного сообщения, интерес представляет классификация таможенного контроля по типу багажа (ручной клади, сопровождаемого багажа, несопровождаемого багажа)[9].
Одна из классификаций видов таможенного контроля выделяет предварительный, текущий и последующий таможенный контроль[10].
По степени выборочности выделяют 2 вида таможенного контроля: сплошной и выборочный.
Существуют три способа проведения таможенного контроля: документарный, вербальный и фактический.
Итак, в соответствии с изученными положениями ТК ТС, процедурам таможенного оформления и таможенного контроля подвергаются все товары и транспортные средства, перевозимые через таможенную границу ТС физическими и юридическими лицами. Таможенный контроль осуществляется уполномоченными сотрудниками таможенных органов с использованием методов и форм, закрепленных исключительно в ТК ТС. Деятельность сотрудников таможенных органов ни в коем случае не должна противоречить Конституции РФ (в части прав и свобод гражданина РФ), ТК ТС и нормативно-правовой базе, регламентирующей вопрос организации и исполнения процедуры таможенного контроля.