Психологическая профилактика как одно из основных направлений деятельности психолога.

Психопрофилактика и психогигиена– это система психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, направленных на соблюдение в учебном заведении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности обучаемых и способствующих предупреждению у них разнообразных психологических проблем, а также обеспечивающих сохранение их психического здоровья.

Психопрофилактические мероприятия проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими должностными лицами и специалистами. Психологическая профилактика и психогигиена предполагают:

• своевременное выявление таких индивидуальных особенностей обучаемого, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении, отношениях, учебной деятельности (постановка на учет для последующего психологического сопровождения детей с низким уровнем функциональной и мотивационной готовности к обучению, физическими недостатками, психическими расстройствами, девиантным поведением и пр.);

• предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень (разработка и осуществление специальных развивающих программ для обучаемых разных возрастов; предупреждение психической депривации у детей; психологическое просвещение педагогов и родителей об особенностях конкретного возраста, влиянии типов семейного воспитания на ребенка);

• оценка условий в учебном заведении, необходимых для нормального психического развития обучаемых и контроль за их соблюдением (психогигиеническая оценка комфортности среды; анализ режимов труда и отдыха обучаемых и педагогов; выявление ситуаций и условий школьной жизнедеятельности, вызывающих чрезмерное психофизиологическое напряжение и психологические перегрузки, психогигиеническая экспертиза реализуемых в данном учебном заведении педагогических технологий; выявление и оценка морально-психологического климата в учебных и педагогических коллективах и т.д.).

Для выполнения данных задач психологом используются различные формы работы:

– организация работы комнаты психологической разгрузки, в которой проводятся циклы бесед на психогигиенические темы по сохранению психического здоровья, обучение приемам саморегуляции эмоционально-волевых состояний, процедурам восстановления психофизиологических ресурсов;

– подготовка учебно-методических материалов по индивидуальному освоению приемов аутотренинга;

– определение психогигиенического минимума для обучаемых и персонала учебного заведения в различных условиях их жизнедеятельности;

– плановый прием и психологическое обследование психологом во время медицинской диспансеризации, поступления детей в школу и при переводе их из других учебных заведений, а также другие мероприятия.

Для более эффективной работы психопрофилактической работы в учебном заведении необходимо иметьспециальную комнату для проведения сеансов психологической разгрузки и других форм групповой и индивидуальной работы с учащимися и персоналом.

Комната должна быть оформлена так, чтобы своим интерьером радикально отличаться от учебных и служебных помещений. Данное требование обеспечивает необходимое отвлечение внимания ее посетителей от повседневной жизни. Этому может способствовать, например, непрямоугольная, округлая форма комнаты, наличие навесного потолка и его наклоны по отношению к полу, наличие природно-декоративных элементов (валуны, растения, аквариум и т.п.) и мягкого, регулируемого по яркости и цвету освещения. Разумная оригинальность оформ­ления, плавные линии, неяркие полутона, тишина – все это условия, уводящие людей от текущих забот, формирующие впоследствии условно-рефлекторный сигнал к непроизвольной настройке на релаксацию.

Создаваемую комнату не следует перенасыщать мелкими деталями и предметами. Необходимо избегать возможности возникновения субъективного ощущения занятости окружающего пространства, тесноты, которое мешает человеку настроиться на расслабление.

При оборудовании комнаты, необходимо стремиться к обеспечению иллюзии большого открытого пространства и относительного уединения в нем каждого человека. Объясняется это тем, что в замкнутых пространствах у людей повышается уровень возбуждения, неблагоприятный для проведения психологической релаксации. Другой особенностью является увеличение активности при нахождении в толпе. Исходя из этого иллюзию большого пространства создают за счет наличия высоких потолков и нескольких окон в комнате, а также продуманным использованием широкоформатных фотообой с природным ландшафтом и зеркал. Эффект уединенности достигается произвольным размещением кресел. При расстановке кресел, посетители комнаты не должны находиться лицом друг к другу или под таким углом, чтобы лицо оказывалось открытым для постороннего наблюдателя.

Следующая рекомендация вытекает из определения, данного комнате психологической разгрузки: она должна оборудоваться так, чтобы могла использоваться полифункционально.

Опишем некоторые требования к помещению и оборудованию. Комната, прежде всего, должна быть изолирована от шума, вибрации и других отвлекающих и неблагоприятных факторов. Оптимальной считается температура воздуха от 20 до 22° С. Устанавливаются мягкие кресла с подлокотниками, в которых можно принять полулежачее положение. Кроме того, по периметру комнаты устанавливается разноцветная подсветка, в удобном месте оборудуется экран (лучше вогнутой формы для создания иллюзии объема) для проекции слайдов или фильмов. Из технических средств комната оборудуется аэронизатором, желательно устанавливать кондиционер. Используются также ритмостимулятор, релаксационные очки, видеосистемы с релаксационными видеокассетами. В цветовом интерьере должны преобладать цвета, успокаивающие нервную систему. Пол должен быть мягким, гармонирующим по цвету с окраской стен (мягкий пол глушит звуки, ощущение ногой мягкого покрытия успокаивает человека).

При создании цветосветовой композиции комнаты и цветосветовом воздействии на людей в ходе всего их пребывания рекомендуется учитывать психофизиологический эффект цветов. Ограниченно используются красный, оранжевый, желтый – т.е. оттенки, способствующие возбуждению, повышению активности центральной нервной системы. Для создания положительных эмоций используется психотерапевтический эффект демонстрации видеоизображений природы.

Время пребывания в комнате условно делится на три периода:

1) отвлекающий – 1/7 часть всего времени;

2) успокаивающий – 5/7 всего времени;

3) тонизирующий – 1/7 часть времени.

В соответствии с задачами этих периодов трижды меняется содержание, громкость и темп музыки; светоцветовое воздействие; уровень освещенности; поза; ритм дыхания; словесные формулировки.

Б. Психологическое обучение и просвещение – комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психики, механизмах возникновения негативных психических состояний, формирование и совершенствование навыков психолого-педагогической и управленческой деятельности, а также навыков психической саморегуляции, построения оптимальных форм взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми.

Необходимость данного вида деятельности обусловлена тем, что в нашем обществе существует известный дефицит психологичес­ких знаний, отсутствует психологическая культура, предпо­лагающая интерес к другому человеку, уважение особеннос­тей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр.

Воспитатели, учителя, проработавшие с детьми не один год, подчас располагают чрезвычайно бедными и однооб­разными сведениями о психологических особенностях сво­их воспитанников, учеников. Это же можно сказать и о многих родителях, которые при всей своей любви к ребен­ку нередко не знают его и не могут его понять.

В педагогических коллективах, как и в семьях, часто случаются различные конфликты, в основе которых – психологическая глухота людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать и пр. Поэтому практическому психологу очень важно повысить уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с учащимися [1, С. 58-59].

Основными задачами психологического просвещения являются:

– ознакомление персонала учебного заведения и родителей учащихся с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

– популяризация и разъяснение результатов новейших психологических исследований;

– формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с учащимися или в интересах развития собственной личности;

– ознакомление учащихся с основами самопознания, самовоспитания;

– достижение понимания необходимости практической психологии и работы психолога в учебном заведении, специфики его деятельности, возможностей и ограничений в его работе.

В настоящее время психологическое просвещение – наиболее «безопасный» вид деятельности как для психолога, так и для его аудитории. От консультирования просвещение отличается, прежде всего, наличием более широкого контекста и предметной области излагаемых психологических сведений, не соотносимым напрямую с актуальными психологическими проблемами конкретных людей.

В связи с этим важным условием действенности данной работы является практический запрос со стороны обучаемых или педагогов, выражающий личную заинтересованность в потреблении конкретного социально-психологического знания.

Таким образом, это знание должно включаться в привлекательные или актуально значимые для школьников, студентов и педагогов формы активности. Очень важно, чтобы лекции, беседы и другие формы психологического просвещения не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проб­лемы учебного заведения, его персонала и учащихся.

Психологическое просвещение и обучение в организации реализуются, как правило, в процессе повседневной жизнедеятельности: в ходе бесед, лекций, семинаров, проведения демонстрационных психологических практикумов и тренингов с персоналом, индивидуального и группового психологического консультирования лиц, обратившихся по поводу тех или иных проблем. Формами психологического прос­вещения могут быть также выставки, подборка литературы, показ учебных и художественных кино- и видеофильмов и т.п. Возможно оформление сменных тематических стендов по актуальным проблемам социальной, возрастной и педагогической психологии. Большое значение должно придаваться адресной психологической информации: наглядной презентации обобщенных результатов проводимых психологических исследований, рекламе проводимых психологических мероприятий.

В учебном заведении достаточно распространенными являются следующие формы психологического обучения и просвещения.

1. Урок психологии. Уроки психологии имеют цель дать некоторые сведения о психологических закономерностях человеческого поведения, общения, познания, развитие рефлексии в отношении себя и окружающих, совершенствование коммуникативных навыков и пр.

Формы проведения урока могут быть самые различные: социально-психологические тренинги, лекции, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, игровое моделирование, имитационные игры, психодиагностические практикумы. Психолог в ходе урока, кроме сообщения сведений, организует и направляет групповое обсуждение различных проб­лем, осуществляет диагностические процедуры, их анализ и интерпретацию.

2. Психологическая олимпиада. Мероприятие, проводимое в несколько туров и предполагающее широкое привлечение обучаемых к участию в обсуждении интересных психологических проблем, решении занимательных практических и интеллектуальных задач.

3. Психологические соревнования и конкурсы. По своей форме они могут предполагать групповое или индивидуальное участие учащихся. Содержание конкурсов предполагает демонстрацию школьниками и студентами своих психологических возможностей, касающихся когнитивных функций (памяти, внимания, мышления, воображения и т.п.), самоконтроля и саморегуляции, навыков межличностного взаимодействия, психомоторных или сенсорных возможностей.

4. Тренинг – групповая форма работы с педагогами, учащимися и их родителями, имеющая своей целью развитие их социально-психологической компетентности (развитие социального интеллекта, навыков профессионально-педагогического общения, ролевого поведения, чувствительности и пр.), формирование активной социальной позиции и развитие способности людей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей, повышение общего уровня психологической культуры. Эти цели реализуются в частных задачах: овладение определенными социально-психологическими знаниями; развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других; диагностика и коррекция личностных качеств, снятие коммуникативных барьеров; овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия.

Тренинг представляет специально организованное общение, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проб­лемы его участников. Во время тренинга происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.

Задача групповой работы – помочь каждому участнику выразить себя индивидуальными средствами. Во время тренинга самовосприятие личности, являющееся условием осознания необходимости и путей самосовершенствования, осуществляется по пяти основным направлениям:

1. Восприятие своего «Я» через соотнесение с другими, т.е. человек использует другого в качестве модели удобной для наблюдения и взгляда со стороны.

2. Восприятие себя через восприятие другими, т.е. использование информации, передаваемой окружающими на основе обратной связи. Это позволяет узнавать мнение окружающих о себе через их слова, чувства, поведенческие реакции.

3. Восприятие себя через результаты деятельности, т.е. оценку того, что сделал человек.

4. Восприятие себя через наблюдение собственных состояний, которое дает понимание своего внутреннего мира.

5. Восприятие себя через оценку внешнего облика.

Формируемая для проведения тренинга группа насчитывает до 25 человек.

Среди принципов тренинговой работы основными являются [5, С. 199]:

– диалогизация взаимодействия, т.е. равноправное полноценное межличностное общение, основанное на доверии и взаимоуважении участников;

– постоянная обратная связь, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий;

– самодиагностика, способствующая самораскрытию участников, осознанию и формулированию ими собственных личностно-значимых проблем;

– оптимизация развития – констатация определенного психологического состояния участников группы и создание условий для их развития;

– гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер – сочетание эмоционального накала и постоянной рефлексии переживаний;

– добровольное участие в тренинге и его отдельных занятиях и упражнениях, предполагающее личную заинтересованность ее членов;

– погружение, требующее организации работы крупными временными блоками;

– изолированность, обеспечивающая конфиденциальность занятий;

– свободное пространство, создающее возможность свободного передвижения, работы в микрогруппах.

Тренинги могут также входить в целостную систему сеансов психологической разгрузки, проводимых в школьном (вузовском) кабинете (комнате) психологической помощи (разгрузки). Обучение в группе позволяет участникам наблюдать, оценивать и реализовывать определенные образцы действий, суждений и т.п., что становится важным фактором формирования более эффективных (в том числе более адаптивных) стилей поведения в реальной жизни.

Наши рекомендации