Формирования направлений совершенствования и перспектив развития процессного подхода в деятельности таможенных органов.

Грамотное применение процессного подхода позволяет совершенствовать систему управления экономической деятельностью таможенных органов, разработать понятийный и работоспособный механизм на основании полного управления качеством, а также добиться гарантированных и качественных результатов работы.

Повышение эффективности работы таможенной службы России, а также ее совершенствование в значительной степени определяется организованностью системы управления, зависящей от ее структуры и деятельности всех элементов.

Основной целью совершенствования таможенной деятельности является совершенствование таможенной деятельности в интересах внешнеторговой деятельности путем ускорения товарооборота через таможенную границу и снижение издержек участников ВЭД, защиты внутреннего рынка от некачественных и контрафактных товаров в интересах эффективной борьбы с административными правонарушениями и преступлениями в сфере таможенного дела, а также в целях обеспечения полного поступления доходов в федеральный бюджет.

Можно выделить следующие направления совершенствования процессного подхода в деятельности таможенных органов [1]:

1. Постоянное развитие внешних и внутренних коммуникаций (между кадрами, подразделениями и участниками ВЭД), а также их рационализация;

2. Снижение административных барьеров и сокращение издержек участников ВЭД путем ускорения таможенных процедур;

3. Повышение качества таможенного контроля за счет внедрения выборочных методов таможенного контроля, повышения эффективности системы управления рисками, расширения практики применения таможенного контроля после выпуска товаров и современных технологий таможенного оформления;

4. Совершенствование форм и методов иных видов контроля, осуществление которых отнесено к компетенции таможенных органов;

5. Обеспечение правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей;

6. Предупреждение, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, в том числе в области защиты прав интеллектуальной собственности, а также обеспечение мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

7. Развитие информационно-коммуникационных технологий и внедрение информационно-технических средств;

8. Совершенствование экспертно-криминалистической деятельности таможенных органов;

9. Совершенствование организационно-управленческой деятельности и повышение профессионального уровня должностных лиц таможенных органов:

· Обеспечение оптимального сочетания централизации и децентрализации управления, развитие методологического обеспечения управленческой деятельности руководящего состава таможенной службы Российской Федерации;

· обеспечение оптимальной нагрузки на должностных лиц по основным видам деятельности таможенных органов;

· внедрение системы управления качеством в соответствии с требованиями международных стандартов;

· развитие организационных механизмов мониторинга и контроллинга деятельности таможенной службы Российской Федерации;

· развитие программно-технологической базы, обеспечивающей информационно-аналитическую деятельность таможенных органов;

· усиление аналитической составляющей на всех уровнях управления и развитие методологической составляющей анализа деятельности таможенных органов.

Перспективы применения процессного подхода в деятельности таможенных органов состоит в том, что он обеспечивает следующее [8, С. 409 – 410]:

- формирование наиболее гибкой и оперативной реакции таможенной системы на быстроизменяющейся внешней среде, устойчивости к кризисным явлениям экономического и политического характера;

- осуществление четкой регламентации, стандартизации, унификации и прослеживаемости деятельности должностных лиц таможенных органов;

- достижение улучшенных, устойчивых и прогнозируемых результатов;

- прозрачность оказания таможенных услуг, благоприятное воздействие на инвестиционный климат;

- обеспечение удовлетворения требований потребителей и заинтересованных сторон;

- минимизация издержек участников ВЭД и государства;

- обеспечение формирования позитивного имиджа таможенных органов;

- наличие оптимальной прозрачной системы оценки деятельности таможенных органов, основанной на параметрах качества;

- четкое и единое понимание должностными лицами целей деятельности таможенных органов;

- мотивированные, ответственные и вовлеченные сотрудник, которые ощущают ответственность за собственные результаты и стремятся участвовать и вносить свой вклад в непрерывное улучшение;

- снижение коррупционных проявлений среди должностных лиц;

- принятие эффективных управленческих решений, основанных на четких фактических данных и анализе информации, обеспечение предсказуемости принятия управленческих решений;

- стратегия непрерывного улучшения как приоритетная задача функционирования таможенных органов;

- повышение результативности и эффективности управления экономической деятельностью таможенных органов в целом.

Итак, исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что применение процессного подхода в деятельности таможенных органов имеет как положительную, так и отрицательную стороны. С одной стороны, разумное применение процессного подхода позволяет совершенствовать систему управления экономической деятельностью таможенных органов, разработать понятийный и работоспособный механизм на основании полного управления качеством, а также добиться гарантированных и качественных результатов работы. С другой стороны, в ходе применения процессного подхода, возникают некоторые проблемы, представляющие собой барьеры для дальнейшего развития деятельности таможенных органов. Тем не менее, данные проблемы решаемы, если производится своевременный анализ возникших проблем со стороны руководства и в последствии разрабатываются грамотные пути их решения.

Также стоит отметить, что параллельно развитию внутренней среды и процессов таможенных органов происходят некоторые сдвиги и во внешней среде, поэтому крайне важно разрабатывать направления совершенствования деятельности таможенных органов в соответствии с современными тенденциями и актуальными проблемамиво всех сферах.Некоторые направления совершенствования деятельности таможенных органов закреплены в соответствующем законодательстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Федеральная таможенная служба представляет собой сложноорганизованную систему, процесс управления которой кране сложен. Обеспечение экономической безопасности и национальной безопасности в целом, а также пополнение федерального бюджета – это не единственные направления деятельности таможенных органов. В настоящее время на законодательном уровне деятельность таможенных органов связана с созданием благоприятных условий для участников ВЭД (то есть деятельности в околотаможенной сфере).

Представление деятельности таможенных органов в виде огромного количества взаимосвязанных процессов очень важно, так как в данном случае все подразделения работают как единое целое. Также решается вопрос внутриведомственных барьеров (функциональных, организационных, кадровых и информационных). Процессный подход выступает источником стабильности функционирования системы таможенных органов и поддержки качества выполнения функций и оказания таможенных услуг.

Основная цель процессного подхода совпадает с основными задачами таможенных органов, заключающихся в упрощении процесса управления, совершенствования деятельности, сокращения времени и издержек на осуществление функций, повышения результативности деятельности и качества государственных таможенных услуг.

Каждым процессом управляет соответствующих руководитель, который устанавливает конкретные цели, пути их достижения, контролирует результат деятельности. Если результаты не совпадают с целями, то руководитель производит своевременный анализ и далее на его основе разрабатывает пути решения возникших проблем или же направления совершенствования.

Стоит учитывать, что не все принципы и теоретические положения процессного подхода возможно использовать в управлении таможенными процессами, так как в реальности они имеют свою специфику. Поэтому в ходе анализа основных показателей результативности управления деятельностью таможенных органов были выявлены некоторые проблемы применения процессного подхода. В настоящее время таких барьеров существует огромное количество. Избежать их практически невозможно, потому что столкновение интересов между таможенными органами и участниками ВЭД будут существовать всегда, также некоторые проблемы связаны с несовершенством техники и человеческих ресурсов.

В настоящее время изучение данной проблематики в таможенной сфере практически отсутствует, поэтому сложность также возникает и в построении процессных моделей, основанных на теоретических материалах, то есть большая доля анализа приходится на руководителей процессов. Тем не менее минимизировать возникновение данных проблем возможно путем совершенствования внутренних процессов (многие из которых закрепляются на законодательном уровне и на уровне приказов ведомства, в данном случае они могут изменятся ежегодно), показателей результативности и моделей управления с учетом специфики подразделений, их внутренней деятельности и внешней среды.

Наши рекомендации