Система органов государственного управления землями и их компетенция. Функции государственного управления землями
Система органов государственного управления земельными ресурсами едина для всех категорий земель независимо от формы их использования.
Управленческая деятельность госорганов распространяется на земли: 1. находящиеся в запасе; 2. переданные во владение и пользование; 3. земли, находятся в частной собственности.
Государственное управление землями: общегосударственное; специализированное (отраслевое, ведомств).
Общегосударственное управление в области использования и охраны земель осуществляют:Президент РБ;Совет Министров РБ;
Государственный комитет по имуществу;Иные специально уполномоченные органы гу, Областные, Мингор, городские, районные, сельские, поселковые исполкомы в соответствии с их компетенциями.
К Специальной компетенции относятся те государственные органы, которые в своих положениях имеют указания на специальные полномочия: Мин природы и его органы на местах (инспекции);
Мин с/х-прод и его органы на местах; Мин л/х и его органы на местах.
Деятельность по управлению земельными ресурсами осуществляется через функции, каждая из которых представляет собой обособленный вид деятельности, имеющий непосредственную цель и порядок осуществления.Основные функции: 1.Учёт земель и ведение земельного кадастра; 2. Планирование и прогнозирование использования земель и мероприятий по их охране; 3. Распределение и перераспределение земель; 4. Контроль за использованием и охраной земель; 5. Охрана земель (проведение мероприятий, направленного на обеспечение надлежащего земельного порядка); 6. Разрешение земельных споров. 7.Землеустройство 8.Мониторинг 9.Предоставление и изъятие земель
Компетенция Президента: определяет единую государственную политику;устанавливает порядок изъятия и предоставления земельных участков;устанавливает порядок перевода земель из одних категорий и видов в другие;устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в ГС;определяет перечень банков, которые могут быть залогодержателями земельных участков; Компетенция СМ: утверждает региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов, схемы землеустройства; утверждает перечень населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, расположенных на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых; устанавливает порядок организации и проведения аукционов; устанавливает порядок выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд; устанавливает порядок определения размеров потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства и их возмещения; устанавливает порядок проведения мониторинга земель и использования его данных; устанавливает порядок осуществления государственного контроля; утверждает типовую форму договора аренды земельного участка;
Компетенция Гос комитета по имуществу: устанавливает порядок проведения работ по установлению и закреплению границ земельных участков; обеспечивает разработку проектов региональных схем использования и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства; устанавливает порядок проведения землеустройства; обеспечивает проведение мониторинга земель; обеспечивает ведение государственного земельного кадастра, в том числе кадастровой оценки земель;устанавливает содержание, порядок ведения и хранения землеустроительной, земельно-кадастровой документации;
Компетенция областных исполкомов: согласовывают проекты региональных схем использования и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства областей; принимают решения об изъятии и предоставлении земельных участков из земель в границах области; определяют вещные права на зу, предоставляемые без проведения аукциона, разрешают земельные споры в отношении земель;
40. Понятие, принципы и содержание гос. зем. кадастра. Мониторинг.
Гос зем кадастр – совокуп систематизир сведений и док о прав полож, сост, кач-ве, распредел, хоз и ином использ земель, зу.
Принципы гос земельного кадастра: Единство системы земельного кадастра; Открытость сведений, содержащихся в нём; Полнота сведений; Непрерывность его ведения (систематичное обновление); Доступность (наглядность и ясность); Документальность данных.
Государственный земельный кадастр состоит из:1.Единый реестр админо-тер и тер-ных единиц РБ: сведения о наименованиях, размерах и границах адм-тер и тер единиц, их админ центров. 2.Единый государственный регистр недвижимого имущества: сведения и документы в отношении зарегистр зу, сведения о местоположении зу, их размерах, границах, о целевом назначении, сведения о правах на эти участки, об ограничениях прав на зу, земельных сервитутах.3.Реестр цен на земельные участки: сведения о ценах на зу, зафикс на момент совершения сделок.4.Регистр стоимости земельных участков: сведения о кадастровой стоимости земельных участков. 5. Реестр земельных ресурсов: сведения о распределении земель по категориям, видам и землепользователям, составе, структуре, состоянии, качестве. Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается: проведением геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, инвентаризацией и кадастровой оценкой земель, земельных участков, иными землеустроительными мероприятиями. Ведение осущ-ся Гос комитетом по имуществу.
К земельно-кадастровой документации относятся: регистрационные книги; регистрационные дела; кадастровые карты; журналы регистрации заявлений; базы данных регистров (реестров) государственного земельного кадастра; статистические отчеты; аналитические обзоры;
Сведения государственного земельного кадастра: Открытый характер. Искл: сведений, отнесенных законодательством к информации, распространение которой ограничено в целях защиты прав и защищаемых законом интересов граждан. Формы предоставления сведений государственного земельного кадастра: выписки из государственного земельного кадастра, копий земельно-кадастровой документации и ин.
Контроль за использ-ем и охраной земель: государственный и технический (мониторинг).Мониторинг земель – сист наблюд за сост земель в целях оценки и прогноза изменений состояния земель под воздействием природных и антропогенных факторов. Задачи: выявление изменений в земельном фонде;оценка этих изменений и их последствий. Предназначение: обеспечение всех заинтерес сведениями о земле;обоснование размеров платы за землю;оценка хоз деят-ти. Ведётся в целях сбора, передачи, обработки полученной информации для своевременного выявления оценки и прогнозирования изменений, предупреждение и устранение последствий негативных процессов, определения степени эффек мероприятий, направленных на сохранение и воспроиз. плодородия почв, защиту земель от негативных последствий.
Данные мониторинга земель включаются в государственный фонд данных состояния ОС и вредного воздействия на неё. Госорганы, юрлица, граждане вправе запрашивать информацию в главном информационно-аналитическом центре Национальной системы мониторинга ОС РБ информацию, полученную в результате проведения мониторинга.
41. Понятие и содержание землеустройства.
Землеус-во- комплекс меропр по инвентаризации земель, планированию землеполь, установлению (восстановлению) и закреплению границ объектов землеустр, проведению др. землеустр меропр, направленных на повышение эффективности использования и охраны земель. Виды по содержанию: 1.Межхоз устройство–основной мех-м формирования рац землевлад и землеполь, наделение землёй граждан, крестьянских фермер. хоз-тв, предпр, учрежд, орг-ций. 2.Внутрихоз устр-во – осущ в пределах границ конкр предпр и орг-ии, занимающегося хоз д-тью. Такое земл-во проводится по инициативе самих землеполь-ей. Его цель– созд орган-тер условий для внедрения прогрес форм орг-ции труда.
Об-ты землеус-ва: земли РБ, ЗУ, зем-ые контуры (часть поверхности земли, выделенная по природно-историческим признакам, состоянию и хар-ру исполь-я земель,имеющая замкнутую границу, за пределами к-ой кач-ые хар-ки земель имеют другие знач-я, отражаемые в гос-ом зем-ом кадастре).
Сод-ие землеус-ва:1.разработку проектов региональных схем исполь-я и охраны зем рес-сов, схем землеус-ва особого гос регул-я; 2.разработку проектов межхоз землеус-ва, в тч проектов отвода ЗУ, оформление техн документации и установление на местности границ об-ов земл-ва; 3.разработку проектов внутрихоз землеус-ва сельскохоз орг-ций, проектов организации и устройства тер нас пунктов, сад товариществ, дачных кооперативов, 4.разработку рабочих проектов по рекультивации земель, зем контуров,защите почв от эрозии и иных вред воздействий, сохр-ю и повыш-ю плодородия почв;5.провед-е инвентаризации земель; 6.провед-е геодез-их и картограф-их работ, составление кадастровых и иных тематических карт состояния и использования зем рес-сов; 7.подготовку землеуст-ых мат-ов по разреш-ю зем споров.
Провед-е землеус-ых мероприятий:1.изменения границ об-ов землеус-ва, а также отсутствия данных об этих границах; 2.формир-я зем уч-ов; 3.изъятия и предоставления зем уч-ов; 4.изменения целевого назначения зу; 5.перевода земель из одной кат-ии в др.; 6.перевода земель из одного вида в др.;7.установления ограничений прав на зу, в тч зем сервитутов; 8.выявления нарушенных, неиспольз, неэффект исполь или исполь не по целевому назнач земель; 9.формир-я фонда перераспред-я земель. Землеустроительное дело- систематизир совок землеустроит-й документации в отнош объекта земл-тва и иных документов, касающихся такого объекта. Землеустроительная документация - документы, составленные в результате проведения землеустройства ( региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов; схемы землеустройства админ-тер и тер единиц, территорий особого государственного регулирования; проекты межхозяйственного землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; рабочие проекты рекультивации земель, земельных контуров, защиты почв от эрозии и иных вредных воздействий; геодезические и картографические материалы; планы земельных участков; материалы кадастровой оценки земель, земельных участков; решения по земельным спорам).
42. Понятие и содержание государственного контроля в области охраны и рационального использования земель.
Гос контроль за испол-нием и охр земель – д-ть спец уполномоч гос органов и их долж лиц, направленная на предотвращ, выявл и устран нарушений зак-ва об охране и использованию земель. Основная задача: обеспечение соблюдения всеми юр и физ лицами требований земельного зак-ва в целях эффективного использования и охраны земель.Гос.контроль над исп и охр земель осущ Госп о имущ. В центре вним госконтроля:
Соблюдение установленных правил владения и пользования землёй; Недопущение самовольного занятия земельных участков; Надлежащие выполнение органами управления своих обязанностей по обеспечению рационального использования земли.
В процессе осуществления контроля, землеустроительные органы проверяют качество работ, проводимых в сфере осуществления землевладения, землепользования, вносят предложения о выводе из с/х земель, загрязнённых химическими и радиоактивными веществами.
Гос контроль Мин природы осуществляется посредством:
- Проведение государственной экологической экспертизы;
- Проектных решений планирования хозяйственной деятельности;
- Обследование состояния земель;
- Проведение проверок по соблюдению законодательства.