Система и компетенция органов государственного управления специальными службами

Президент РФ осуществляет общее руководство органами всех специальных служб, определяет им задачи, утверждает Положения о них, контролирует и координирует деятельность этих органов, назначает на должности и освобождает от должности руководителей всех специальных служб.

Правительство РФ призвано всесторонне обеспечивать реализацию федеральных законов и актов Президента РФ по всем вопросам организации и деятельности специальных служб.

Федеральная служба внешней разведки является центральным федеральным органом исполнительной власти, призванным реализовывать государственную политику в сфере внешней разведки. При этом Служба внешней разведки координирует свою деятельность с Федеральной службой безопасности, с Федеральной пограничной службой, с ФАПСИ, с Главным разведывательным управлением Министерства обороны РФ, другими спецслужбами и федеральными органами исполнительной власти.

Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия: установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие; осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности; использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки; взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны; заключение с министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности; обеспечение безопасности российских учреждений за границей и граждан, обладающих государственной тайной; взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в установленном законом порядке; обеспечение собственной безопасности, т.е. защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз, и некоторые другие функции и полномочия (ст. 6 Федерального закона «О внешней разведке»).

Разведывательная информация предоставляется Президенту РФ, высшим федеральным органам государственной власти по принадлежности и определяемым ими государственным органам. При этом руководители органов внешней разведки несут ответственность за достоверность, объективность, своевременность предоставления ими разведывательной информации, а получившие ее лица несут ответственность за неправомерное разглашение содержащихся в ней сведений, составляющих государственную тайну или раскрывающих источники приобретения указанной информации.

В кадровый состав органов внешней разведки входят военнослужащие и служащие, чьи функциональные обязанности непосредственно связаны с осуществлением разведывательной деятельности. Сотрудники кадрового состава для выполнения своих функциональных обязанностей могут без расшифровки их принадлежности к органам внешней разведки занимать должности в министерствах, ведомствах, в учреждениях, предприятиях и организациях.

Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки могут устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с совершеннолетними дееспособными лицами, добровольно давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки. Сведения об этих лицах составляют государственную тайну, и доступ к этим сведениям имеют только уполномоченные на то сотрудники соответствующего органа внешней разведки.

Органы внешней разведки не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к депутатам, судьям и прокурорам всех уровней. Прокурорский надзор за исполнением законов органами внешней разведки осуществляется Генеральным прокурором РФ и специально уполномоченными им прокурорами. При этом оперативные данные о содержании разведывательных материалов и источниках их получения не являются предметом прокурорского надзора.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) — федеральный орган исполнительной власти, непосредственно реализующий основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и координирующий контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

В соответствии с Федеральным законом «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» органы федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему: Федеральная служба безопасности Российской Федерации; управления (отделы) Федеральной службы безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности); управления (отделы) Федеральной службы безопасности в Вооруженных Силах, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). Органы ФСБ России в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения. Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении ФСБ России.

Органы безопасности в войсках обязаны: выявлять, предупреждать и пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, ее Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; осуществлять во взаимодействии с другими органами федеральной службы безопасности и органами внешней разведки разведывательную деятельность в целях добывания, обработки и реализации информации об угрозах безопасности Российской Федерации, ее Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также проникновение в специальные службы и организации иностранных государств; проводить дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности.

ФСБ России во взаимодействии с другими силовыми структурами решает задачи противодействия экстремистской деятельности путем выявления, предупреждения и пресечения экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц, направленной на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв ее безопасности, захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооруженных формирований, возбуждение расовой, национальной, религиозной, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию и т.д. вплоть до осуществления террористической деятельности.

Наши рекомендации