Иосафат Кунцевич (1580-1623)

В миру Иван - униатский церковный деятель. Родился в г. Владимир-Во­лынский (Украина). Изучал богословие в семинарии при Виленском Троиц­ком монастыре. В 1618-23 гг. архиепископ полоцкий. Автор полемических произведений в защиту Брестской унии 1596 г. Энергично распространял униатство, в том числе принудительными средствами, что вызвало сопро­тивление верующих. Убит во время выступления православных горожан Ви­тебска против насильственного насаждения униатства. В1867 г. римская ку­рия причислила к лику святых католической церкви.

Источник: Беларуская энцыклапедыя: у 18т. Мінск, 1999. Т. 9. С. 23.

В своем стремлении обратить в униатское вероисповедание православных И. Кунцевич действовал с нехарактерными для белоруса настырностью, безрассудством и безоглядностью О возможных последствиях подобного обращения с верующи­ми его предупреждал в своем письме канцлер Великого кня­жества Литовского Лев Сапега. В отличие от своего адресата, Сапега занимал в делах веры типичную для белорусской мен­тальное™ позицию — сдержанную, рассудительную и осмотри­тельную. «Признаюсь, — пишет Сапега, — что и я заботился о де­ле унии и что было бы неблагоразумно оставить это дело; но мне никогда и на ум не приходило то, что Ваше Преосвящен­ство будет присоединять к ней столь насильственными мерами. ... Что касается полочан и иных против вас возмутителей; то мо­жет статься они и в самом деле таковы, а все-таки скажу вам, что вы сами расположили их к возмущению» [56]. Таким образом, насильственная реакция витебчан была фактически непроиз­вольным народным протестом против чуждого белорусам во­инственного религиозного фанатизма.

Характерной для поведения белорусов чертой является их терпимое отношение к представителям иных этнических групп и общностей. Эта черта восходит к обычаю древних славян мирно сосуществовать с соседними племенами и отпускать на волю пленных рабов. Белорусы веками находились в соседстве с языческими балтийскими племенами и они никогда не прояв­ляли стремления в принудительном порядке навязывать им свои обычаи и свою веру. На белорусских землях находили себе укрытие и возможность спокойной жизни преследуемые в раз­личных странах Европы и Азии категории населения — евреи, татарские переселенцы, протестантские немцы, русские старо­обрядцы и др. В этой связи исследователи отмечают такую чер­ту национального менталитета белорусского народа, как от­сутствие у него мессианского сознания [57]. Это означает, что белорусам чужды чувства национальной исключительности, своего превосходства перед другими народами и своей особой роли в определении и свершении целей мирового развития, что нередко свойственно не только так называемым великим наци­ям, но и некоторым малочисленным народам. История Белару­си не знает массовых эмиграций населения по причине нацио­нальной или религиозной нетерпимости. Наоборот, белорус­ские земли всегда были пристанищем для всех преследуемых в других странах.

Точно такое же положение существует в Беларуси и в насто­ящее время. Невозможно припомнить, чтобы в печати появля­лись сообщения о каких-либо эксцессах между гражданами на­шего государства на этнической или религиозной почве. После распада СССР, как и в прежние времена, Беларусь стала прибе­жищем для тех, кто оказался гонимым в местах своего постоян­ного проживания. Республика Беларусь оказалась единствен­ной из стран Содружества Независимых государств, где приток миграции больше, чем отток. Люди видят реальную жизнь в постсоветских государствах, сравнивают ее и стремятся туда, где они будут чувствовать себя в безопасности.

Толерантность в характере белорусов органически дополня­ет такое их качество, которое именуется белорусским словам памяркоўнасцъ. Оно истолковывается как способность приспо­сабливаться к существующим условиям, рассудительность, от­сутствие склонности к крайним решениям и действиям, стрем­ление достичь согласия со своими партнерами. Безусловно, этим своим качеством белорусы как бы восполняют такие чер­ты характера, как неумение идти средним путем и отсутствие меры, которые отмечают исследователи у великороссов [58]. Особенно белорусы отличаются своим гостеприимством, хле­босольством, бескорыстием.

Известно, что недостатки людей являются как бы продолже­нием их достоинств. Некоторые исследователи в числе особен­ностей национального характера белорусов называют их из­лишнюю мягкость, пассивность и нерешительность, недоста­точную настойчивость и отсутствие рисковости [59]. Видимо, можно и таким образом истолковывать толерантность и памяркоўнасць белорусов. Полагаем все же, что суждение о белорусах как народе излишне терпеливом, готовом даже поступиться своими интересами ради согласия как самоцели, не вполне объ­ективное. Для белорусов одновременно характерны как расчет­ливость и неторопливость в принятии решений, так и твер­дость и настойчивость в достижении поставленных целей.

Вместе с тем нельзя не согласиться с тем, что терпимость может проявляться и по отношению к негативным явлениям, идеям и поступкам. В таких случаях излишняя терпимость способна открыть путь к произволу и насилию. Поэтому, помня о такой опасности, наряду с умением проявлять терпение следует учить­ся убедительно, аргументировано и одновременно уважительно к мнению и достоинству оппонента отстаивать собственные убеждения и принципы, собственную жизненную позицию Важно понимать, что терпимость к чужой точке зрения, к иным религиозным, политическим, научным взглядам и убеждениям отнюдь не означает отказа от их критической оценки или от собственных убеждений и жизненных принципов.

Трудолюбие

Труд есть целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для существо­вания индивида и общества. Как деятельность по преобразо­ванию внешней природы труд - основное условие специфически человеческого существования; труд сыграл решающую роль в процессе выделения человека из животного мира, образования современного биологического типа человека и человека в качестве общественного существа. Трудо­вая деятельность, можно сказать, имманентна, внутренне присуща как отдельному индивиду, так и сообществам людей. Однако отношение к труду как у отдельных индивидов, так и у целых сообществ может быть различным. Это вытекает из того, что необходимые для жизни блага могут быть полу­чены и другим, внетрудовым путем: скажем, либо в виде во­енной добычи, либо посредством эксплуатации труда других людей, либо в результате обмена природных богатств на не­обходимые жизненные блага. Склонность различных соци­альных субъектов к тому или иному способу получения соци­альных благ определяется многими факторами.

Труд был и остается, пожалуй, единственным способом до­бывания белорусами жизненных благ. Эта ориентация на про­изводительную деятельность предопределяется рядом специ­фических факторов их существования.

Во-первых, генетической предрасположенностью славян к мирным, добрососедским отношениям с другими народами. Ни предки белорусов, ни сами белорусы как самобытный этнос никогда не покушались на чужое добро и не вели завоеватель­ных войн; Беларусь, как пишет Ф. Богушевич, «нікога не біла, не падбівала, толькі баранілася» [60].

Во-вторых, сложилось так, что белорусы по большей части своей истории являлись объектом эксплуатации в той или иной мере со стороны представителей других этнических общно­стей, а значит, они не могли пользоваться трудом других.

В-третьих, свои не бог весть какие природные богатства бе­лорусы использовали для собственного потребления и лишь не­значительную их часть превращали в предметы обмена; сегод­ня же белорусы не располагают такими природными ресурса­ми, благодаря которым они могли бы, подобно некоторым дру­гим народам, обеспечить безбедное существование себе и сво­им будущим поколениям.

Наконец, в-четвертых, привычка белорусов к труду созна­тельно культивировалась православным духовенством как базо­вая ценность славяно-русской цивилизации, где человек при­зван собственными усилиями, отношением к своим ближним и окружающей его природе создавать гармоничный мир, возвы­шенный, божественный порядок. В проповедях, которые более тысячи лет произносят служители православия, в народных сказаниях, пословицах и песнях, в произведениях отечествен­ных мыслителей, писателей и поэтов утверждается созидатель­ный труд как источник благосостояния, всех ценностей и ра­достей жизни. Все это и предопределяет трудовой характер об­раза жизни белорусов.

Поистине невозможно переоценить значение трудолюбия или, по более точному белорусскому слову, працавітасці бело­русов в их формировании как этноса, в обеспечении своей вы­живаемости среди беспрерывных бурь истории, в создании со­временного облика своей страны. В прошлом территория Бела­руси то и дело являлась ареной военных столкновений между враждующими государствами, в ходе которых уничтожалось все, что годами и десятилетиями создавалось упорным трудом народа. Особенно тяжелые потери понесли белорусы в годы Ве­ликой Отечественной войны 1941—1945 гг. Однако всякий раз белорусы все создавали заново, восстанавливали свою числен­ность и превосходили свои прежние достижения. За тысячу лет своего цивилизационного развития вместе с другими восточ­нославянскими общностями они прошли путь, на преодоление которого западноевропейским народам потребовалось не менее двух-трех тысячелетий. На создание общества индустри­ального типа белорусам, также как русским и украинцам, пона­добилось менее сотни лет, в то время как процесс модернизации западноевропейских стран занял примерно три столетия. Ныне Беларусь — высокоразвитая в технологическом, социально-эко­номическом, политическом и культурном отношениях страна; благодаря трудолюбию и таланту народа она первой из стран СНГ восстановила уровень своего экономического развития 1990 г. и уверенно набирает темпы продвижения по пути форми­рования постиндустриального (информационного) общества.

Читатели учебного пособия уже составили себе представле­ние о роли многих выдающихся наших соотечественников, живших в различные исторические эпохи, в формировании со­циокультурного облика белорусской общности. Теперь умест­но будет отметить, что белорусы своим трудом внесли весомый вклад в развитие мировой культуры [61].

Пожалуй, едва ли не самым известным представителем бело­русов на Великой Руси был Симеон Полоцкий (1629—1680) — один из главных деятелей, кто закладывал краеугольные камни здания российского образования. Расцвет, зрелость и размах его творчества приходится на московский период. Он — первый русский поэт и драматург, основоположник русского стихосло­жения. Ему принадлежит также проект славяно-греко-латин­ской академии, наследниками которой являются Московская духовная академия и Московский университет. Полоцкий участвовал в подготовке полного русского издания Библии, стоял у истоков первого в России театра.

Скорее всего, белорусского происхождения был замечатель­ный великорусский первопечатник, мыслитель и изобретатель Иван Федоров, который вместе с уроженцем белорусского го­рода Мстиславль Петром Мстиславцем издал в Москве первую в России печатную книгу «Апостол» (1564). Выходцем из Белой Руси был основоположник московской пушкарской традиции, литейщик Андрей Чохов — тот самый, который отлил знамени­тую «Царь-пушку». В Белой Руси находятся родовые корни Ва­силия Татищева, автора первой фундаментальной «Истории Российской». Белорусского происхождения композиторы Ми­хаил Глинка, Модест Мусоргский, Игорь Стравинский, Дмит­рий Шостакович, писатели Тадеуш (Фаддей) Булгарин, Федор Глинка, Федор Достоевский, Дмитрий Писарев, Иван Бунин, Александр Грибоедов, Евгений Евтушенко, Юрий Олеша, Вла­димир Высоцкий, Юрий Тынянов, Александр Беляев, Алек­сандр Грин, братья А.Н. и Б.Н. Стругацкие, поэты Александр Твардовский, Михаил Исаковский и многие другие. Выходцы из белорусских земель — скульпторы Михаил Микешин, автор памятника «1000-летие России» в Новгороде, и Сергей Конен­ков, называвший себя «белорусским паном». Белорусом по про­исхождению был знаменитый актер Василий Качалов. Белору­сами считали себя философ Николай Лосский, писатель, исто­рик и публицист Иван Солоневич.

Белорусами по рождению или этническому происхожде­нию были очень многие российские путешественники-геогра­фы, естествоиспытатели, конструкторы. Назовем имена неко­торых из них, поскольку перечисление всех предполагает спе­циальное исследование. Это — выдающийся географ путеше­ственник, исследователь Центральной Азии Николай Прже­вальский, исследователь Восточной Сибири Ян Черский, море­плаватели и исследователи Арктики, двоюродные братья Д.Я. и Х.П. Лаптевы (их именем названо море на Крайнем Севере), исследователь Арктики О.Ю. Шмидт, знаменитый математик Софья Ковалевская, основатель русской школы доменщиков Михаил Курако, президент Сибирского отделения Российской академии наук Валентин Коптюг, физики Яков Зельдович и Иван Артоболевский, создатель реактивных истребителей «Су» Павел Сухой и др. В Белорусской академии наук трудились из­вестные далеко за пределами страны генетик Роман Жебрак, биолог Василий Купревич, физики Борис Степанов, Федор Фе­доров, Николай Борисевич и др. Немало белорусов получили мировую известность благодаря своему вкладу в достижения человечества. Белорусский народ по праву гордится своим соотечественником Жоресом Алферовым - лауреатом Нобелевской премии, ученым, открытия которого определили техноло­гический облик современного мира.

Наши рекомендации