Процесс развития конфликта

В процессе своего развития конфликт проходит несколько ста­дий. Эти стадии не являются обязательными — возможно, что какие-то из них в ходе конфликта «проскакиваются». По-разно­му складывается продолжительность стадий. Но последователь­ность их в любых конфликтах одна и та же.

1. Предконфликтная ситуация.

Это положение дел накануне конфликта. Иногда оно может быть совершенно благополучным, и конфликт тогда начинается внезапно, под воздействием какого-то внешнего, случайно вторг­нувшегося в эту ситуацию фактора (например, в комнату неожи­данно вошел посторонний человек и устроил скандал). Но чаще всего на этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта (даже в вышеприведенном примере — это, скажем, сама возможность появления в комнате постороннего человека). <…>

Бывает, что на предконфликтной стадии имеется достаточно сильная напряженность в отношениях, но она остается подспуд­ной и не выливается в открытые конфликтные столкновения. По­добное положение может сохраняться довольно долго. Его назы­вают потенциальным, или латентным (скрытым) конфликтом.

2. Инцидент.

С него, собственно, и начинается конфликт. Инцидент — это первая стычка конфликтантов. Он выступает как завязка конф­ликта. Если в предконфликтной стадии конфликт находился в эмбриональном, утробном состоянии, то теперь он появляется на свет. Нередко инцидент возникает как будто по случайному по­воду, но на самом деле такой повод является последней каплей, которая переполняет чашу. У Дюма д'Артаньян, выехавший из от­ чего дома, всю дорогу сознавал, что он выглядит смешным на дряхлом коне желтоватой масти, и «не менее десяти раз на день хва­тался за эфес своей шпаги». Его случайная стычка с графом Рош­фором была не столь уж случайна: если бы не подвернулся Рошфор, д'Артаньян схватился бы с кем-то другим.

Есть «предел терпимости» напряжения, своего рода энергети­ческий барьер. Когда энергия раздражения, медленно накапли­вавшаяся на предконфликтной стадии, прорывает этот барьер, тогда любой мельчайший повод, как искра, зажигает пламя кон­фликта. <...>

Конфликт, начавшийся с инцидента, может вместе с ним и за­ кончиться. В одних случаях так происходит потому, что конфликтанты расстаются, чтобы больше не встречаться (например, пере­бранка пассажиров в городском автобусе). В других случаях кон­фликт исчерпывается инцидентом, так как конфликтантам удается в ходе инцидента разрешить свои разногласия. Особый случай — «острый конфликт, представляющий собою стычку противников, в которой один угрожает другому физической рас­ правой и даже смертью (например, нападение бандита, захват тер­рористами заложников). Такой конфликт может завершиться в инциденте потому, что инцидент приведет к гибели одной из сто­рон. Но при «нормальном» ходе развития конфликта после инци­дента наступает следующая его стадия.

3.Эскалация.

На латинском scala — лестница. В фазе эскалации конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов — действий и противодействий конфликтующих сторон. <[…>

Эскалация может быть непрерывной — с постоянно возраста­ющей степенью напряженности отношений и силы ударов, кото­рыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда на­пряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды ак­тивной конфронтации сменяются затишьями и временным улучшением отношений.

Эскалация также может быть крутой, быстро вздымающейся до крайне резких проявлений враждебности; и вялой, медленно разгорающейся, а то и долго держащейся примерно на одном уров­не. В последнем случае имеет место хронический (затяжной) кон­фликт. который надолго задерживается на этой стадии — года­ми, а в общественных отношениях (например, классовых, между­народных) десятилетиями или столетиями, и, возможно, так и не выходит за ее пределы. Иногда при этом он постепенно переходит на спад и иссякает сам собой.

4. Кульминация.

Эта стадия наступает тогда, когда эскалация конфликта приво­дит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает, организации, в которой они сотрудни­чают, общности, в составе которой они живут, или, при внутриличностном конфликте, ставящим под угрозу целостность личности.

Кульминация — это верхняя точка эскалации. Она обычно выра­жается в каком-то «взрывном» эпизоде (отдельном конфликтном акте) или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы. При кульминации конфликт достигает такого накала, что обеим или, по крайней мере, одной из сторон становится ясно, что продолжать его больше не следует. Кульминация непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать как даль­нейшее обострение отношений, так и усиление враждебных дей­ствий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях.<…>

Эскалация не обязательно заканчивается кульминацией. Не­редко стороны начинают предпринимать меры по угашению кон­фликта, не дожидаясь, пока он дойдет до кульминационного взры­ва. Здесь тоже имеет значение «предел терпимости» конфликтан­тов. При превышении этого предела они устают от конфликта, им «надоедает» конфликтовать, и возникает желание как-то уладить разногласия. Предчувствие, что «добром это не кончится», настра­ивает их перейти к поиску путей улаживания конфликта, минуя кульминацию.

В затяжном конфликте момент кульминации долго не насту­пает. В одних случаях конфликт при этом постепенно угасает. Но в других случаях оттяжка кульминации обходится очень до­рого: в процессе затянувшейся эскалации накапливается высокий «энергетический потенциал» негативных эмоций, не находящий разрядки в кульминации; и когда, наконец, момент кульминации приходит, выброс всей этой энергии способен произвести самые ужасающие разрушения. Такого рода кульминация — это еще один вариант острого конфликта.

Конфликтологу стоит иметь в виду, что иной раз целесообразно вызвать столкновение сторон, способное стать кульминационным концом затянувшейся эскалации, — чтобы, во-первых, избе­жать более опасных форм кульминации, и во-вторых, побудить конфликтующие стороны задуматься над последствиями даль­нейшего развития конфликта и поисками способов его завер­шения.

Наши рекомендации