Политическая власть и национальные общности
Важной составной частью общества являются национальные общности. К ним традиционно относят нации, народности, племена, национальные меньшинства. Нации, народности, племена именуют также народами, хотя к числу последних относятся и многонациональные общности, например, россияне, югославы, испанцы, бельгийцы. Национальные меньшинства иногда именуют национальными группами.
Национальные общности — природно-культурные целостности, неперсонифицированные в каком-то одном лице, единой организационной структуре; они реализуют свои интересы через деятельность множества индивидов и организованных групп.Но такая реализация не говорит о том, что функционирование общностей может быть сведено к индивидуальной и групповой активности. Одной из сфер формирования и осуществления запросов национальных общностей является надындивидуальная (надгрупповая) деятельность индивидов, групп, в рамках которой индивиды, группы действуют не от своего имени, а от имени общностей, за которыми они себя числят, не обязательно четко осознавая это.
Результатом многопоколенной (надгрупповой) деятельности людей оказываются национальные культуры и национальное самосознание: язык, обычаи, символы, герои, материальные ценности, идеалы, нормы и другие подобные феномены, надстраивающиеся над индивидуальными (групповыми) культурными формами, индивидуальным (групповым) самосознанием. Э. Дюркгейм писал, что в каждом из нас есть два сознания: одно общее, которое представляет не нас самих, а общество, живущее и действующее в нас; другое, наоборот, представляет собой то, что в нас есть личного и отличного, что делает из нас индивида. Эти два сознания всесторонне проникают друг в друга1. Данную характеристику с полным правом можно распространить и на национальное самосознание.
Национальная культура и национальное самосознание превращаются для их носителей в объект ценностного восприятия, остепения,воспроизводства, в средство отличения своих общностей от иныхсубъектов. В национальной среде формируется этноцентризм, т. е. стремление людей воспринимать и оценивать жизненные явления, культуры других народов сквозь призму традиций и ценностей своейнациональной общности, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона, оптимума. Ценностно-эмоциональное начало организует национальное сознание, превращает его в активный, направленный процесс, в подлинное самосознание, когда разные членынациональной общности начинают ощущать свое единство и закрепляют его в понятии "мы"; своеобразном коллективном "я", индивидуализирующем общность (мы — русские; мы — немцы; мы — китайцы и т. д.). В итоге национальные общности не только формируются, но и формируют себя, превращаются из культурной среды в социальных субъектов, из творимого начала в начало творящее, из "общностей в себе" в "общности для себя", осознающие вой национальные интересы и стремящиеся к их реализации. Исторически первая форма национальной общности — племя. Племя — кровнородственная общность. Народности, нации — общности территориальные, социально-культурные, в которых природные, биологические зависимости между людьми, в том числе родственные связи, происхождение, отходят на второй план, то отличает друг от друга народности и нации? В настоящее время эти категории часто употребляют как тождественные. Когда же их различают, то акцент делается на том, что народности — общности, тяготеющие к присваивающему и натуральному типам хозяйствования, а нации — общности, активно включенные в орбиту техногенной цивилизации, массового производства вещей услуг. Представители наций, народностей, покинувшие места традиционного расселения своих народов и оказавшиеся в инонациональном окружении, приобретают статус национальных меньшинств. Нации, народности, национальные меньшинства принимают участие в политическом процессе не непосредственно, а через организационно-правовые формы общества: государство, политическую систему. Самоопределение наций, народностей, меньшинств проявляется как стремление относящих себя к ним индивидов, организаций отыскивать себе подобных и вместе с ними реализовать национальные запросы, формулировать, отстаивать требования, продиктованные логикой развития и проблемами соответствующих национальных культур.
Национальное самоопределение превращается в поле политического влияния, регулярно продуцирующее, воспроизводящее референтные группы, национальные организации, ориентирующие поведение людей, деятельность политико-государственных институтов не отдачей команд, а приданием им принципиальной направленности, определением рамок их отклонений. Именно так национальные общности подталкивают государство к выработке какой- либо национальной политики и идеологии, участвуют в закладке законодательства, регулирующего национальные отношения, влияют на выработку политико-государственных решений под углом зрения собственных интересов.
Выделяются три типа включения национальных общностей в социум, его политический механизм. Первый — доминирование наций, народностей в своих социумах. Второй — включение наций, народностей в социум в качестве его периферийно-самобытных подсистем (часто это народы, доминирующие на периферии в отдельных регионах страны). Третий — включение меньшинств в социум в роли его культурно-специализированных, но территориально не укорененных подсистем.
Доминирующие (державные) общности являются основой своих социумов, несут на себе главное бремя социально-государственных тягот и оказывают решающее, хотя не всегда осознанное
воздействие на государственную политику. Они относятся к политическому механизму общества как к части своей социальной "телесности", напрямую идентифицируя себя с государственными институтами общества.
Периферийно-самобытные и специализированные общности пытаются найти меру приемлемого сближения с общесоциальными механизмами власти, державным народом, однако во внутреннем самоопределении опираются на собственные институты. Периферийно-самобытные народы создают разнообразные формы территориальной автономии или даже региональные государственные образования (субъекты федерации, ассоциированные государства)
Меньшинства тяготеют к формам национально-культурной автономии.
Периферийные народы и меньшинства участвуют в жизни социума в качестве его автономных составляющих с целью максимального извлечения выгод из пребывания в общесоциальном пространстве и минимизации отрицательных средовых влияний.
По отношению к обществу в целом они выступают одновременно как свое, и как чужое (принадлежащее и к данному обществу, и к иным национальным или национально-государственным культурам).
Во многом именно национальные общности влияют на выбор той или иной формы государственного устройства. При доминировании в стране одной нации естественной формой государственного устройства становится унитарное национальное государство, которое в политико-территориальном аспекте распадается на не суверенные административно-территориальные единицы, а в идеологическом аспекте заявляет о себе как о государстве, реализующем национальный суверенитет державной нации.
При многонациональном составе населения приходится искать более сложные модели государственного устройства. Формами организации многонациональных государств традиционно являются унитарные государства с наличием территориальных автономий и федерации. Первые из них, как правило, — это государства национальные. Федерация может быть как национальным, если в ней выделяется доминирующая нация при незначительной численности иных народов, так и наднациональным государством, когда последнее не устанавливает каких-то особых отношений ни с одним народом, проживающим на его территории. Национальными унитарными государствами с наличием территориальных автономий являются Италия, Испания, Грузия, Узбекистан. Национальной федерацией является Федеративная Республика Германия, а Российская Федерация является федерацией наднациональной. Однако в состав наднациональных федераций наряду с обычными государственно-территориальными образованиями могут входить национальные субъекты федерации, являющиеся формой реализации национального суверенитета периферийно-самобытных народов. В Российской Федерации национальные субъекты —это в первую очередь республики в составе РФ.
Национальное государство необходимо отличать от националистического государства, в котором наблюдается не просто естественное доминирование какого-то народа, а его гегемония, когда представители национального большинства ставятся в привилегированное положение по отношению к представителям иных национальностей. Национальное государство в корне отличается от государства националистического. Во-первых, национальное государство обеспечивает приоритет конкретной национальной культуре без учета национальной принадлежности ее носителей, не препятствуя в то же время развитию других культур, национальным традиций на своей территории. Во-вторых, на уровне взаимоотношений с гражданами, в области кадровой политики оно становитс!
национально безразличным. В-третьих, оно не приемлет насильственных форм навязывания официальной национальной культуры населению страны. Не национальными, а националистическими странами были Германия времен господства национал-социализма, ЮАР до отмены режима апартеида.