III. Методические рекомендации по организации работы с пионерами младшего возраста
Деятельность пионеров этого возраста в отряде должна быть эмоционально насыщенной, пронизанной пионерскими обычаями, традициями, ритуалами. Четкий строй линейки, торжественный церемониал выноса знамени, приветствие салютом, готовность к немедленному исполнению поручения — все это украшает деятельность коллектива, делает ее привлекательной, создает мажорный тон, помогает детям быстрее войти в жизнь пионерской организации.
Дела младших пионеров должны быть ограничены во времени и объеме, привлекательны близостью непосредственно ощутимого результата. Это требование объясняется недостаточным развитием воли у ребят, их неумением распределять свои силы на длительный срок.
Игра сохраняет свое значение и широко используется в работе с младшими пионерами. Сильным побудительным действием в этом возрасте обладает соревнование. Однако следует помнить, что увлечение излишней состязательностью, стремление во что бы то ни стало выйти вперед за счет других, может иметь нежелательные последствия— воспитывать эгоизм, карьеризм. Наибольшим успехом пользуется соревнование относительно малых, коллективов (звеньев), равных по своим силам, за конкретные цели, с постоянной взаимопомощью звеньев -друг другу, регулярным подведением итогов.
Звенья младших пионеров немногочисленны по. своему составу — 5—7 человек. Звенья с такой численностью легче организуются и активнее действуют. Руководит звеном звеньевой, которого пионеры сами выбирают на сборе звена. У звена есть старший друг — пионер-инструктор, который является советчиком ребят, передающим им опыт самостоятельной пионерской работы.
Звеньевые, как и другие активисты отряда, сменяются сравнительно часто (один-два раза в учебную четверть, полугодие), что позволяет всем пионерам получить опыт руководства и подчинения товарищам в коллективе.
Пионерский сбор отряда пионеров младшего возраста — это всегда праздничное событие в жизни ребят. Он призван в яркой и привлекательной форме определить предстоящую деятельность отряда. Сбор должен в каждом случае нести большую познавательную нагрузку, чему бы он ни был посвящен: героической истории нашей Родины, встрече с интересными людьми, пионерам-героям и т. д. На сборе ребята выбирают совет отряда, обсуждают календарные планы работы, распределяют поручения между звеньями, слушают отчеты звеньевых, членов совета отряда, отдельных пионеров о выполненных ими поручениях, об их работе. Главную роль в подготовке сборов и в их проведении пока еще играют старшие — пионеры-инструкторы, вожатый.
Роль вожатого и учителя в отряде младших пионеров. Воспитательные задачи, единые по существу, решаются педагогом и вожатым различными путями. Важно закрепить в сознании ребят особую роль отрядного вожатого — комсомольца. Он — член пионерского коллектива и его руководитель. Через него младшие пионеры ощущают конкретную связь своего отряда с комсомолом.
Роль учителя в руководстве пионерским отрядом более сложная. Глубоко вникая в дела отряда, в его жизнь и работу, он всегда действует через вожатого и пионерский актив, всемерно развивая самостоятельность пионеров, чувство хозяев своей организации. Учитель помогает вожатому и ребятам советом, как провести сбор, подсказывает им те способы и приемы, которые позволят интересно работать и успешно выполнить намеченную задачу. Вместе с вожатым он учит пионеров составлять планы работы отряда и звена, выполнять их и правильно оценивать сделанное, воспитывает у пионеров заинтересованность в делах отряда, чувство личной ответственности перед коллективом.
IV. Примерное содержание и формы работы с пионерами младшего возраста
О В. И. Ленине и его соратниках. Ребята продолжают знакомиться с жизнью и деятельностью В. И. Ленина. В.И.Ленин предстает перед младшими пионерами как создатель и вождь Коммунистической партии. Под руководством партии наш народ совершил революцию, вышел победителем в гражданской и Великой Отечественной войнах, построил социалистическое общество; под руководством КПСС наш народ, выполняя заветы В. И. Ленина, строит коммунизм. Ребята узнают о ближайших соратниках В. И. Ленина. Они знакомятся с коммунистами — передовиками производства своего родного города, села.
Пионеры читают книги о В. И. Ленине и его соратниках, просматривают кинофильмы и диафильмы, подбирают для ленинского уголка вырезки из газет и журналов, фотографии, открытки, плакаты, репродукции картин, коллекционируют марки, посвященные Ленину, партии.
Они проводят экскурсии по ленинским и революционным местам, знакомятся с историческими памятниками и достопримечательностями родного города, района.
Наша Родина— СССР. Наша Родина — Союз Советских Социалистических Республик — дружная многонациональная семья народов. В братской, нерушимой дружбе — залог всех наших успехов и побед. 15 союзных республик. Их флаги, гербы, столицы. Москва — столица СССР, Ленинград — колыбель революции. Города-герои.
Регулярное знакомство по газетам и журналам, радио- и телевизионным передачам с важнейшими событиями, происходящими в нашей стране и за ее рубежами.
Родной город, район, село—частица Родины. Родная природа. Исторические, революционные, боевые, трудовые памятники родных мест. Что дает родной город (район, село) всей стране. Земляки — герои революции, войны и труда.
Пионеры читают книги, просматривают фильмы и диафильмы о Родине. Встречаются с интересными людьми. Проводят экскурсии, походы по родному городу, району. Наблюдают природу. Участвуют в борьбе за охрану природы — растений, птиц, животных.
Пионерам о защитниках Родины. Знакомство с формой, знаками различия родов войск Вооруженных Сил СССР. Боевые ордена и медали. Современные виды вооружения: ракеты, танки; самолеты, корабли, подводные лодки и т. д. Выставки моделей, подбор картин, фотографий из газет и журналов о боевой технике. >u-. i Знакомство и дружба с воинами, бывшими фронтовиками. Сбор материалов об участниках Великой Отечественной войны, их жизни, боевых делах, подвигах.
Переписка с воинами-земляками (моряками, пограничниками, танкистами, летчиками). Праздник Дня Советской Армии и Военно-Морского Флота в отряде, поздравления воинов.
Простые военно-спортивные умения: преодолеть преграду, ров, спрыгнуть с небольшой высоты, Соревнование в ловкости, сноровке, быстроте, точности, наблюдательности, смекалке, флажковой сигнализации. Работа санитарного поста в отряде. Поделка моделей самолета, корабля, танка, ракеты. Простейшие военные игры с элементами наблюдения, маскировки, связи, разведки, оказания первой помощи «раненым».
О Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Более глубокое и деятельное знакомство с пионерской организацией, ее историей, традициями, когда и почему пионерская организация названа именем В. И. Ленина, за что награждена орденом Ленина. Пионеры должны узнать юных пионеров-героев. Научиться четко и красиво соблюдать пионерские ритуалы — проводить линейки; вынос знамени, отдавать салют.
Пионеры проводят встречи с вожатыми и пионерами-ветеранами, читают книги, просматривают диафильмы, посещают всем отрядом Дом пионеров, пионерские клубы, совместно проводят сборы нескольких отрядов. Они начинают вести летопись отряда. Пионеры-четвероклассники берут шефство над детскими садами, работают с малышами-дошкольниками во дворах, в зоне пионерского действия дружины, учатся проводить с ними игры — готовятся в будущем стать вожатыми октябрят.
Пионеры СССР, пионеры социалистических стран. Пионеры Союза Советских Социалистических Республик. Как учатся? Чем они занимаются? Как работают? Чем интересуются? Как отдыхают?
Переписка с пионерами братских республик. Обмен открытками и фотографиями с видами родного края. Беседы и практические занятия по культуре письма. Создание уголка дружбы детей Советской страны в отряде. Разучивание песен и танцев друзей. Чтение «Пионерской правды», книг о дружбе. Дружба с отрядами школ, где обучение ведется на другом языке. Беседа вожатых об Артеке.
Пионерские организации социалистических стран. Их форма, галстуки, пионерские знамена, значки, традиции. Игры, песни и танцы. Беседы вожатых по материалам газет и журналов, по книгам о пионерах социалистических стран. Проведение сборов, посвященных дружбе народов, встреч с советскими людьми, побывавшими за рубежом. Выставки рисунков пионеров на тему борьбы за мир и дружбу народов.
Трудовые дела младших пионеров. Основная форма общественно полезной деятельности младших пионеров—тимуровская работа: бескорыстная помощь семьям военнослужащих, малышам, престарелым, больным, инвалидам. Работа в детских садах и яслях.
У них много дел и в зоне пионерского действия: посадка садов, деревьев и кустарников на улицах, во дворах, у шефов. Забота о цветниках, газонах. Работа на пришкольном участке. Охрана «зеленого друга», забота о птицах и животных. Работа в мастерских: изготовление птичьих домиков и кормушек, наглядных пособий, игрушек для малышей, детских садов. Создание игротеки в отряде.
Сбор макулатуры и металлического лома. Сбор лекарственных трав, ягод, грибов и других полезных растений.
Помощь родителям дома. Знакомство с трудом родителей на производстве.
Большое внимание следует уделить организации труда младших пионеров: четкие, конкретные задания коллективам — звеньям, бригадам, командам. Опора на игру — штаб тимуровцев, разведка, сигналы, операции, «дозоры справедливости» — на площадках, где играют малыши, рейды «преграда огню» — по дворам колхозников с целью проверки, как хранится пожарное имущество, патрули «защиты животных», «охраны зеленого друга», «охраны пернатых» и т. д. Обязательный разбор на общих сборах действий звена, бригады, команды, причин их успехов и неудач.
Учить пионеров учиться. Коллективное чтение и обсуждение книг. Утренники «Герои любимых книг». Викторины по книгам. Связь с библиотекой — кто, что и как читает, все ли посещают библиотеку. Живые газеты «Хочу все знать».
Занятия в кружках «Умелые руки», простейшего моделирования, занимательной арифметики, любителей природы, знатоков родного слова и др.
Проведение отрядных олимпиад, конкурсов юных математиков, знатоков истории и географии Родины, ее природы, турниров любознательных и смекалистых. Выставки самоделок — моделей, наглядных пособий, коллекций, рассказы ребят о своих экспонатах.
Участие в общедружинных делах по сбору книг, учебных пособий, игр и игрушек для вновь открываемых школ. Взаимный контроль за работой над домашними заданиями. Рейды — как кто хранит учебники, тетради. Организация «Скорой пионерской помощи», постов всеобуча, следящих прежде всего за тем, все ли ребята ходят в школу.
Пионеры против религии. Происхождение религиозных верований, праздников. В чем вред религии, веры в бога? Беседы на антирелигиозные темы. Знакомство с доступными пониманию детей этого возраста антирелигиозными произведениями писателей, художников. Организация и оформление «уголков безбожника» в школе и дома.
Младшим пионерам о прекрасном. Умение видеть красивое в природе, труде, во взаимоотношениях людей, во внешнем облике — своем и своих товарищей. Работа по оформлению пионерского уголка, комнаты.
Творческая работа в кружках и секциях: художественного слова, кукольного и теневого театров, хора, хореографического коллектива и т. д.
Знакомство с выдающимися произведениями русского и советского искусства, литературы, музыки, изобразительного искусства, доступными пониманию детей этого возраста, с их творцами. Посещение выставок и музеев, кино и театров, концертов, прослушивание музыкальных радио- и телевизионных передач. Праздники песен, танцев, веселых затей в отряде.
Физкультура и спорт младших пионеров. Знание 3—4 комплексов утренней зарядки. Самоконтроль за выполнением режима дня. Звеньевые и отрядные занятия физкультурой — подвижные игры, соревнования по малому пионерскому четырехборью, лыжи, коньки, плавание. Весенний, осенний и зимний физкультурные праздники во дворах с играми, соревнованиями, спортивными аттракционами. Встречи с мастерами спорта, организация уголка « друзей спорта» и т. д.
Туристские походы на 5—8 км с ориентированием, костром, приготовлением обеда на костре, туристской эстафетой. Зачетный однодневный поход.
* * *
Переход из младшей возрастной группы в среднюю, связанный с переходом школьников из четвертого в пятый класс, должен стать заметным, запоминающимся событием в жизни пионеров. На торжественном сборе отряда, который проводится в самом начале занятий в пятом классе, старшие друзья отряда, коммунисты и комсомольцы рассказывают ребятам о том, что ждут от них — юных ленинцев — партия и комсомол, какие у них новые права и обязанности.