Происхождение государства и его признаки
Глава 1
ГОСУДАРСТВО И НАСИЛИЕ
История развития человечества полна фактов как широкомасштабного, так и локального насилия, а по сути, она базируется на перманентном принуждении. Ведь состояние отношений как индивидов, так и социальных общностей характеризуется полярными крайностями — войной или миром. И если в обозримом прошлом трудно найти последнее, то примеры первого изобилуют.
Насилие лежит в основе всех основных типов вооруженных столкновений догосударственных форм общностей: межличностных стычек внутри групп; организованных коллективных межгрупповых стычек внутри культурного единства, преследующих своей целью возмездие; вооруженных набегов типа спорта или охоты с целью добычи вражеских голов, захвата пленных для жертвоприношения или каннибализма; боевых действий, ведущих к возникновению примитивного государства; экспедиций для организованного разбоя, захвата рабов и добычи; вооруженной борьбы между разнокультурными группами, направленной на территориальное завоевание и создание государственности.
Если рассмотреть любой из подходов к пониманию проблем войны и мира, будь то психологический или этнологический, культурологический или неоэволюционистекпй ', то независимо от приверженности к той или иной концепции, в каждом из них присутствует насилие в крайне жестокой форме. С появлением государства принуждение принимаетнаиболее организованные и тотальные формы, более того, принуждение как функция лежало в основе возникновения этого института.
Происхождение государства и его признаки
Как известно, термин «государство» употребляется в нескольких смыслах. Прежде всего, это специальный аппарат управления, призванный представлять и защищать интересы народа, то есть государство — это совокупный чиновник, работающий по найму у общества. Далее, государство — это ранномасштабная обществу политическая организация с определенными географическими границами. Объединяющим началом этой организации являются публично-властные отношения, политические (властные) институты, общеобязательные правовые нормы (законы). На уровне обыденного сознания государство часто отождествляется с исполнительно-распределительными органами (т. е. правительством), системой юридических норм и судебной властью. Вместе с тем, государство — это основной элемент политической системы общества, имеющий особое значение в ее функционировании п выступающий системообразующим институтом.
В мировой общественно-политической мысли существуют различные точки зрения на проблему возникновения государства.
Теологическая концепция строится на божественном происхождении государства, и акты власти связаны, соответственно, со сверхприродным началом (К. П. Победоносцев). Несмотря на свое религиозное содержание, теологические теории отражали определенные реальности — власть жрецов, роль культовых зданий, разделение властных полномочий между религиозными и административными центрами. Освещение власти божественным началом поддерживалось и использовалось господствующей элитой в разные времена, так как это придавало ей авторитет и безусловную обязательность. Не являясь научной, концепция отражает отдельные pea......ые явления в историческом процессе становления государств.
Концепция общественного договора выводит государство на понимание его как результата соглашения, заключенного с целью обеспечения безопасности и организации общественной жизни (Ж.-Ж. Руссо, Локк, Гобс). Государство — это сознательное объединение людей, которые передают ему часть своей свободы и своих прав. Общественный договор, по которому создается государство, понимается как согласие между изолированными до этого периода индивидами на образование государства. Причем сам договор мыслится не как факт подписания какого-либо документа, а как состояние общества, при котором люди добровольно объединяются в государственно-организационную форму.
Теория завоевания (теория насилия) объясняет появление государства в результате подчинения одними группами людей других (Л. Гумплович). Государство потребовалось для закрепления власти победителя над завоеванным народом.
В основе патриархальной теории лежит идея о механическом соединении родов в племена, племен в большие общности вплоть до государства (Р. Фильмер). Истоки государства здесь видятся в разросшейся семье, а власть монарха конструируется из власти отца над членами семьи. Государство при этом рассматривается как развитая форма патриархальной власти.
Политическая антропология в основе возникновения государства видит вождизм, образование слоя вождей (Г. Кдас-сен, М. Фрид).
В истории общественно-политической мысли представлена позиция, в соответствии с которой истоки государства в разделении труда, в обособлении деятельности по руководству и управлению обществом (Платон).
Исторический материализм причины возникновения государства представляет итогом экономического развития и разделения общества на классы (К- Маркс) 2.
В обобщенном виде можно отметить триединую основу теории происхождения и формирования государства: общественную, классовую и структурно-правовую. Эти компоненты не исключают друг друга, а в совокупности приводят к наиболее объективному пониманию такого сложного общественно-политического института, как государство.
Государство — явление историческое, и его формирование относится к периоду институциа.тизацип политики как самостоятельной сферы жизни общества. По мере совершенство-вания материального производства, нарастания социальной дифференциации и мобильности, культурного прогресса традиционная форма догосударственного регулирования человеческих отношений становится неэффективной. В обществе появляется объективная потребность в создании специальных органов, способных разнообразными средствами обеспечить общеобязательные формы поведения людей. Причем принудительные средства, особенно на ранних этапах, играют далеко не второстепенную, если не основную роль.
Государство является результатом и фактором общественного прогресса, развития социальной и политической организации общества.
История формирования государства — весьма сложный, постепенный и многоплановый процесс, обусловленный исто-ргческпми и региональными особенностями эпохи, спецификой локальных цивилизаций. Становление государства осуществлялось под воздействием совокупности факторов. Прежде всего, это развитие производства и торговли, установление п расширение хозяйственных связей. Демографический фактор связан с относительным увеличением численности и плотности населения, переходом от миграционного образа жизни к оседлому на определенной территории. Разделение труда, ориентация на доминирующий вид хозяйственной деятельности (скотоводство, земледелие, торговлю) и сопутствующие этому социально-экономические различия — все это предпосылки возникновения государства. Дальнейшее разделение общественного труда, выделение функций управления в самостоятельный вид деятельности знаменуют собой возникновение и специального аппарата управления — государства.
Государство стало новой структурной организацией общества, так как из общества выделился особый слой людей, основным занятием которых стало государственное управление. Этот слой людей составил новое структурное образование — аппарат государства, который выполняет весьма ценные и полезные управленческие функции. Для выполнения своих функций аппарат государства наделяется властью, то есть возможностью с помощью принуждения, в случае необходимости, подчинить своей воле другие слои населения. Для этой цели и появились такие специфические социальные инструменты, как тюрьмы, суды, полиция, армия и другие органы государства, принимающие решение о принуждении и его осуществляющие.
Предметная характеристика государства наиболее глубоко проявляется через функции — главные направления деятельности, обусловленные основной целью, определяемой самой природой явления — благом народа, интересами общества.
Из множества направлений деятельности, совокупности необходимых и важных функций государства в соответствии с предметом нашего разговора выделим созидательную (организационно-управленческую) и охранительную (принуждение вплоть до насилия) функции. Организационно-управленческая деятельность преследует общие цели — достижение общего блага, единства, регулирования взаимодействия различных сфер жизни. Охранительная деятельность проявляется в поддержании правопорядка и обеспечении стабильности, защите конституционных основ общественного и государственного строя. В этом смысле государство выступает как средство борьбы, усмирения, правоохранения.
Указанные направления деятельности, созидательная и силовая, реализуются как во внутренних, так и во внешних функциях государства. Традиционно в марксистском учении о государстве в объективированном виде выделялись следующие моменты, характеризующие эту доктрину: государственно-политическая надстройка производна от экономического базиса общества; государство — особый аппарат насилия, другими словами, государство, политическая власть в собственном смысле — это организованное насилие для подавления одного класса другим 3.
В отечественной научной литературе длительное время доминировала трактовка государства как машины, аппарата диктатуры пролетариата. Но с конца 60-х, начала 70-х годов стали появляться и несколько иные трактовки сути и определения понятия государства. Это объяснялось, во-первых, невозможностью на практике перейти к реализации теории отмирания государства в соответствии с марксистской доктриной; во-вторых, более глубоким изучением марксистского наследия; в-третьих, представившейся возможностью обратиться к работам дореволюционных государствоведов, ученых юристов, политологов и философов зарубежья. Еще в начале XX века Б. А. Кистяковский писал, что назначение государства заключается в осуществлении солидарных интересовлюдей. Государство само по себе есть самая всеобъемлющая форма солидарности между людьми. Сущность государства направлена на отстаивание солидарных интересов людей4.
Г. М. Манов определял государство как исторически преходящую, выделяющуюся из общества, обусловленную его экономическим строем классовую организацию, осуществляющую суверенную политическую власть при помощи специального аппарата, защищающую общие интересы собственников основных средств производства, служащую обеспечению развития социальных отношений в нужном их направлении и выступающую как официальный представитель всего общества 5.
В свое время определение государства как организации собственников отстаивал М. Ориц. А Л. Гумплович считал государство господством меньшинства имущих над массой неимущих, основанное на экономическом могуществе, за что был подвергнут острой критике 6. А. И. Денисов отмечал,что понимание государства как организации собственников основных средств производства во многих случаях не совпадает с понятием экономически господствующего класса.
А. Е. Мушкин рассматривает государство как историческую разновидность органов управления обществом. Он считал, что наиболее правильное понимание государства «как органа управления классово-антагонистическим обществом, который по отношению ко всему обществу выступает в качестве орудия управления обществом, а по отношению к части общества и к эксплуатируемому классу, — в качестве орудия подавления»7. Государство, по его мнению, одинаково необходимо как для руководства общественными делами, так и для эксплуатации одного класса другим.
У Ф. М. Бурлацкого государство — это общественная власть, не совпадающая непосредственно с насилием, власть, которая служит орудием экономически наиболее сильного класса (в государстве, где сохраняются антагонистические классы) либо орудием всего государства по руководству де-лами (в государстве, где ликвидированы классовые противоположности) 8.
В. О. Тененбаум, характеризуя общенародное государство, предлагал отказаться от термина «господство»9.
Современные политические процессы со всей убедительностью свидетельствуют о необходимости обратить более пристальное внимание на концепции государственности, в основе которых заложен органический подход к определению роли и места государства в политической жизни общества. И здесь уместно вспомнить положение классиков марксизма, что «общество порождает известные общие функции, без которых оно не может обойтись. Предназначенные для этого люди образуют новую отрасль разделения труда внутри общества. Тем самым они приобретают особые интересы также и по отношению к тем, кто их уполномочил; они становятся самостоятельными по отношению к ним, и — появляется государство» 10.
Конечно, марксистско-ленинская теория в определенной мере возводила в абсолют насильственную сторону функционирования государства и при исследовании истории государственности отрицала позитивный потенциал досоциалистической государственности. Деятельность государственных органов сводилась лишь к осуществлению классового угнетения, все остальное оставалось за рамками изучения явления. Ошибочные' выводы в теории и их претворение на практике приводили к шараханью из одной крайности в другую. Вначале шла речь об отмирании государства, затем об активизации его отдельных функций и, в конце концов, перерастании в самоуправление через усиление государства. В результате «желание отправить государственность в музей приводило не столько к формированию структур коммунистического общественного самоуправления, сколько к полной анемии государства и образованию общества иных реальных центров власти» Несомненно, исследуя сущность государства, необходимо, прежде всего, выделить то обстоятельство, что государство является специфическим политическим феноменом, присущим любому классовому обществу. При этом следует помнить, что, рассматривая государство как сложный социальный феномен, нельзя гипертрофировать, «возвеличивать» какую-то одну сторону, грань изучаемого явления.
В истории политической мысли сложились две крайности во взглядах на государство. Первую обобщенно можно сформулировать так: государство есть воплощение рационального начала человечества, обеспечившее сохранение цивилизации, условия безопасности личности и общества. Сторонников таком позиции большинство, хотя многие в то же время отмечают п негативные моменты — потенциально опасные для свободы людей последствия государственно-организованной власти, владеющей репрессивным аппаратом.
Вторая позиция представлена Т. Гоббсом, который рисовал государство в виде чудовища, мифического Левиафана^ безжалостно поглощающего людей. Созвучные мысли высказывал и наш соотечественник Б. А. Кистяковский, который в начале XX века писал: «Для нас, русских, государство — это положение об усиленной и чрезвычайной охране, это военное положение, это военно-полевые суды и смертные казни. Государство — это несправедливые войны, ведущие к подчинению и порабощению слабых и небольших национальностей великими и могучими нациями, наконец, государство — это организация экономически сильных и имущих для подавления и эксплуатации экономически слабых и неимущих»12.
Теория государства охватывает три основные группы генетических и функциональных проблем, связанных с триединой основой происхождения, существования и развития этого социального института: общественную, классовую, политико-правовую и организационно-структурную. И вот в зависимости от акцента на ту или иную основу сложились различные подходы к исследованию государства. Первый, философско-политический, рассматривающий государство как средство решения общих дел, регулирования отношений правителя и народа, обеспечения политической жизни народа. Второй, классовый, который в основе государства видит имущественное первенство, классовое деление общества, здесь государство — это «машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу другие подчиненные классы»13. И третий — правовой и организационно-структурный. Государство в этом случае исследуется как источник права и закона, организующий жизнь общества и деятельность государственных структур в системе политических и общественных отношений.
Как известно, функции государства носят объективный характер, порожденный объективными экономическими законами. Их осуществление обязательно и необходимо для существования и нормального развития государства. Если оно в силу различных причин отказывается от реализации присущих государству функций, то для него неизбежно возникает угроза перерождения или топтания на месте.
Обозначенные выше подходы не исключают друг друга, а ведут лишь к объективному пониманию разных аспектов такого сложного феномена, как государство, а их сочетание оказывается наиболее плодотворным.
Синтез обозначенных подходов позволяет с полным основанием утверждать, что государству присущи такие основные функции, как организационно-управляющая, имеющая целью достижение общего блага, единства, установления порядка, регулирование взаимоотношений; функция господства и подавления, осуществляя которую государство выступает средством борьбы и усмирения; юридическая функция, в соответствии с которой государство создает правовую систему, управляет ею, регулирует работу государственного аппарата, отношения государства и общества 14.
Традиционно в отечественной литературе, как впрочем, и в зарубежной, выделяются внешние и внутренние функции государства. К внутренним функциям отнесены политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная. Оборонная, военно-агрессивная и насильственная, дипломатическая — внешние функции государства. С ними связано осуществление внешней торговли, координация совместной деятельности с другими государствами в различных сферах, участие в блоках, союзах и т. д.15Принципиальных расхождений при классификации функций государства не было. Отличалось определение их сущностного содержания. До определенного времени большинство отечественных ученых делало упор на классовую сущность государства, отрицалась возможность в классово-антагонистическом обществе выполнять общесоциальную функцию государства, хотя опыт социалистического строительства доказывал возможность сосуществования (хотя и временно) в рамках одного государства представителей разных классов. Затянувшийся, вопреки теории, период существования пусть даже и дружественных классов потребовал корректуры взглядов на функциональное предназначение государства. Так, А. П. Глебов отмечал, что деятельность государства, имея классовое содержание и направленность, содержит и обще-социальные элементы 16.
Государство, независимо от политического режима или типа, исторического времени существования, характеризуется рядом устойчивых признаков. Это обязательное формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе; наличие характерной политической огранизации; ряд обязательств перед страной и народом; регулирование отношений; преследование общего блага. Государство обладает и рядом монопольных прав.
Но среди этих признаков и исключительных прав хотелось бы подчеркнуть те, реализация которых выливается в такие функции государства как защита государственного строя; предотвращение и устранение социально опасных конфликтов; оборона страны и ведение вооруженной борьбы и др. К этим признакам относятся: обязательства перед страной и народом по поддержанию внутреннего мира и порядка, защите подвластной территории; исключительное право создания, содержания и использования вооруженных сил различного назначения и органов пресечения.
Отметим, что функции эксплуататорского государства, в отличие от неантагонистического, двойственны — это функции выполнения общих дел и специфические функции, к которым относятся функции, направленные на регулирование и разрешение классовых отношений и противоречий:
— функция регулирования антагонистических противоречий путем подавления соответствующих классов и социальных групп;
— функция регулирования неантагонистических отношений и противоречий путем компромисса, установление союза в борьбе за общие интересы.
По мнению многих авторов, социалистическому государству свойственно выполнение общих дел, но все же среди внутренних функций выделяются хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная функция, функция регулирования меры труда и меры потребления, функция охраны социалистического правопорядка и функция подавления свергнутых эксплуататорских классов. К. внешним функциям относятся функции дружбы, сотрудничества и взаимопомощи стран мировой системы социализма; обороны страны от опасности внешнего нападения; обеспечения мира и мирного сосуществования государств с разным общественным строем; оказания помощи национально-освободительному движению и всестороннего сотрудничества с развивающимися странами 11.
Для государственности свойственны отношения господства и подчинения. Любая политическая система представляет иерархическое соединение управляющих и управляемых, причем обладающие властью составляют меньшинство. Именно это правящее меньшинство реализует свою волю через чиновничий аппарат, идеологическую легитимизацию и принуждение.
Развитие общества во всех современных странах идет по пути дальнейшего усложнения и дифференциации. Можно называть различные социальные группы классами, прослойками или как угодно, но суть от этого не меняется и многообразие коллективных интересов увеличивается. Этот процесс объективно определен усложнением социальных отношений. Чем больше социальных различий, тем реальнее опасность деструктивных социальных столкновений. А поэтому значение механизмов, содействующих выработке социальных компромиссов, будет возрастать, а роль управления будет актуализироваться. В системе механизмов управления государству принадлежит центральное звено 18. Да, государство — это средство социального компромисса, механизм управления делами общества. Да, назначение государства быть связующей силой цивилизованного общества. Но следует различать степень цивилизованности общества, уровень социально-экономического и политического развития. Ведь насильственным конфликтам явно способствует резкая социальная дифференциация общества, неразвитость социально-классовых отношений.
Насилие и власть
Как исторический ретроспективный взгляд, так и свидетельства недавних событий, реалии сегодняшнего дня убеждают нас в том, что насилие часто оказывается одним из решающих факторов в развитии, становлении, формировании или гибели той или иной формации, того или иного типа сообщества.
Известно, что в прямом смысле насилие означает действия, направленные на намеренное нанесение ущерба субъектам действия, вещам либо на уничтожение последних. Оно может быть физическим, экономическим, психологическим и др.
В социальном плане насилие, как определяет его Философский энциклопедический словарь, — это применение тем или иным классом (социальной группой) различных, вплоть до вооруженного воздействия, форм принуждения в отношении других классов (социальных групп) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных прав или привилегий.
Применительно к политике, говоря о насилии, обычно имеют в виду физическое насилие как средство ее осуществления.
Насилие — неотъемлемая сторона жизни человечества. В политической и общественной мысли встречаются самые различные, в том числе прямо противоположные, оценки роли насилия. Многие политики и ученые считают насилие высокоэффективным средством, самым надежным способом решения политических проблем, поскольку в крайнем выражении оно предполагает физическое устранение объекта. Негативную оценку социальной роли всякого насилия дают пацифисты и сторонники ненасильственных действий,
В течение столетий философы и историки пытались найти ответы на многие важные вопросы, связанные с использованием политического насилия.
Античные авторы не рассматривали насилие как самостоятельный объект исследования, но некоторое внимание было уделено его роли в процессе смены власти 19.
В эпоху средневековья теологи стремились разрешить противоречие между христианскими заповедями и необходимостью использования насилия в политике (Св. Августин, Ф. Ак-винский). Подобное раздвоение приводило к осуждению насилия за аморальность, хотя некоторые полагали, что существуют справедливые войны 20.
Н. Макиавелли, анализируя насилие в контексте «технологии власти», уделял основное внимание факторам его эффективности21. Т. Гоббс считал, что в самой природе людей заключены причины враждебных действий, состояния «войны всех против всех». А для того, чтобы предотвратить самоуничтожение человечества в ходе истребительной войны, создается государство, на которое возлагается задача поддержания порядка, в том числе и с помощью насилия22.
Находили обоснование применения насилия и французские философы-просветители XVIII столетия. В нем они усматривали средство реализации права народа на защиту своего суверенитета в случае, если правители нарушают общественный договор. Ж--Ж. Руссо, исследуя причины насилия, связывал его возникновение с неравенством 23.
И. Кант, признавая несовершенство человеческой природы, которая является естественным источником социальных антагонизмов, не считал насильственные действия аморальными. Он отстаивал идею вытеснения насилия из социальных отношений и утверждения принципов «вечного мира»24.
Становление и развитие социологии с середины XIX века позволило обратиться не только к источникам п оценкам насилия, но и к его роли в функционировании человечества. К. Маркс, Ф. Энгельс, другие революционные теоретики рассматривали насилие как важнейшее средство завоевания государственной власти 25. В. И. Ленин и его соратники разрабатывали стратегию и тактику использования насилия в ходе борьбы за власть и осуществления диктатуры пролетариата 26.
В самостоятельных политологических исследованиях в конце XIX — начале XX веков находит свое место выяснение роли насилия во властных отношениях. М. Вебер обосновывает атрибутивную роль насилия для государственной власти 27', а Г. Моска выясняет значение насилия для смены правящих элит28. В. Парето, исследуя ту же проблему, уделил особое внимание эффективности различных средств власти, в том числе и насилия 2Э.
П. Сорокин выявил некоторые источники насильственных конфликтов в обществе, в частности влияние инстинктов на поведение индивидов и групп. По его мнению, подавление базовых инстинктов человека ведет к радикализации его сознания и совершению актов насилия 30.
Теоретики фашизма в 20—30-х годах, занимаясь откровенной апологетикой грубой физической силы, оправдывали насилие в политической деятельности, апеллируя к биологическим законам. В середине XX столетия с появлением целой отрасли научных исследований — вайеленсологии — активизируется изучение проблем политического насилия представителями различных школ западной обществоведческой мысли. Представители социологического направления Ю. Галь-тунг, Т. Хондерих, X. Экштейн и политологического направления X. Арендт, Л. Макфарлейн, В. Пауэлл, Э. Мюллер.Т. Гурр, и Дж. Девис сочетают социологический и психологический анализ в изучении источников и роли насилия. И. Алек-сандер, У. Лакер, П. Уилкинсон посвятили свои работы терроризму как форме политического насилия.
Что касается исследования проблем насилия в нашей стране, то отмечается определенная односторонность работ. Насилие связывалось с антагонистическими отношениями, которые возможно ликвидировать лишь в результате социальной революции. Насилие разделялось на справедливое и несправедливое в зависимости от того, какие классы его осуществляют, и какие цели они преследуют31. Научные разработки велись в рамках марксизма-ленинизма и были посвящены исследованию путей революционного перехода к новой общественно-экономической формации или критике исследований идеологических аспектов по данной проблеме32.
В последние годы в СССР, а затем и в России в периодической печати появились работы, анализирующие насилие с отличающихся от традиционных методологических позиций. Авторы отмечают, что прогрессивная роль насилия в историческом процессе исчерпана, а также указывают на опасность для существования человечества использования в насильственных целях оружия массового уничтожения 33. Защищенонесколько кандидатских диссертаций, комплексно и целенаправленно исследующих насилие как социальный феномен 34.
Достаточно высокий теоретический уровень осмысления проблем политического насилия в докторской диссертации И. Ю. Залысина 35.
Существует самая непосредственная связь насилия с такими феноменами, как политика и власть. Власть возникает на основе социального неравенства, но это не означает, что неравенство автоматически влечет за собой отношение власти. Власть возникает там и тогда, когда устанавливаются нормы и правила, предписывающие одним управлять, а другим подчиняться, а также когда вводятся санкции по отношению к тем, кто нарушает эти правила.
В основе политической власти лежит политическое неравенство. Ведь отличительной чертой политического типа власти является то, что решения, принимаемые субъектом власти, становятся обязательными для всех членов общества. Независимо от типов государственного устройства, политических режимов, уровня развития общества остается его разделение на людей, принимающих решение, осуществляющих управление и исполняющих. По мере исторического развития стал более демократическим, открытым порядок формирования групп управляющих, а сами группы, именуемые политической элитой, стали более подвижными, внутренне неоднородными (перестали совпадать с сословным или экономическим делением общества).
В основе же политического неравенства лежит неравенство политических статусов. Право принимать политические решения человек получает благодаря статусу в иерархической структуре общества, который достигается фактом членства в организации (член правительства, депутат, лидер партии или движения), исключительными свойствами личности, уровнем образования, поддержкой политической организации, доступом к средствам массовой информации и др. Политическое неравенство создает предпосылки для управления обществом. Для координации жизни социума, преодоления центробежных тенденций обществом создается управленческий центр. Поэтому история общества может быть представлена как процесс поиска и создания эффективных способов его организации.
Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений, которые можно свести, по мнению Г. В. Пушкаре-вой 36, в несколько групп, к одной из которых относятся нормы, определяющие права и обязанности управляющих и уп-правляемых, их взаимную ответственность.
Как известно, власть — это способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, а в случае необходимости навязывать ее тем, кто является объектом властного воздействия. Субъекты власти используют различные способы осуществления воли: убеждение, авторитет, право, экономическое стимулирование, традиции, манипуляции, принуждение, насилие. Содержательная типология власти по применяемым средствам включает господство, насилие, авторитет, убеждение и т. д.37 В любом случае властные отношения носят характер «асимметрически структурированной связи»38, предполагают неравенство субъекта и объекта власти. Эта связь базируется на властной доминирующей воле одних и подчинении других.
В итоге ученые разделяют средства политической власти на две большие группы. Первая —это средства, рассчитанные на добровольное подчинение объекта власти субъекту. Сюда относятся такие способы действий, при которых создается мотивация уважения к субъекту власти, заинтересованности в выполнении указаний, веры, привычки. Это авторитет, материальное стимулирование, убеждение. Вторая группа объединяет средства принудительного характера, где главным мотивом выполнения распоряжений властвующего субъекта является страх перед формой воздействия, которое может быть оказано в случае неподчинения, т. е. к объекту власти при-меняются такие приемы и способы властного воздействия, которые заставляют его подчиняться против собственной воли.
Систематизация совокупности приемов, способов и методов принудительного характера воздействия позволяет выделить психологическое, идеологическое, физическое и духовное принуждение.
Можно говорить об экономической, правовой и других формах принуждения. И. Ю. Залысин не считает возможным называть насилием воздействие общественного мнения на сознание и поведение людей или применение силы закона в любой области социальной жизни. Поэтому в категорию духовного принуждения он включает не только идеологическую обработку, психологическое запугивание, но и воздействие общественного мнения, морали, заставляющее объект власти корректировать свое поведение 39.
В свое время М. Вебер причислял к средствам властного принуждения и моральные средства воздействия, относя к ним при определенных условиях «братское предупреждение», принятое в ряде сект, порицание, высказанное цензорами, моральное принуждение церкви40.
Следует согласиться с утверждением, что политическое насилие не тождественно принуждению, они соотносятся как вид и род. Как известно, принуждение имеет более широкий смысл, включая самые различные формы навязывания воли — экономические, идеологические, психологические и др. Насилие— одна из разновидностей принуждения — физическое принуждение. Вместе с тем, насилие, которое предполагает волевые отношения между субъектом и объектом, не равнозначно физической силе, которая имеет более широкое применение (распространяется на природу, в том числе и неживую) и необязательно связана с принуждением.
Оговорив эти различия, в тексте мы иногда будем применять категории «принуждение» и «насилие» как идентичные, имея в виду что под политическим насилием понимается физическое насилие, используемое как средство навязывания воли субъекта политики с целью овладения, использования, приращения и защиты власти, а государственное принуждение сознательно будем сводить к государственному насилию,
Физический характер насилия означает, что его последствиями для человека являются физические (телесные) повреждения различной степени тяжести вплоть до смерти, а также другие последствия, сказывающиеся на состоянии здоровья, физического и морального и имеющие прямой или побочный эффект. Поэтому вполне закономерно включить в состав объектов физического насилия и материальные ценности, создаваемые и используемые человеком.