Выборы в условиях многопартийности и политического плюрализма
Понятие выборов и избирательной системы.Одним из важнейших условий и показателем уровня развития демократии в любом государстве являются содержательные особенности избирательной системы, т. е. возможность граждан участвовать в избирательном процессе. В Российской Федерации институту выборов придается большое значение. Конституция РФ признает выборы одной из высших форм выражения власти народа. Путем выборов формируются законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов, представительные органы местного самоуправления, избираются Президент Российской Федерации, президенты республик в ее составе, высшие должностные лица других субъектов Федерации и органы местного самоуправления. Иначе говоря, путем выборов избираются депутаты представительных органов и предусмотренные законодательством должностные лица.
В законодательстве, в периодической печати, в массовом сознании термин "выборы" используется в двух смыслах: как день голосования и как вся избирательная кампания (процесс).
В строгом смысле слова выборы — это избрание гражданами из нескольких кандидатов или политических партий депутатов в представительные органы или предусмотренных законом должностных лиц путем голосования в установленный для этого день.
Выборы — завершающая стадия избирательного процесса, которой предшествуют образование избирательных округов и участков, составление и проверка списков избирателей, образование избирательных комиссий, предвыборная борьба и другие важные мероприятия. Все эти мероприятия и действия, включая день голосования, охватываются понятием "избирательная кампания". Она организуется и проводится по определенным законом правилам и принципам. Эти правила и принципы, взятые в единстве и взаимодействии, именуются избирательной системой.
Основная функция избирательной системы — обеспечить гражданам свободное выражение своей воли, своего отношения к кандидатам в депутаты или к лицам на выборной должности, к политическим партиям в условиях многопартийности и политического плюрализма. Избирательная система признается демократичной, если включает в себя три свободы: а) свободу выдвижения и самовыдвижения кандидатов; 6) свободу обсуждения и отвода выдвинутых кандидатов; в) свободу выбора из нескольких кандидатов в момент голосования.
Все избирательные системы мира подразделяются на пропорциональные и мажоритарные. Нередко при выборах в один и тот же представительный орган используются элементы обеих систем.
Так, на выборах 1993и 1995 гг. в Государственную Думу РФ одна половина депутатов избиралась по пропорциональной системе, а другая — по мажоритарной, что предусмотрено действующим законодательством.
Различие между названными избирательными системами заключается в степени диспропорции между количеством голосов избирателей и числом избранных депутатов.
При мажоритарной системе депутат может представлять даже меньшинство избирателей в округе. Например, при выборах в Государственную Думу РФ кандидату, чтобы быть избранным, достаточно было набрать голосов больше, чем любому другому баллотирующемуся по этому же округу кандидату, т. е. получить относительное большинство.
При пропорциональной системе диспропорция между общим числом голосов избирателей и числом депутатских мандатов значительно меньше, поскольку число депутатских мандатов у каждой партии зависит от числа избирателей, отдавших за нее свои голоса. При этой системе в идеале все избиратели имеют своих представителей в парламенте, тогда как при мажоритарной таких представителей имеют только те избиратели, чей кандидат собрал больше голосов.
Подчеркнем, что многопартийная система и участие партий в избирательном процессе имеют, несомненно, положительное значение. Влиятельные партии способны разрабатывать возможные варианты стратегического политического курса страны и представлять их на суд общества, избирателей. Все это поднимает социальную роль и значение избирательных кампаний и выборов.
Право граждан избирать и быть избранными— конституционное право граждан Российской Федерации, одно из важных прав их участия в политической жизни общества, которое наряду со свободой слова, объединений относится к основным составляющим демократии.
Избирательные права гражданина— это его права на участие в формировании представительных органов и избрании должностных лиц. Причем гражданин обладает и активным избирательным правом (правом избирать), и пассивным (правом быть избранным).
Данные права известны в мире давно, проблема состоит лишь в том, на какие принципы они опираются и как гарантируются, В современном мире они признаются демократическими, если основываются на принципах всеобщего равного избирательного правам являются прямыми при тайном голосовании. В российском законодательстве принципы избирательных прав граждан закреплены. Кратко их охарактеризуем.
1. Всеобщее избирательное право означает, что все граждане вправе избирать и быть избранными независимо от пола, расы, языка, социального и имущественного положения, профессии, образования, политических убеждений, религии. Сказанное конкретизируется рядом условий.
Наличие российского гражданства! Только граждане России вправе избирать и быть избранными. Сложнее обстоит дело с лицами, имеющими двойное гражданство. В законодательстве на этот счет существует пробел. Видимо, такие лица могут иметь избирательные права только по месту постоянного жительства.
Достижение определенного возраста. По российскому законодательству активным избирательным правом обладают все граждане, достигшие в день выборов 18 лет. При реализации пассивного избирательного права требования к возрасту увеличиваются и дифференцируются: для избрания Президентом необходим возраст не менее 35 лет, депутатом Государственной Думы — не менее 21 года, высшим должностным лицом (президентом, губернатором) субъекта РФ — не менее 30 лет.
Обладание гражданскими правами, состояние здоровья. Не обладают избирательным правом (активным и пассивным) граждане, "признанные судом недееспособными". Кандидат в депутаты или на выборную должность должен обладать гражданскими правами и дееспособностью, быть психически здоровым. Однако при выдвижении кандидатов и их регистрации предъявление на этот счет каких-либо документов законом не предусмотрено.
Не участвуют в выборах лица, находящиеся по вступившему в законную силу приговору суда в местах лишения свободы.
Постоянное место жительства. Это условие не всегда абсолютно. Его учет зависит от того, в какой государственный орган или по какой избирательной системе проводятся выборы. Здесь следует различать два понятия: место пребывания и место жительства.
Место пребывания — гостиница, больница, другие подобные учреждения, где гражданин проживает временно. Место жительства — жилой дом, квартира и др., где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Все граждане, имеющие постоянное место жительства, должны быть включены в основные списки избирателей, а находящиеся в месте пребывания могут быть включены в дополнительные списки.
1.Равные избирательные права. Этот принцип означает, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях и каждый избиратель имеет один голос, что голоса всех участников выборов имеют одинаковый вес.
2. Прямые выборы. Избиратели при прямых выборах сами, непосредственно выбирают своих представителей. Между ними и депутатами (выборными должностными лицами) нет каких-либо посредников, промежуточных инстанций. Этим качеством прямые выборы отличаются от непрямых — многоступенчатых, косвенных.
3. Тайное голосование. Суть тайного голосования состоит в том, чтобы обеспечить независимость волеизъявления избирателей, исключить любое внешнее на них влияние.
Подготовка к выборам— сложный политический процесс, который обеспечивается определенными организационными мероприятиями. Наиболее важными из них являются: образование избирательных округов; создание избирательных участков; составление списков избирателей; подготовка избирательных бюллетеней, форма которых утверждается Центральной избирательной комиссией.
Органы руководства выборами.Подготовкой и проведением выборов в соответствии с действующим законодательством руководят избирательные комиссии. По своему назначению, статусу, функциям они подразделяются на несколько видов: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Федерации, окружные, территориальные (районные, городские и др.), участковые избирательные комиссии.
Центральная избирательная комиссия возглавляет систему избирательных комиссий в пределах Российской Федерации по выборам Президента, депутатов Государственной Думы РФ и координирует их деятельность при выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Подобные же функции при выборах в представительные органы государственной власти и должностных лиц выполняют органы местного самоуправления - избирательные комиссии самоуправляющихся единиц.
Выдвижение кандидатов, предвыборная агитация- ответственные политические стадии избирательного процесса и подготовки выборов. Правом выдвижения кандидатов в соответствии со ст. 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации обладают избирательные объединения и граждане. Аналогичный порядок предусмотрен и законодательством субъектов РФ.
К избирательным объединениям на федеральном уровне относятся общефедеральные политические партии и общефедеральные политические движения, уставы которых зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ, а также блоки общефедеральных партий и общефедеральных политических движений, создаваемых на период выборов.
В субъектах РФ в число избирательных объединений входят республиканские, краевые, областные, городов федерального значения, окружные отделения общегосударственных политических партий, политических движений, иных общественных объединений, уставы которых предусматривают их участие в выборах и зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ; республиканские, областные и соответствующие им политические партии и движения, иные общественные объединения, уставы которых предусматривают их участие в выборах и зарегистрированы в органах юстиции субъектов Федерации.
Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением об этом. Могут выдвигать кандидатов и группы избирателей. Законодатель не устанавливает численность этих групп, а лишь отмечает, что инициаторы выдвижения должны уведомить об этом окружную избирательную комиссию.
В ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации предвыборная агитацияопределяется как деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей Целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).
В ходе предвыборной агитации избиратели знакомятся с личностями кандидатов, предвыборными программами политических партий и избирательных блоков в которых содержатся различные варианты стратегического политического курса страны. Для кандидатов предвыборная агитация есть активная форма политической борьбы, в ходе которой они демонстрируют свои личные способности и достоинства, готовность выполнять властные функции, воздействуют на политическое сознание и поведение электората, на результаты выборов. Кандидат и избирательное объеди
ение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. За три дня до выборов (включая день голосования) прекращается опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований.
Финансирование подготовки и проведения выборовпроизводится за счет средств соответствующего бюджета — федерального, субъекта Федерации, местного. Финансирование включаете себя два вида расходов: обеспечение деятельности избирательных комиссий и формирование фондов кандидатов, а также избирательных объединений на проведение предвыборной агитации. Вместе с тем разрешенное законом привлечение в фонд кандидатов и избирательных объединений добровольных пожертвований физических и юридических лиц открыло большие возможности для влияния власти денег на ход избирательной кампании и результаты выборов. Видимо, назрела необходимость установить здесь законодательные ограничения и более строгий контроль.
Голосование и определение результатов выборов.Вся работа, проделанная избирательными комиссиями, избирательными объединениями, кандидатами — подготовка к выборам. Непосредственно же выборы проводятся путем голосования, когда избиратели осуществляют свой выбор как стратегического политического курса страны, так и депутатов, должностных лиц. Голосование производится по избирательным участкам в специальных помещениях, обеспечивающих свободное и тайное волеизъявление избирателей.
Выборы признаются недействительными, если при их проведении были допущены нарушения закона, не позволяющие достоверно определить волеизъявление избирателей. Выборы признаются несостоявшимися, когда в них приняло участие менее yустановленного законом числа зарегистрированных избирателей, При признании выборов недействительными или несостоявшимися Центральная избирательная комиссия назначает новые выборы (субъектах Федерации этот вопрос решает комиссия субъекта Федерации). -
После подведения итогов Центральная (субъекта Федерации) и окружные избирательные комиссии регистрируют избранных депутатов, выдают им удостоверения и доводят эти данные до сведения общественности.