Система права и система законодательства

Систему права не стоит смешивать с двумя другими близкими, но не идентичными ей понятиями – правовой системой и системой законодательства.

Понятие «правовая система» охватывает всю правовую действительность конкретного государства.

Система же права – это его сугубо внутреннее строение, выступающего в качестве составного компонента правовой системы[155].

Проблема соотношения системы права и системы законодательства существует объективно. Если рассматривать право и закон с точки зрения философского правопонимания, то они представляют самостоятельные явления.

В позитивистком подходе система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система законодательства есть внешнее выражение системы права, её объективированная форма.

Для постримского права характерно деление права на ius и leges. Порядок, сохранившийся от предыдущих периодов и представленный обычаями, законами, сенатус-консультами, ответами юристов, обозначался как ius, которое составляло главное содержание трудов классических римских юристов. Новый правопорядок, созданный императорскими конституциями, обозначался как leges.

Система права – внутренняя форма права, его строение по отраслям и институтам.

Система законодательства – внешняя форма права, это система источников (форм) права, в которых отрасли и институты права выражены.

Система права, формируясь под определенным влиянием деятельности законодателя, вместе с тем носит объективный и в определенной степени автономный от воли законодателя характер.

Система законодательства – это упорядоченная на основе объективных потребностей социального управления совокупность источников права.

На построение системы законодательства в большей степени оказывают влияние субъективные факторы – интересы и мировоззрение правотворческих субъектов, уровень развития юридической науки, юридической техники и другие моменты.

По сравнению с системой права, имеющей объективный характер, система законодательства в значительной мере подвержена целенаправленному воздействию со стороны правотворческих органов. Во многом её существование и функционирование обусловливается волей и нормотворческими устремлениями законодателя[156].

Вертикальная структура системы законодательства строится на основе юридической силы того или иного нормативно-правового акта, а вертикальная структура системы права представляет себя иерархию отраслей, подотраслей, институтов права.

Горизонтальная структура системы законодательства складывается исходя из сфер регулируемых общественных отношений. В этом смысле структура законодательства в определенной мере может совпадать со структурой права.

Отрасль законодательства близка по своей структуре к отрасли права, если она представлена актами одной юридической силы – законами, а число актов невелико (конституционное, уголовное право). Однако такая ситуация нетипична, т. к. правотворчество в каждой сфере общественной жизни осуществляется не одним, а многими государственными органами в пределах их компетенции и всегда представляет собой непрерывный процесс.

Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства является отдельная статья. Они могут совпасть только в том случае, если законодатель использует прямой способ изложения юридической нормы в статьях нормативно-правовых актов.

Система законодательства по объему содержащегося в ней материала шире системы права. В систему законодательства входят различные определения, программные положения, указания на цели и мотивы издания нормативно-правовых актов и т. д.

Однако существует и противоположная точка зрения. Сторонники теории естественного права считают, что система права шире системы законодательства, т. к. существуют естественные права человека, не отраженные в законодательстве.

Отраслей законодательства больше, чем отраслей права. Новые отрасли права формируются гораздо позже, чем отрасли законодательства. Например – информационное право. В связи с высокой значимостью информационных отношений в обществе, регулирующие их нормы, выделились в отдельную группу и сформировали новую комплексную отрасль законодательства. В дальнейшем, с конкретизацией предмета правового регулирования (информационных отношений) сформировалась новая отрасль права – информационное право. Эта точка зрения не бесспорна. Информационное право – это синтетическая отрасль права. Оно включает нормы административного, гражданского, уголовного, конституционного и других отраслей права. Но это относится и к другим отраслям: финансовое, хозяйственное, жилищное и т. д.

Таким образом, система права и система законодательства различаются как по своей структуре, так и по объему содержащегося в них материала.

Кибернетические свойства системы законодательства позволяют использовать её возможности в информационных целях для создания эффективного банка правовых данных

Система права, формируясь под влиянием деятельности законодателя, вместе с тем носит объективный и в определенной степени автономный от воли законодателя характер.

Во все времена юристы стремились к созданию четкой, непротиворечивой системы права. Однако противоречивость права и законодательства присутствует всегда и везде. Профессор Венгеров А. Б. выделяет несколько факторов, определяющих противоречивость права.

Во-первых – это внеправовые факторы, в первую очередь влияние на систему права экономических, политических, социальных перемен.

Во-вторых – это запаздывание, медлительность системы права, обусловленные многочисленностью её связей, в результате чего в новых условиях остаются реликты предыдущего правового состояния.

В-третьих – это характеристика права как очень сложной системы.

Все эти факторы не позволят никогда считать какую-либо систему идеальной.[157]

Под системой права понимается исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.

Под системой законодательства понимается совокупность источников (форм) права, существующих в обществе.

Типология права

Французский правовед Рене Давид отмечал: «Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для общества с весьма различными структурами, нравами, верованиями».[158]

Неравномерность социального и экономического развития обусловливает существование на одном историческом этапе самых разных уровней правового развития. Уровень правового развития находит своё концентрированное выражение в понятии «правовая система». Она связана с правовой системой.

Правовая система – это сложное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы. Многие её составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий принципов и других специфических феноменов, образующих среду функционирования системы права.

Структуру национальной правовой системы характеризуют с трех сторон:

- нормативной, которую определяют правовые, источники, принципы и юридические нормы;

- организационной: совокупность правовых учреждений, юридическая практика, законность и правопорядок, правосудие, правотворчество и правоотношения;

- мировоззренческой: правосознание, правовые доктрины, совокупность правовых взглядов, идей, представлений, свойственных данному обществу.

Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу, самостоятельности, степени воздействия на общественные отношения, но в то же время они подчинены некоторым общим закономерностям, характеризуются единством. Это позволяет творчески применить системно-структурный и сравнительный методы в исследовании правовой действительности

Право доминирует в правовой системе. Все другие элементы правовой системы являются фактически производными от права. Всякие изменения в праве неизбежно порождают изменения в других элементах правовой системы. Но здесь, как и в любой системе, существуют и обратные связи. Цели правового регулирования достигаются только при взаимодействии всех элементов, составляющих правовую систему общества.

Близкая к этой характеристике структура правовой системы содержится и в произведениях ряда зарубежных авторов. К примеру, Л. Фридмэн в работе «Введение в американское право» также выделяет три стороны: структура, сущность и правовая культура. При этом под структурой понимается совокупность правовых учреждений, сущность объединяет нормы права, а правовая культура отражает отношение людей к праву[159].

Правовая система – это важнейшая категория правоведения, которая дает возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не отдельные её компоненты.

Каждое государство имеет свою правовую систему, которая характеризуется как общими чертами с правовыми системами других государств, так и специфическими особенностями. Эти особенности отражают историческую, национальную, культурную специфику развития общества.

В каждой национальной правовой системе можно обнаружить признаки:

- всеобщие – свойственные праву вообще;

- внутригрупповые – характерные для определенных групп права;

- специфические – свойственные только конкретной национальной правовой системе.

В настоящее время наблюдается интенсивное сближение и взаимопроникновение различных правовых систем на основе международного права.

Наличие общих признаков у разных правовых систем позволяет их классифицировать.

Классификация (лат. classic – разряд, fakery – делать) – система распределения однородных предметов по классам, видам, группам на основании общих признаков. Классификация способствует определению общих закономерностей развития и функционирования объектов, помогает выявить наиболее важные их свойства и качества.

В широком смысле под понятием «правовая система» понимается тип права, совокупность национальных правовых систем, обладающих общими существенными признаками.

Категории «правовая система в широком смысле» или «правовая семья» служат для обозначения группы национальных правовых систем, имеющих сходные признаки, позволяющие говорить об относительном единстве данных систем. Сходство правовых систем является результатом их конкретно-исторического развития.

Для выявления общих закономерностей развития и функционирования правовых явлений необходимо синтезировать все существующие национальные правовые системы в сравнительно небольшое число правовых семей, чтобы не потеряться в массе эмпирического материала. Для этого необходимо определить родословие правовых систем и проследить их дальнейшее географическое, национальное и историческое развитие.

Типология – сложный мыслительный процесс, предполагающий обобщение, отвлечение от несущественных признаков явлений и выделение существенных.

Тип права – совокупность национальных правовых систем, обладающих общими существенными признаками. Для обозначения этого понятия используются различные термины: «правовые круги» (К. Цвайгерт), «форма правовых систем» (И. Сабо), «правовые системы» (А. Х. Саидов). Наиболее часто используется термин «правовая семья», введенный в оборот французским правоведом Р. Давидом.

В сравнительном правоведении существует множество подходов к типологии правовых систем. Для классификации используются различные основания (этические, расовые, географические, религиозные, юридическая техника и т. д.).

В отечественном правоведении длительное время господствовал формационный подход к типологии права. С точки зрения формационного подхода каждой общественно-экономической формации соответствовал свой тип права.

Общественно-экономическая формация представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и характеризующийся определенным типом производственных отношений, в особенности отношений распределения материальных благ. Эти производственные отношения и составляют экономический базис общества, а государство, право, идеология и другие явления представляют собой надстройку над этим базисом, т. е. являются производными от него.

Отсюда выделяются: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое право. Основным критерием для такой типологии является политико-экономический фактор.

Рабовладельческое право представляло собой совокупность норм, направленных на регулирование общественных отношений в интересах рабовладельцев. Его основные задачи заключались в обосновании и поддержке системы рабовладения. В законодательстве ярко проявлялся характер рабовладельческих отношений. Законы Хаммурапи, Солона, Ману, Фацзин, Драконта и другие правовые памятники подчеркивают социально-классовый характер права.

Феодальное право выражало волю и интересы феодалов и преследовало цель юридического оформления и закрепления феодальной собственности и системы эксплуатации крестьян. Оно выступало как право более сильного, носило ярко выраженный сословный характер, было многослойным, создавало условия для произвола. Его характерной особенностью был партикуляризм, отсутствие единой системы права в масштабах всей страны, преобладание местных обычаев и актов отдельных феодалов[160].

Буржуазное право отвергало деление на сословия и привилегии. Оно направлено на регулирование общественных отношений, отражающих интересы частных собственников.

Социалистический тип права основывался на общественной собственности на средства производства.

Однако такой подход к типологии права не позволяет выявить в полной мере закономерности развития правовой сферы. Эту задачу решает юридический подход к типологии права. Этот подход предполагает использовать для обозначения типа права понятие «правовая семья».

Под правовой семьей понимается широкая совокупность национальных правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, обусловленные сходством их конкретно-исторического развития. Общие признаки выделяются на основе таких правовых явлений, как источники права, структура права, понятийно-категорийный аппарат, юридическая техника.

Каждая из предложенных классификаций правовых семей имеет определенную долю условности, не может отобразить все многообразие правовых систем. Поэтому с прагматической позиции, в самом общем виде, взяв за основу критерии, предложенные Р. Давидом, а именно: систему источников права; исторический генезис правовых систем; структуру системы права – можно выделить три основные правовые семьи современности:

- романо-германскую;

- англо-американскую;

- религиозно-традиционную.

Выделение социалистической правовой семьи можно объяснить существованием СССР и других стран социалистического лагеря. Это выделение осуществлялось по идеологическому и экономическому признакам. В СССР право возникло во многом на основе отрицания юридических принципов и норм, существовавших как в царской России, так и в других странах. Страны социалистического лагеря формировали своё законодательство с учетом сложившегося в СССР права. Право социалистических стран в по всем основным признакам относилось к романо-германской правовой семье. Её единственной особенностью было поддержка господства социалистической собственности и отказ от деления права на частное и публичное, что имеет субъективный характер происхождения. Вызывает сомнение правомерность выделения с точки зрения юридической типологии социалистической правовой семьи даже в период существования социалистического лагеря. В настоящее время правовые системы стран, отстаивающих социалистические принципы, не имеют своих особых характерных признаков, а значит, нецелесообразно выделять и социалистическую правовую семью с точки зрения юридического подхода к типологии права. Характеристику социалистического права вполне полно можно дать с точки зрения формационного подхода к типологии права.

Наши рекомендации