Жилищно-коммунальное обслуживание

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) включает около 30 видов деятельности. Подотраслями являются техническое обслу­живание жилья; благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, саночистка и утилизация отходов); ресурсоснабжение (тепло, электричество, вода, канализация, газ); бытовое обслужива­ние (гостиницы, бани, прачечные, ритуальные услуги) и т.д.

Каждая подотрасль представлена совокупностью жилищно-коммунальных предприятий: санитарно-технических, энергетиче­ских, транспортных, по внешнему благоустройству.

К санитарно-техническим относятся предприятия по обслужи­ванию и эксплуатации водопроводных и канализационных систем, предприятия по уборке территорий населенных мест и санитарной очистке домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.

Энергетические предприятия — электрические, газовые и тепло­фикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населен­ные пункты.

Транспортные предприятия — городской общественный пасса­жирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникуле­ры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.

К сооружениям внешнего благоустройства населенных мест, ко­торые входят в состав коммунального хозяйства, относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспорт­ные пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехниче­ские сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зеленые насаждения общего пользования, уличное освещение и др.

Предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом.

Ведущими являются предприятия водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, теплоснабжения, многоотраслевые предприятия, организации внешнего благоустройства (дорожно-мостового хозяйства, озеленения, санитарной очистки и утилизации отходов), гостиничные предприятия.

Наиболее распространенная организационно-правовая форма хозяйствующих субъектов в жилищно-коммунальном хозяйстве — муниципальные унитарные предприятия. Преобладающей хозяйст­венной структурой в жилищно-коммунальном обслуживании явля­ются многоотраслевые предприятия.

Отрасли ЖКХ по конкурентному потенциалу делятся на три сектора: 1) локально-монопольные; 2) потенциально конкурентные; 3) рыночные.

Локальные монополии — отрасли и предприятия, где по экономиче­ским, технологическим, экологическим, естественно-территориальным причинам невозможна конкуренция. К ним относятся не только предприятия-поставщики (тепло-, водо-, газо-, электроснабжение, водоотведение), но нередко и организации, обслуживающие жи­лищное хозяйство, в частности организации лифтового хозяйства. Затраты на выполнение услуг по технической эксплуатации и ре­монту лифтов в общей стоимости жилищных услуг составляют в среднем по России свыше 10% и существенным образом влияют на общую величину их стоимости.

Потенциально конкурентные отрасли становятся конкурентными по мере изменения системы управления, приватизации, внедрения договорных отношений между собственниками жилья, управляющи­ми компаниями и подрядными жилищными организациями. Так, в коммунальном хозяйстве потенциально конкурентными являются:

• управление и обслуживание объектов коммунального хозяйства;

• привлечение организаций, использующих альтернативные
формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения и объекты, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа и др.);

• выполнение отдельных работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства (ремонт и прочистка сетей, уборка мусора и т.д.);

• проектно-изыскательские и строительные работы по развитию объектов коммунального назначения.

Вполне рыночной, конкурентной отраслью является жилищное хозяйство, прежде всего внутридомовое обслуживание.

Жилищные и коммунальные услуги (ЖКУ) обеспечивают реше­ние задач по сохранению в надлежащем состоянии жилого фонда и созданию благоприятных условий для проживания людей. Они от­личаются высокой социальной значимостью, принадлежностью к группе жизнеобеспечения; практически не взаимозаменяемы и не могут запасаться впрок, т.е. производство услуг совпадает с их по­треблением. Объем и качество услуг непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия жизни, сани­тарно-гигиенические условия, чистоту водного и воздушного бас­сейнов, уровень производительности труда.

Годовой объем жилищно-коммунальных услуг составляет около 750 млрд руб., или 7,6% ВВП. Рынок ЖКУ стабилен и всегда вос­требован.

Жилищные услуги — это комплекс работ, обеспечивающих нор­мальное функционирование жилого дома и благоустройство придо­мовой территории. Перечень жилищных услуг утверждается феде­ральными органами и включает:

• содержание общего имущества жилого дома (включая подвалы, чердаки, подъезды и крыши) и придомовой территории;

• вывоз бытовых отходов;

• работы, выполняемые при проведении технического осмотра и обхода отдельных помещений жилых домов, включая устранение незначительных неисправностей в системах водоснабжения, канализации, центрального отопления, горячего водоснабжения и элек­-
тротехнических устройств и другие работы;

• другие виды работ (обслуживание лифтов и т.д.).

Коммунальные услуги предоставляются в виде доведенных до по­требителей материальных носителей с определенными качествен­ными показателями.

В состав коммунальных услуг включаются:

 

• холодное и горячее водоснабжение;

• водоотведение и очистка сточных вод;

• электроснабжение;

• газоснабжение, в том числе в баллонах;

• отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого
работы, выполняемые при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний период;

• ремонт общего имущества, общих коммуникаций, техниче­ских устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории;

• топлива при печном отоплении);

• утилизация (захоронение) бытовых отходов.

Для коммунальных услуг характерными чертами являются:

• привязка сложной инженерной инфраструктуры к территории;

• неразрывность, строгая последовательность процесса производства, транспортировки и потребления услуг;

• услуги не накапливаются, недопроизводство не компенсиру­ется более интенсивным производством в другой период;

• процесс потребления услуг непрерывный, отказ от потребления на значительный срок, как правило, невозможен.

В силу технологических особенностей отрасли и условий форми­рования систем жизнеобеспечения территорий большинство комму­нальных предприятий (в первую очередь связанных с сетевой постав­кой ресурсов) занимают монопольное положение на обслуживаемой территории (локальные монополии). При этом географические грани­цы товарных рынков определяются административными границами городов и районов, за исключением межрайонных электрических, во­допроводных сетей и ряда других объектов межрайонного значения.

При отсутствии приборов в многоквартирном или жилом доме устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг и ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) для определения размера оплаты ЖКУ.

Нормативы устанавливаются по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжаюших организаций едиными для домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры и степень благоустройства. Срок действия нормативов составляет не менее трех лет.

Общие правовые и экономические условия жилищно-коммунального обслуживания, функциональные обязанности хозяйствующих субъек­тов всех форм собственности определяются муниципальным заказом.

В рамках муниципального заказа разрабатываются объемы, па­раметры качества и надежности обслуживания жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг; финансирование ЖКУ, доли оплаты потребителей и компенсации бюджетом; комплекс догово­ров на выполнение заказа.

Критерии качества, надежности и устойчивости поставок ЖКУ определяются в соответствии с правилами предоставления жилищ­но-коммунальных услуг. Они опираются на установленные стандар­ты (ГОСТы, СНиПы, нормативы потребления, регламенты выпол­нения работ и др.), гарантирующие минимально необходимый уро­вень обслуживания. Реальное обеспечение такой гарантии подкреп­ляется финансовыми ресурсами.

Традиционное обслуживание базируется на ключевой роли мест­ного самоуправления в организации и исполнении ЖКУ. Местное самоуправление выступает в качестве представителя и потребителей ЖКУ и их поставщиков.

Муниципальные организации отвечают за выполнение всего комплекса работ по содержанию, эксплуатации и ремонту объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства, обеспечению коммунальными услугами населения, проживающего в местном муниципальном жилищном фонде. Прочие потребители заключают договоры поставки услуг непосредственно с предприятиями.

Жилищный фонд передается на баланс муниципальных образований. Под руководством администрации местного самоуправления они планируют объем работ, выполняют работы, взимают плату за оказываемые услуги. Управляющими подразделениями администрации являются жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), дирекции единого заказчика (ДЕЗ) и др. Жилищно-эксплуатационные организации принимают плату населения за тепло, холодную и горячую воду, электроэнергию, вывоз мусора и т.п. и перечисляют деньги поставщикам ресурсов.

В жилищно-коммунальном обслуживании одновременно проис­ходит смена организационных форм взаимодействия между opганами власти, потребителями и поставщиками услуг. Используются более совершенные методы обслуживания, основанные на разделении функций, укреплении договорных отношений, конкурсном отборе подрядных организаций. Прежде всего это относится к обслуживанию жилищного фонда, которое отличается высоким потенциалом конкуренции на стороне как заказчиков, так и подрядчиков услуг.

Вначале разделение функций заказчика и подрядчика происходит в структуре администрации местного самоуправления. Функции заказчика выполняют структурные подразделения администрации местного самоуправления, жилищно-эксплуатационные или многоотраслевые предприятия ЖКХ, обеспечивающие как обслуживание жилых домов, так и их тепло-, электроснабжение. Создается служба единого заказчика, которая привлекает ремонтно-эксплуатационные предприятия или разделяется на несколько управляющих компании, которые на конкурсной основе привлекают подрядные организации для обслуживания жилищного фонда. При этом в производстве жилищных услуг формируется конкурентная среда, рынок коммунальных услуг регулируется муниципальным заказом независимо от формы собственности коммунальных предприятий. РКЦ осуществляет сбор платежей с потребителей и перечисляет собранные средства предприятиям в соответствии с заключенными договорами.

Нередко местное самоуправление передает муниципальный заказна весь комплекс работ многоотраслевому предприятию ЖКХ, которое становится единым генеральным подрядчиком. В этом случае отсутствуют специальные муниципальные учреждения или предприятии как посредники между муниципалитетом и подрядчиком, получающие деньги из бюджета за размещение заказа на выполнение ЖКУ. Если функции службы заказчика возложены на жилищно-эксплуатационные предприятия, то они совмещают их с функциями подрядчика.

Службы заказчика созданы в более чем половине субъектов РФ. Они реализуют идею муниципального заказа как эффективной формы расходования бюджетных средств и концепцию освобождения местно­го самоуправления как уровня власти от хозяйственных функций.

Отношения между администрацией города (района) и заказчи­ком оформляются муниципальным контрактом на организацию ра­бот по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению и дру­гим потребителям, об управлении жилищным фондом и технологи­ческой частью с указанием источников и размеров финансирования услуг. В муниципальном контракте определяются основные задачи организации предоставления жилищно-коммунальных услуг всем потребителям и содержание объектов ЖКХ в соответствии с дейст­вующими нормами и правилами.

Администрация передает заказчику жилищный фонд на обслу­живание, оставляя за собой функции:

• контроля за соблюдением нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов инженерной инфраструктуры;

• обеспечения соответствующего уровня финансирования для содержания принадлежащей ему недвижимости;

• разработки и заключения договоров найма или аренды жилых и нежилых помещений.

Заказчик отвечает за поддержание жилищного фонда в надле­жащем состоянии.

Затраты на производство жилищно-коммунальных услуг вклю­чают в себя материальные затраты, в том числе расходы на сырье и материалы, топливо, энергию; затраты на оплату труда; отчисле­ния на социальные нужды; амортизацию основных средств; про­чие затраты. Администрация осуществляет финансирование заказ­чика в виде ассигнований на заработную плату и дотаций на убыт­ки, в том числе и на погашение разницы в тарифах, благоустройст­во, капитальный ремонт.

В себестоимости услуг предприятий локальных естественных монополий большой вес занимают продукция и услуги других предприятий-монополистов. Предприятие не в состоянии влиять самостоятельно на тарифы и цены своих основных поставщиков, поскольку рост тарифов одного предприятия-монополиста почти все­гда вызывает цепную реакцию роста цен и тарифов всей отрасли.

В функции службы заказчика входят ведение договорных отноше­ний на всех уровнях оказания услуг, формирование муниципального заказа на услуги ЖКХ, организация предоставления субсидий населе­нию по оплате услуг, контроль за предоставлением услуг и их оплатой.. Заказчик заключает договоры с предприятиями — исполните­лями услуг и поставщиками ресурсов (рис. ). Их работа органи­зуется по направлениям:

• обслуживание жилищных объектов и благоустройство территории;

• предоставление услуг коммунального хозяйства.

Проводится конкурсный отбор подрядчиков для текущего об­служивания жилищного фонда, проведения капитального ремонта, определения поставщиков услуг и ресурсов. С поставщиками ком­мунальных услуг заключается соглашение, при этом со стороны продавца выступает коммунальное предприятие, а со стороны по­купателя — заказчик и администрация муниципального образова­ния. Причем заказчик несет ответственность перед подрядчиком в пределах платежей населения, а администрация муниципального образования — в пределах сумм бюджетного дотирования комму­нальных услуг.

Служба заказчика может функционировать без наличия управ­ляющей компании или при ее учреждении. При отсутствии управ­ляющей компании ее функции исполняет служба заказчика. При наличии управляющей компании служба единого заказчика обес­печивает:

• соблюдение нормативно-технических требований по содержанию и использованию жилья и объектов коммунальной инфра­структуры;

• необходимый уровень финансирования для содержания не­движимости;

• заключение договора с выбранной на конкурентной основе либо созданной организацией по управлению муниципальным жи­лищным фондом, а также предоставление других услуг коммуналь­ного назначения;

• систематический контроль за реализацией договоров.

На управляющую компанию, в свою очередь, возлагаются:

• поддержание в надлежащем состоянии и модернизация не­движимости;

• выбор подрядчиков на выполнение работ во вверенном ей в управление жилищном фонде;

• заключение договоров и контроль их выполнения;

• сбор платежей за ЖКУ с населения.

Органы местного самоуправления обязаны создавать равные ус­ловия для предоставления жилищно-коммунальных услуг всем ор­ганизациям независимо от форм собственности. В частности, важно привлечение частных управляющих и подрядных организаций для преодоления монополизма муниципальных подразделений, разви­тия конкуренции на рынке ЖКУ.

Частные организации появляются на рынке ЖКУ в результате:

• преобразования государственных и муниципальных предприятий ЖКХ;

• создания новых хозяйствующих субъектов;

• развития государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

Преобразование государственных и муниципальных предпри­ятий ЖКХ осуществляется в форме приватизации, акционирования или поглощения (банкротства). Все указанные направления преоб­разований регулируются федеральным законодательством и отвеча­ют принятому курсу на максимально возможное сокращение доли муниципальной собственности и соответственно муниципальных предприятий. Поскольку этап массовой приватизации давно прой­ден, речь идет о приватизации предприятий, непосредственно об­служивающих жилищный фонд, а также приватизации управления ЖКХ. Утвержден перечень объектов ЖКХ, которые не подлежат приватизации. Данный перечень включает в основном коммуналь­ное имущество, потеря контроля над которым считается социально опасной.

Объектами приватизации управления ЖКХ становятся ЖЭКи, ДЕЗы и другие муниципальные управленческие структуры1.

Поскольку объекты коммунальной инфраструктуры являются, как правило, локальными монополиями, они акционируются с со­хранением в собственности местного самоуправления 100% акций. Затем акции выставляются на конкурс и по его результатам пере­даются в доверительное управление управляющей компании-инвестору на срок не менее срока окупаемости инвестиций в мо­дернизацию основных фондов. Управляющей компании в довери­тельное управление передается количество акций не менее 50% плюс 1 акция и не более 75% минус 1 акция.

Акционирование осуществляется под контролем органов власти субъектов РФ. В Чувашской Республике и Татарстане, например, при­няты решения о полном акционировании жилищно-коммунальных предприятий в жесткие сроки. План акционирования краевых госу­дарственных предприятий реализуется в Ставропольском крае. Ак­ционированные коммунальные предприятия включаются в регио­нальные акционерные общества (холдинги) по направлениям дея­тельности. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе образована Югорская теплоэнергетическая компания.

Если муниципальные предприятия акционируются и привати­зируются, то организация электро-, газо-, теплоснабжения и водоотведения не перестает быть вопросом местного значения, так как иное противоречило бы Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Поглощение — следствие конкурентной борьбы предприятий на открытом рынке. В жилищно-коммунальном хозяйстве конкурент­ная борьба такой острой стадии не достигла, но поглощения и здесь имеют место. Его осуществляют кредиторы на основе процедур бан­кротства, когда имущественные комплексы муниципальных пред­приятий продаются за долги. Однако долги предприятий ЖКХ — не основание для поглощения и смены собственника, так как они — результат огромного недофинансирования, экономического дисба­ланса; их следует урегулировать путем реструктуризации.

Преобразование предприятий, меняя лишь их организационно-правовую форму, никак не влияет на изменение конкурентной сре­ды, так как не вовлекаются ни дополнительные ресурсы, ни новые хозяйствующие субъекты.

Кроме того, далеко не все муниципальные предприятия в вос­торге от преобразований; одни из них опасаются лишиться под­держки местных администраций, другие не уверены в предсказуе­мости тарифной политики, которая при приватизации может изме­ниться.

Появление на рынке новых, в том числе частных, операторов ЖКУ как следствие углубления рыночных преобразований, капита­листических отношений реально меняет ситуацию и поэтому при­ветствуется как органами местного самоуправления, так и при оп­ределенных условиях потребителями услуг. Жилищный кодекс РФ ввел положения, создающие благоприятные условия для привлече­ния частного капитала в ЖКХ. Ключевым моментом здесь является введение жилищного самоуправления, передача управления жилы­ми домами в руки жильцов, которые получают право на выбор пе­речня услуг, подрядчиков и оплату их по факту предоставления.

Частные фирмы охотно берут подряды на обслуживание жилых домов, пока осуществляется бюджетное финансирование. Важно, чтобы этот рынок был привлекателен и при отмене дотаций, воз­можном росте платежей при повышении тарифов на услуги. Если не будет условий и возможностей получать высокие доходы, бума частного капитала в ЖКХ ожидать не приходится. Пока имущест­венные отношения до конца не отрегулированы, горизонт тарифно­го регулирования короток. Не располагает к долгосрочным инве­стициям в ЖКХ и частая смена руководителей муниципальных образований, дробление районов на мелкие самостоятельные поселе­ния. Правда, в ФАС поступают заявки на передачу коммунальных сетевых объектов в собственность или аренду. Ставка, видимо, делается на будущие доходы после смягчения тарифного регулирова­ния.

Учитывается и имеющийся опыт коммунального обслуживания на основе муниципально-частного партнерства в форме концесси­онных соглашений, предусматривающих привлечение капитала в ЖКХ, его модернизацию.

Концессия — это договор долгосрочной аренды между государст­вом (муниципалитетом) и юридическим (частным) лицом, сопровож­даемый инвестиционными условиями. Объект передается в управле­ние, однако право собственности остается за государством (муници­палитетом). Концедентом выступает муниципальное образование в лице органа местного самоуправления, а концессионером — ин­дивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Решение о заключении концессионного соглашения принимается концеден­том на основе открытого или закрытого конкурса, с победителем оговариваются все детали соглашения: сроки эксплуатации, размер платы, права и обязанности сторон и т.д. Расторгнуть соглашение в одностороннем порядке можно только по решению суда.

Договоры могут заключаться в расчете на различные условия взаимоотношений и выполнения работ. Так, в одних договорах пре­дусматриваются условия:

• о выполнении работ (оказании услуг) с использованием объ­екта государственной (муниципальной) собственности;

• об управлении объектом государственной (муниципальной)
собственности, в частности доверительном управлении или аренде
объектов.

Другие договоры отражают направления использования постро­енных объектов. К ним относятся договоры по моделям:

• строительство — передача (ВТ);

• строительство — эксплуатация — передача (ВОТ);

• строительство — передача — эксплуатация (ВТО);

• строительство — владение — эксплуатация — передача (BOOT). Можно передавать в концессию автодороги, объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта, морские и речные пор­ты, аэродромы и аэропорты, гидротехнические сооружения, метро­политен и другой общественный транспорт, объекты ЖКХ, здраво­охранения, образования, культуры, спорта, туризма. Органы власти

заинтересованы в том, чтобы частные инвестиции пришли в пока невостребованные, ныне отстающие, но перспективные отрасли.

Новые структуры сочетают производственную деятельность с ин­вестированием и управлением. Инвестор не только вкладывает капи­тал в новые технологии, но и финансирует текущую деятельность.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству подписало соглашения с рядом крупных компаний и бан­ков по вопросам взаимодействия в сфере коммунальной инфра- структуры.

Наиболее активную концессионную деятельность развернули ОАО «Российские коммунальные системы» (ОАО «РКС»), образо-вавшее дочерние акционерные общества в 27 регионах Российской Федерации. РАО «ЕЭС России» как основной учредитель ОАО «РКС» заключило соглашения с администрациями более 20 региономв (подписаны председателем правления РАО «ЕЭС России» как пред­ставителем одной стороны и губернаторами и главами региональ­ных представительных органов власти как представителями другой) о передаче под управление ОАО «РКС» предприятий ЖКХ (элек­тро- и теплоснабжающих предприятий, водоканалов и ряд других).

Предприятия «Газэнерго» (подразделения ООО «Межрегион-газ») эксплуатируют муниципальные котельные и соответствующие тепловые сети, рассматривая этот процесс как более глубокую пе­реработку своей же продукции — газа. Для них это оправданно, так как даже в условиях недостаточных платежей более глубокая пере-работка сырья, в данном случае газа, приносит дополнительные финансовые ресурсы, которые являются источником дальнейших инвестиций.

Реализация проектов в различных регионах и городах приведет к снижению субсидий и затрат на теплоснабжение и перераспреде­лению высвобождаемых средств на производство других комму­нальных услуг.

В настоящее время в ЖКХ много проблем, в решении которых мог бы с большой пользой поучаствовать частный бизнес. Самым неотложным является прекращение деградации жилищного фонда и коммунальных инженерных сетей. Формальная эксплуатация жи­лья, несоблюдение нормативов по ремонту и обслуживанию прово­цируют разрушение жилищного фонда и рост потребности в жилье (так неразрывно связаны жилищно-коммунальное обслуживание и строительство). Ввиду высокого уровня износа инженерных сетей планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2—3 раза выше. Огромное недофинансирование обычных домов резко контрастиру-

ет с чрезмерной роскошью обслуживания элитных городских и за­городных элитных квартир и загородных домов.

В финансово благополучных регионах за счет бюджетных средств могут провести капитальные ремонт жилищного фонда, чтобы управляющие компании могли начать работу с чистого листа.

В других регионах потребность в средствах не покрыть даже с помо­щью повышения платежей населения. Понятно и рыночно оправ­данно стремление бизнеса идти туда, где можно больше заработать. Но для чего больше, если абстрагироваться от социальной ответст­венности?

В результате приватизации промышленные, сельскохозяйствен­ные и другие предприятия передали объекты жилищного фонда и социально-культурного назначения в ведение местного самоуправ­ления. Процесс передачи жилья в муниципальную собственность продолжается, намечается передать еще 160,4 млн м2, или почти 6% общего фонда жилья. Неясно, за счет каких источников местные бюджеты будут его обслуживать, если субвенции из вышестоящих бюджетов выделяются лишь на жилищные субсидии и льготы насе­лению.

Теперь становится ясно, что освобождение бизнеса от социаль­ной ответственности — недостаточно обоснованное решение. Сей­час время принять меры к частичному исправлению ошибки, в рам­ках которых следует возложить на приватизированные предприятия ответственность за обслуживание хотя бы своего бывшего фонда жи­лья и других социальных объектов. Ведь новые собственники пред­приятий в каждом городе хорошо известны.

Наши рекомендации