Включение педагогов в состав детских органов самоуправления

Причины:

– стремление получить дополнительные механизмы контроля за деятельностью органов детского самоуправления.

Рекомендации:

- формировать детские органы самоуправления только из представителей детских коллективов.

Глава 3. Мы – вместе! Мотивация и стимулирование
активности учащихся

Знакомая картина: администрация через классных руководителей сообщает учащимся, что в школе отныне будет организовано ученическое самоуправление, поэтому в каждом классе нужно выбрать актив, организовать сектора по направлениям деятельности и направить представителя в школьный совет.

Всем понятно, что при таком подходе никто из ребят не будет рваться на «передовую». Что же делать, чтобы у школьников (лицеистов, гимназистов…) не просто появилось желание, а проснулась потребность проявить себя в социально значимой деятельности?

На самых первых этапах становления УС, вероятно, возможен лишь один вариант: инициатива учителей, заражающая и заряжающая учащихся. Но вот дело сдвинулось с места, и дальше неплохо было бы разработать систему стимулирования и поощрения, с которой просто необходимо ознакомить каждого учащегося.

Что здесь ставить во главу угла? Понятно, что наиболее эффективно такая работа ведется не «за конфетку», т.е. прежде всего необходимо пробудить в ученике осознание значимости и его самого, и того дела, которое ему поручается. Подход же может быть различным. Но важно учитывать, что для школьника очень часто более сильными являются не материальные (разного рода) мотивация и стимулирование, а моральные, духовные, образовательные. Если ребенок или подросток ощущают собственный личностный рост, чувствуют себя комфортно в разновозрастном коллективе, признающем его ценность и значимость, то эти факторы воздействия уже являются достаточно мощными.

Лицей № 1575 – образовательное заведение с ориентацией на обучение детей с повышенной мотивацией к учебе, познавательной и творческой деятельности. В образовательных задачах лицея отражены основные черты лицейского образования: фундаментальность, целостность, ориентация на универсальный тип познания, академизм, интеллектуальность и интеллигентность, высокая культура мышления в отношении любой информации, лидерская направленность.

В этом свете сопричастность учащихся к решению главных учебно-воспитательных задач, стоящих перед учреждением, имеет немаловажное значение. Одной из важнейших задач развития Лицея является создание определенных традиций, одновременно объединяющих всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, педагогов), создающих особый лицейский микроклимат соучастия, сотворчества, взаимопонимания и взаимоуважения и включающих в единую социокультурную и историческую среду района, города, страны, мира. В этом плане развитие ученического самоуправления помогает выработать активную социальную позицию, чувство ответственности и самостоятельность, определить свои возможности в реализации организаторских и лидерских функций, развивает принципы коллективизма.

Модель ученического самоуправления, названная «Лицейское братство», призвана стать неотъемлемой традицией лицея. Уже при посвящении в лицеисты учащиеся вступают в своеобразное сообщество, где один за всех и все за одного. Братство – это именно то, что их объединяет, делает одной доброй и крепкой семьей, где каждый ощущает свою ценность и включенность в жизнь лицея. Братство объединяет ребят одной общей идеей, общей установкой на саморазвитие. В основу Лицейского братства положены традиции, рожденные в Царскосельском лицее и активно развивающиеся в современном лицейском движении.

Лицейское братство – необходимое условие для создания атмосферы сотрудничества, обогащающей образовательную среду и позволяющую комплексно воздействовать на развитие личности учащегося. Оно создает условия для реализации партнерских отношений всех структур образовательной среды – учащихся, педагогов, администрации, родителей, поддерживающих имидж Лицея как современного инновационного образовательного учреждения, развивает корпоративные отношения в среде лицеистов, создавая широкое информационное поле, поддерживающее традиции лицейской семьи, где старшие всегда рядом с младшими.

Одним из самых действенных стимулов активизации учебно-воспитательной и общественной работы учащихся в классах и в лицее в целом является своеобразное рейтингирование деятельности, поощряемое администрацией лицея и попечительским советом. Классы в результате своей деятельности набирают баллы в соответствии с разработанной советом Лицейского братства шкалой успеха.

ШКАЛА УСПЕХА КЛАССА

1. Участие в олимпиадах:

· участник (лицейский уровень) – 5 баллов, призер – 10 баллов;

· участник районного, окружного и городского уровней – 15 баллов, призер – 25 баллов;

· участник российского и международного уровней – 30 баллов, призер – 50 баллов.

2. Участие в предметных неделях, научных и исследовательско-проектных конференциях:

· участник (лицейский уровень) – 5 баллов, призер – 15 баллов;

· участник районного, окружного, городского уровней – 20 баллов, призер – 30 баллов;

· участник российского и международного уровней – 35 баллов, призер – 50 баллов;

· выпуск газеты по предметной тематике – 10 баллов.

3. Творческие успехи:

· лицейский уровень: участник – 5 баллов, призер – 15 баллов;

· призер районного, окружного, городского уровней – 25 баллов;

· российского и международного уровней – 50 баллов;

· открытое мероприятие - 50 баллов классу;

· образовательное, культурное, патриотическое мероприятие – 60 баллов; увеселительное мероприятие – 25 баллов классу.

4. Спортивные успехи:

· лицейский уровень: участник – 5 баллов, призер -10 баллов;

· участник районного, окружного, городского уровней – 15 баллов, призер – 25 баллов.

5. Участие в социальных акциях:

· 5 баллов каждому участнику.

6. Участие в трудовой деятельности:

· качественный уровень работы - 35 баллов;

· дежурство по лицею – 30 баллов классу.

7. Организационная помощь классному руководителю, педагогическому коллективу, администрации:

· каждому участнику – 5 баллов.

8. Активность участия в ученическом самоуправлении:

· 50 баллов классу.

9. Дисциплинарные нарушения (баллы идут в минус):

· нарушение Устава лицея – минус 5 баллов.

Результаты этой работы открыты для общественности, публикуются в лицейской прессе и озвучиваются на линейках, что позволяет стимулировать активность учащихся. Победители по итогам года награждаются развивающей экскурсией для всего класса, включая классного руководителя и представителей родительского комитета.

Сильнейший стимул для ребенка – понимание того, что взрослые, поручившие ему какое-либо дело, не «спихнули» на него ответственность, а готовы вместе с ним участвовать в процессе, при необходимости подставляя плечо и разделяя эту тяжесть. Но в то же время любой участник УС должен чувствовать, что, несмотря на постоянно доступную педагогическую поддержку, он обладает достаточной самостоятельностью в выполняемой работе и не будет контролироваться в любых мелочах.

В модели Центра образования № 1830 педагогические позиции в деле развития ученического самоуправления представлены следующим образом:

1. Самоуправление – не только средство воспитания, но и часть детской жизни. Школа должна стать для детей средоточием жизни, а не местом механической подготовки к ней. Участвуя в управлении, дети реализуют свои социальные потребности, интересы, права, приобретают необходимый жизненный опыт, получают условия для полноценного взросления, поэтапного развития личности.

2. Ученическое самоуправление должно сохранить общественную природу. Его деятельность не должна совпадать с содержанием деятельности администрации и учителей, призванных осуществлять государственную политику в школе. Взаимодействие между ними должно строиться на балансе обоюдных интересов и задач.

3. Проблемы, решаемые в пределах органов ученического самоуправления, должны быть проблемами детей, а не взрослых. Надо помнить, что цель выполняет свою побудительную функцию лишь тогда, когда отвечает интересам и потребностям ребенка. Именно поэтому школьное самоуправление должно оставаться управлением детей, а не управлением школой.

4. Очень важно быть вместе с детьми, а не рядом. Никогда нельзя занимать позицию постороннего в делах, придуманных детьми. С одной стороны, нельзя навязывать детям свое мнение, с другой – необходимо выражать постоянную заинтересованность в решении детских проблем. Необходимо осторожно делегировать детям полномочия и ответственность, учитывая их возможности.

В модели ученического самоуправления этого учреждения образования зафиксированы и основные приемы педагогического воздействия в деле развития ученического самоуправления:

Приемы побуждения

· Увлечение школьников радостной перспективой (ближней, средней, дальней), новым творческим поиском.

· Поощрение (одобрение, похвала, награда).

· Контроль.

· Осуждение (порицание, критика).

· Доверие.

· Помощь советом.

· Обращение за помощью.

· Личный пример.

Приемы убеждения

· Разъяснение.

· Совместные размышления.

· Беседа.

· Обсуждение.

· Личный пример.

Приемы приучения

· Режим жизни.

· Игра.

· Поручения.

· Соревнования.

· Традиции.

· Личный пример.

Успех в деле формирования ученического самоуправления сопутствует, как правило, тем учреждениям образования, в которых администрация и учителя с самого начала вовлекают ребят в процесс разработки принципов его построения и функционирования, т.е. фактически воспринимают школьников в качестве соавторов, а не исполнителей воли педагогов. Это имеет огромное значение, поскольку ученическое самоуправление позволяет не только включить всех учащихся в коллективную деятельность: оно дает возможность каждому ученику занять позицию организатора одной, наиболее интересной для него деятельности и одновременно участвовать в разнообразной групповой работе, организуемой его товарищами.

В школе № 604, чтобы укрепить желание активных учащихся участвовать в самоуправлении и развить подобные устремления у остальных, ребятам предложили придумать свою модель школьного государства с учетом направления учебного заведения как Школы культуры мира. Каждый классный коллектив (5-11 кл.) после обсуждения данного вопроса на своих собраниях разработал «Пакет предложений» по семи направлениям деятельности. Содержимое этих пакетов составило «Банк идей», которые были вынесены для обсуждения на I ученическую конференцию «Слет девчонок и мальчишек».

Результатом этой деятельности стало создание в школе детской организации ДОРС (Дарим Огонь Ребячьих Сердец). Так ребята назвали свою школьную планету, в связи с этим и школьная газета получила название «Азимут» Разноцветной планеты детства. Разноцветной потому, что в школе учатся дети разных национальностей. Ребята разработали также эмблему своей организации, внешний вид и пути хождения школьной денежной единицы «Школярик», утвердили Школьные правила поведения для малышей, Заповеди школьной жизни для средних классов, разработали Кодекс чести старшеклассника, а также заповеди учителей и родителей.

Работу органов самоуправления ребята решили построить на основе Устава Академии Школьных Наук (в перспективе – Академии Толерантности).

Главные ожидания школьников от ученического самоуправления связаны с их представлениями о ролях, ему предписываемых и предназначаемых. Ученическое самоуправление позиционируется в качестве организатора преимущественно досуга и занятости, новатора, помощника в решении проблем, представителя интересов учащихся, защитника их прав.

Включение педагогов в состав детских органов самоуправления - student2.ru

В связи с этим участники экспресс-опроса, который был проведен в школе среди ребят средних и старших классов, предполагают, что учащиеся ждут от совета:

ü еще большего количества мероприятий, праздников, концертов, дискотек, культурно-массовой работы, интересного времяпровождения 33%;

ü внесения в школьную жизнь новых взглядов, идей, разнообразия, изменений к лучшему 31%;

ü помощи в учебе, организационных вопросах, решении конфликтных ситуаций в отношениях «ученик - ученик», «ученик - учитель» 6%;

ü представления интересов и защиты прав учащихся, разрешения их проблем, влияния на изменение правил внутреннего распорядка, улучшения отношения со стороны учителей 15%;

ü остальные затруднились ответить на этот вопрос.

Также ребята считают, что учителями ученический совет воспринимается в качестве помощника в управлении делами школы, жизнью учеников, во внеклассной работе (31%). Более (64%) опрошенных полагают, что педагоги видят в ученическом самоуправлении широкое поле возможностей для развития активности, инициативы, самостоятельности, серьезного отношения, организованности и т.д., ждут, что ученический совет будет проявлять эти качества, чтобы «получить хороший результат работы».

Что мешает, не нравится членам ученического самоуправления? Признание высокой роли, статуса (значимости положения) ученического самоуправления в школьном жизнеустройстве не означает, однако, что в его существовании и функционировании нет проблем, ошибок, неурядиц, о чем говорят и ответы респондентов на вопрос «Что мешает, не нравится, вызывает неудовлетворение в работе вашего ученического совета?»

Включение педагогов в состав детских органов самоуправления - student2.ru

По мнению ребят, помехами для лучшего и более эффективного функционирования ученического самоуправления являются:

ü внутренние «неполадки» субъективного плана, «неорганизованность, рассеянность, невнимательность, медлительность, несамостоятельность членов школьного самоуправления» – 17%;

ü сильная загруженность, недостаток времени: «много дел, а времени не хватает, ведь членам Совета старшеклассников надо еще готовиться к поступлению в вуз» - 12%;

ü часть респондентов (26%) отмечают, что еще не все получается у членов актива в школе из-за нежелания других учеников «помогать и участвовать, их пассивности, бездействия, непонимания ими важности и нужности работы в активе» (полагают, что «это напрасная потеря времени»);

ü около 6% опрошенных считают, что и со стороны некоторых учителей есть недопонимание и негативное отношение к работе ученического самоуправления;

ü межличностные отношения являются помехой по мнению 7% опрошенных.

Интересны и такие сообщения:

ü «мало творческих дел, только мероприятия – 3%»,

ü «нет помещения, негде собираться, неудобно работать – 25%».

Как видно, ни одна из «помех» не носит объективного принципиального характера: и улучшение работы ученического совета, и повышение эффективности ученического самоуправления зависят от правильного распределения обязанностей, нагрузки, усиления требовательности за выполнение порученного дела.

Также нужна разъяснительно-пропагандистская, воспитательная, агитационная работа с учащимися, обязательное изучение «общественного» мнения и создание широких каналов «обратной связи».

Школьное самоуправление, которое основывается на принципах равноправия, гласности и добровольности, создает для ребенка ситуацию успеха, что является мощным стимулом как для детей, так для учителей и родителей к осуществлению на практике демократических принципов управления.

Глава 4. «Как корабль назовешь…»
Создаем структуру и организуем деятельность

«Когда я была школьницей и, конечно, пионеркой, то почему-то не понимала слов «самой пионерской» песни: «Близится эра светлых годов…»

Так начинает «Воспоминания о будущем», написанные вместо пояснительной записки к модели «Школьной республики Радуга» школы № 522 ее координатор Марина Анатольевна Нефедова.

«Каких таких светлых? – думала я. – У нас ведь и так все прекрасно: живем в большой сильной стране, боремся за мир, строим коммунизм…»

Построили!

Некоторые пожилые люди с теплотой вспоминают о прошлом, ругая сегодняшнюю жизнь, и иногда я их понимаю. Тогда существование казалось наполненным, будущее – ясным. Тогда дети сначала становились октябрятами, потом пионерами, а четырнадцатилетние подростки вступали в комсомол, знали Правила, Законы, Устав.

А потом все это стали ругать и вовсе отменили. И вот на том месте (октябрятском, пионерском, комсомольском), которое сочли вредным и бесполезным, оказалась пустота, вакуум, а в вакууме, оказывается, нечем дышать».

«Уже в 2000 году я подумала, что неплохо было бы что-то такое придумать в школе, чтобы дети почувствовали, какой может быть настоящая общественная жизнь, но тогда казалось, что невозможно повернуть время вспять. А весной 2006 года ко мне подошли старшеклассники из школьного ученического совета и предложили преобразовать его в нечто большее, чем то, чем он был. Действительно, тогда в совете было по два человека из каждого класса, ребята иногда проверяли дневники, готовили концерты, но все это было спонтанно, скучно, из-под палки.

Прошли годы, общество изменилось, изменилось кардинально, но сегодняшние дети, оказывается, завидуют нам, у которых были и Тимур, и Команда, и Кибальчиш. Пионерская организация воспитывала, вела за собой. Сейчас другое время, другое государственное устройство, но жизненные ценности незыблемы.

Ребята сами захотели изменить свою жизнь, сделать ее интересной, так как их пугала пустота, возникающая в свободное время. Оказалось, что дети наши, в большинстве своем, не хотят оставаться в стороне от жизни общества, быть инфантильными. Они хотят действовать».

Вот оно, то самое ключевое слово, которое определяет сущность реального самоуправления! Каждый ребенок получает возможность выйти за рамки учебного процесса, который часто ставится в школе во главу угла, и начать действовать. Пока – на благо своего образовательного учреждения, в широком смысле этого понятия, но в конечном итоге – на благо самого себя.

Мы не зря вспомнили пионерское прошлое, ведь большая часть педагогов, по сию пору работающих в школе нынешней, была воспитана в школе советской. И, как бы мы ни перестраивались и ни подстраивались под современность, то, что было заложено в нас с детства, в значительной мере и сейчас составляет основу нашего мировоззрения.

Вот и здесь: признавая детскую самостоятельность и самодеятельность, то есть, по сути, делегируя ребятам определенные полномочия, мы опираемся на опыт общественной работы, подкрепленный годами успешности.

Вспомним структуру комсомольско-пионерской организации в среднестатистической советской школе. В конечном итоге все основывалось на создании и организации работы так называемых секторов по основным направлениям работы: учебная, культурно-массовая, спортивная и т.д. Не вдаваясь в подробности различных издержек, коих и сейчас достаточно, лишь скажем, что итоги подобной организации дела достаточно легко учитываются, оцениваются и планируются. Проще говоря, они очевидны.

Времена идут, но суть вопроса не меняется! Т.е. вдруг оказалось, что уже давным-давно была выработана (именно выработана, так как разработана и опробована десятилетиями!) наиболее оптимальная структурная основа деятельности детско-взрослого общественного объединения, каковым является и ученическое самоуправление. И начиная строить таковое в «новой школе», организаторы отталкиваются именно от уже полученного когда-то и затем полностью раскритикованного «новым государством» опыта.

Дальнейшая задача – лишь выбрать внешнюю форму. Мы можем создать в школе «республику» и назвать ученический совет в ней «парламентом», председателя «президентом», а сектора «министерствами». Мы можем собрать активистов в Лицейскую думу, в состав которой входят комиссии. Вся школа может стать «академией», состоящей из «магистратов». И так далее. Однако основные направления работы остаются практически неизменными.

Именно поэтому мы не будем в подробностях анализировать каждую из предложенных на конкурс моделей, а лишь предложим вашему вниманию конкретный опыт. Он может оказаться полезным в любом случае, даже если в вашем образовательном учреждении уже существует собственный отлаженный механизм, и вы не считаете необходимым что-то менять в нем в настоящий момент.

Следует понимать, что часто при изменении условий функционирования даже хорошо работающая система может утратить свою эффективность. Особенно явно это бывает в тех случаях, когда происходит смена команды, занимающейся тем или иным делом. Или многое «завязано» на конкретной харизматической личности. Или просто, как говорят, «практика показала»…

Вот конкретный пример. В центре образования № 1601 ученическое самоуправление существует с 1996 года. На первых этапах его совет именовался «ученическая фракция». В нее входили учащиеся 5-11 классов. В каждом классе работали пять секторов: учебный, спортивный, культурно-массовый, редколлегия, хозяйственный. Во главе классного ученического совета стоял председатель, координирующий работу в классе (при помощи классного руководителя). Председатели посещали заседания школьного ученического совета и были связующим звеном между классом и ученическим советом школы. Координировал работу школьного совета заместитель директора по воспитательной работе.

Председатели отмечали трудности, которые возникали при работе в классе. Чувствовалось, что нужно коренным образом что-то менять.

Однако многие взрослые считали: «хотя и слабенько подготовлено дело, зато сами». Думается, что в этом и состояла главная ошибка. Ребята могут выполнять задуманные дела качественно, эстетично, проявлять культуру поведения и мышления, а взрослые (педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, вожатые, учителя-предметники, старшие воспитатели) должны этому содействовать. Ребята способны осознать полезность своей работы, гордиться тем, что им удалось.

В 2003 году ученическое самоуправление в ЦО № 1601 вступило в качественно новый этап своего развития. Это было вызвано сильнейшей демократизацией нашего общества. Коллектив центра поставил задачу: придать положительную динамику социальному развитию личности школьников. Цель - формирование инициативности, исполнительности, самодеятельности, творчества, т.е. тех важных качеств, которые необходимы для организации общественной жизни и саморазвития в коллективе. Таким образом, были созданы ситуации для проявления активной позиции учащихся. Бесспорно, подобный подход потребовал соответствующих форм педагогической работы.

На ученической конференции 17 марта 2003 года было принято решение о развитии в Центре образования № 1601 Креативного ученического самоуправления как основы движения «Мир, кино и человек». Тогда же была разработана и начала внедряться соответствующая программа, преобразовавшаяся со временем в программу «Креативное самоуправление в центре образования № 1601 как способ личностной самореализации учащихся».

Система Креативного самоуправления имеет отлаженную структуру. Работают десять Креативных профильных советов. В их состав входят 20 креативных профильных групп:

1) Креативный совет председателей классов

2) Социологический центр

3) Креативная группа заместителя председателя класса по учебе

4) Креативная группа «Ответственные за учебную поддержку»

5) Креативная группа библиотекарей

6) Научное сообщество

7) Креативная группа «Старшие дежурные»

8) Креативная группа «Организаторы досуга»

9) Креативная группа «Художественный совет»

10) Креативная группа «Совет дизайнеров»

11) Креативная группа «Актив музея 98 дивизии ВДВ»

12) Креативная группа «Актив музея Д.Б. Кабалевского»

13) Креативная группа «Актив палеонтологического музея»

14) Креативная группа «Актив музея истории школы»

15) Школьная газета «Одна минута пятого»

16) Креативная группа «Фотографы»

17) Креативная группа «Дизайнеры школьной газеты»

18) Креативная группа по спорту

19) Телестудия «ЛИК»

20) Креативная группа по здоровью.

Данный список может изменяться.

Эффективность работы зависит от умений педагогов и от следующих факторов:

· определять задачи, актуальные для конкретного образовательного учреждения, детских групп;

· прогнозировать результаты развития личности;

· проектировать воспитательные ситуации, выстраивать их в последовательности, ведущей к желательным результатам;

· разрабатывать содержание воспитательного процесса, ориентируясь на приоритетные воспитательные ценности;

· отбирать педагогические технологии в соответствии с поставленными целями и задачами;

· создавать условия для реализации программы развития ученического самоуправления.

Такие сложные системы, как мы уже говорили, выстраиваются не сразу, а длительным путем проб и ошибок, и начинать лучше, основываясь на более простых, но от этого не менее функциональных моделях.

На одном из первых этапов необходимо определиться со структурными уровнями модели ученического самоуправления в собственном учебном заведении. Вспомним: в методических рекомендациях Министерства образования РФ (см. главу 1) говорится о выделении следующих уровней субъектов самоуправления:

· индивидуальный уровень;

· уровень первичного коллектива (класс);

· уровень ученического коллектива школы и т.д.

На практике школьное самоуправление может успешно работать, основываясь и на четырех, и на трех, и даже на двух уровнях организации УС. Однако сразу следует заметить, что такое распределение часто бывает весьма субъективно.

В лицее № 1575 (модель «Лицейское братство») различают следующие уровни:

1. Классное ученическое самоуправление (структура по видам деятельности).

2. Лицейское ученическое самоуправление (совет Лицейского братства из представителей классов).

3. Лицейское СОуправление (совет лицея, состоящий из представителей Лицейского братства, педагогического коллектива, административного совета и родителей).

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Первый уровень: классное ученическое самоуправление. Структура по видам деятельности: познавательно-учебная, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, информационная, трудовая, организационно-аналитическая. Рабочие органы называются комиссиями. Каждый орган избирается путем открытого голосования, но к работе органа может присоединиться любой желающий (причем он может попробовать свои силы сразу в нескольких видах деятельности). Каждый триместр при отчете комиссий может меняться ответственный за направление (по желанию учащихся для возможности попробовать себя в новой роли). У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель Совета класса отвечает за работу всех ответственных по направлениям.

Совет класса имеет следующие функции: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий; анализ деятельности своих членов; подготовка предложений членов классного коллектива в вышестоящие органы лицейского самоуправления, выборы представителей класса в Совет Лицейского братства. Высшим органом самоуправления первого уровня является классное собрание

Орган УС Цели деятельности Роль в системе Функции
Совет класса Управление работой классного коллектива и мобилизация классного коллектива на решение целей и задач его деятельности Исполнитель-ный орган, обеспечивающий связь со всеми исполнительными органами ученического самоуправле-ния путем объединения усилий классного коллектива и организации его взаимодействия Планирует и организует взаимодействие классного коллектива; планирует, организует и проводит КТД; организует выявление творческого потенциала учащихся; изучает интересы учащихся и в соответствии с этим организует все виды деятельности; изучает, обобщает и распространяет опыт деятельности классного коллектива; осуществляет контроль за реализацией предложений и критических замечаний классного коллектива в Совете Лицейского братства; устанавливает связи со всеми органами самоуправления.

Представители советов классов могут создавать временные координационные советы по возрастным параллелям и разновозрастные творческие группы под конкретные дела и возникающие проблемы.

Орган УС Цели деятельности Роль в системе Функции органа
Временные координационные советы и разновозрастные творческие группы Организация работы временных инициатив-ных групп, создание и организация деятельности групп по интересам Исполнительный орган, обеспечиваю-щий связь между Советом братства и всеми органами ученического самоуправления на основе организации жизнедеятельности учащихся по интересам, создаются Советом для решения проблемы или проведения КТД Планирует, организует, несет ответственность за результат и обеспечивает выполнение конкретного КТД; информирует учащихся о результатах; осуществляет контроль, анализ и оценку результативности дела.  

Следующий уровень ученического самоуправления – Совет Лицейского братства,который состоит из представителей-активистов всех классов, прошедших школу фестиваля «Лидер XXI века» (см. главу 6). На Совете рассматриваются важнейшие вопросы лицейской жизни, регламентируемые уставом Совета Лицейского братства. Немаловажную роль в деятельности совета играет взаимодействие с самостоятельными центрами Лицея: издательским центром, молодежным центром района, центром международных программ, где Совет имеет своих представителей. Также Совет Лицейского братства участвует в деятельности Школьной академии наук, в Совете по проектно-исследовательской деятельности учащихся, решая вопросы учебно-воспитательного характера и профильной ориентации. Высшим органом ученического самоуправления данного уровня является общелицейское собрание учащихся.

Орган УС Цель деятельности Роль в системе Функции органа
Совет Лицейского братства Управление деятельно-стью и обеспечение развития всех органов ученического самоуправле-ния Обеспечивает связь между Советом лицея, самостоятель-ными центрами и органами ученического самоуправле-ния Принимает участие в разработке плана работы лицея, собственного плана деятельности; изучает, оценивает, систематизирует и обобщает результаты деятельности всех органов ученического самоуправления; устанавливает и координирует связи с другими органами самоуправления, внешкольными организациями; обеспечивает защиту интересов учащихся; организует и проводит общелицейские дела и мероприятия, изучает, обобщает и распространяет опыт; обеспечивает мобилизацию коллективных усилий для создания общности разновозрастных учащихся, является проводником идей братства, лицейских традиций.  

В соответствии с уставом лицея представители Совета Лицейского братства совместно с представителями педагогического коллектива, административного совета, Попечительского совета родительской общественности, Родительского комитета Лицея входят в состав высшего органа самоуправления образовательного учреждения – Совета Лицея.

Таким образом, ученическое самоуправление в лицее № 1575 функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами, являясь органической частью общелицейского управления. Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, коррекция и снова анализ.

Сбор информации и ее анализ осуществляются на всех уровнях школьного самоуправления. Планирование происходит из осознания потребностей и запросов, организация деятельности осуществляется при помощи педагогов-консультантов и активистов ученического самоуправления, прошедших школу организаторской учебы и работы. В процессе деятельности снова происходит учеба новых членов актива, контроль осуществляется на уровне самоконтроля и контроля со стороны лицейского самоуправления, регулирование, внесение изменений в функционирование системы происходит через учащихся, руководителей тех или иных органов лицейского самоуправления.

Система ученического самоуправления в Центре образования № 1830 (модель УС «Совет старшеклассников»)имеет два уровня:

1. Классное ученическое самоуправление.

2. Школьное ученическое самоуправление.

Структура первого уровня в коллективах 5-11 классов различна в зависимости от уровня развития коллектива, стиля руководства классного руководителя и отношений «учитель-ученик». Наибольшее распространение имеет структура по видам деятельности (познавательная, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, шефская, информационная и т.д.). Под каждый вид деятельности формируются органы самоуправления. Они называются штабами, группами, бригадами или секторами. Принцип такой: все учащиеся класса должны быть распределены между ними, т.е. в итоге каждый ученик 5-11 класса имеет общественное поручение и входит в состав определенной команды, отвечающей за коллективное дело.

В 1-4 классах в соответствии с Положением об игре-путешествии (см. приложения к главе 4) все учащиеся разбиваются на 3 группы, которые на определенном этапе игры выполняют задание, обусловленное тематической тропинкой. За каждой группой учащихся класса закрепляется вожатый, призванный помочь в выполнении задания. Отряд возглавляет командир.

Командир отряда, лидеры трех групп и закрепленные за группами вожатые составляют Совет отряда.

Основное звено второго уровня ученического самоуправления – Совет старшеклассников. Основными организационными принципами второго уровня являются следующие:

1. Принцип предметности деятельности. Школьник добровольно приходит в Совет со своим предложением, со своим делом, которое помогло бы ему реализовать себя, свои социальные потребности и интересы и принести пользу школьному сообществу.

2. Интерес и осознание общественной значимости деятельности– это основной механизм включения школьников в организацию внутришкольной жизни.

3. Демократизм– участие в системе управления всех желающих.

4. Обеспечение делу развития УС грамотной, заинтересованной педагогической поддержки.

На момент участия в конкурсе в структуре Совета старшеклассников ЦО № 1830 насчитывалось девять проектов, или направлений общественной работы. Количественный состав участников каждого – одиннадцать учащихся 8-11 классов. Однако структурный и количественный составы могут ежегодно меняться в зависимости от предложенных учащимися проектов.

Каждый проект возглавляет один старшеклассник, который в пределах учебного заведения осуществляет работу по реализации избранного им общественно значимого дела, для чего сам формирует свою команду, планирует, прогнозирует результат деятельности, распределяет поручения, подводит итоги.

Наши рекомендации