Тема 3. Государственная политика в области исторического образования: этапы и тенденции

Пояснительная записка

Курс «Методика преподавания истории» нацелен на восприятие студентами 3 – 4-5 курса очного отделения систематических знаний по методике преподавания исторических, обществоведческих и правовых дисциплин в общеобразовательной школе.Необходимость данного курса вытекает из новой педагогической парадигмы: не только хорошо знать и строго следовать системе знаний по методике данного учебного предмета, но и глубоко изучать фундаментальные основы предмета. Он нацелен на выработку у будущих педагогов умений и навыков самостоятельной работы, с тем, чтобы не повторять многочисленных ошибок предшественников и ориентироваться в стандартных методических ситуациях на уроках истории и обществоведения и во внеурочной работе в школе.

Целью данного курса является формирование в процессе профессиональной подготовки и специализации компетентного учителя истории – специалиста, имеющего современные теоретические знания в методике преподавания истории и обществоведения в общеобразовательной школе.

Компетенция – категория педагогическая, для ее формирования необходимо решить ряд задач:

- раскрыть содержание основных документов, регламентирующих работу учителей истории в школе (Закон Российской Федерации «Об образовании», Государственный Стандарт и др.);

- познакомить студентов со структурой, принципами и особенностями содержания школьных курсов истории («Всеобщей истории», «Отечественной истории», «Человек и общество» и др.);

- проинформировать будущих педагогов о принципах планирования учебных занятий по истории и обществоведению, сообщить о новых учебниках и методических пособиях по истории и обществоведению;

- научить отбирать методы, приемы и средства обучения истории, в соответствии с возрастом учащихся и цели данного учебного занятия;

- познакомить с многообразием форм, приемов и средств передачи знаний на уроках истории и во внеклассной работе;

- помочь студентам овладеть процедурой диагностики, контроля и оценки результатов обучения истории и обществоведению;

- сформировать навыки анализа и самоанализа собственного и новаторского педагогического опыта, новых педагогических технологий.

Программа составлена в соответствии с «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования» (2005 г.). В основу программы положен блоковый подход к построению содержания курса. Основными критериями отбора материала являются:

- соответствие содержания вузовской программы по «Теории и методике преподавания истории и обществоведению» программным требованиям этих дисциплин в общеобразовательных школах;

- наличие учебных пособий, дополнительной литературы и учебно-методического комплекса, позволяющего организовать полноценное усвоение системы знаний;

- соответствие сложности изучаемого материала уровню познавательных возможностей студентов 3 – 4 курсов педагогического вуза;

- дискуссионность и проблематичность некоторых вопросов курса, связанных с реформированием российской системы исторического образования в соответствии с концепцией модернизации российского образования. Курс включает следующие разделы:

1. Теория и методика обучения истории как педагогическая наука. Основные этапы ее становления и развития.

2. Основные факторы процесса обучения истории в школе.

3. Структура исторического материала. Основные приемы и средства обучения истории в школе.

4. Понятие о методах преподавания истории.

5. Формы учебных занятий по истории, их подготовка и проведение.

6. Актуальные проблемы современной методики обучения истории в общеобразовательной школе.

7. Результаты обучения истории, способы их диагностики, контроля и оценки.

8. Разнообразные формы итоговой аттестации.

9. Внеклассная работа по истории.

10. Методика обучения обществоведению в школе.

11. Методика преподавания права в школе.

Каждый из перечисленных разделов включает в себя цикл лекционных, практических и лабораторных занятий. Лекционный курс рассчитан на 96 часов - лекций, практические занятия – 96 часов, лабораторные занятия – 12 часов.

Программа курса предполагает усвоение таких педагогических понятий как метод, прием, средство обучения, технология, принцип, форма, инновация, урок, содержание образования и т.п.

Программа предоставляет возможность систематически использовать такие формы работы как деловые игры и самостоятельная форма работы, написания курсовых и дипломных работ. Целый ряд тем предполагает сопоставление альтернативных подходов и точек зрения.

Курс рассчитан для студентов 3 – 4 курса, обучающихся по специальности «История» с дневной формы обучения. Форма итоговой аттестации – зачет/ экзамен (6 семестрах).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

  № Наименование модулей, разделов, тем (с указанием семестра)   Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов Трудоемкость (всего часов)
Всего Лекции Практические, семинарские занятия Лабораторные занятия
  Модуль 1            
Раздел 1. Теория и методика обучения истории как педагоги-ческая наука. Основные этапы ее становления и развития.
1. Вводная лекция. Методика обучения истории как одна из педагогических научных дисциплин.  
2. Обучение истории и развитие методической мысли в России ХVIII – ХХ вв.    
Раздел 2. Основные факторы процесса обучения истории в школе.
3. Государственная политика в области исторического образования: этапы и тенденции.      
4. Модернизация исторического образования на основе профильной школы    
5. Цели школьного обучения истории.    
6. Содержание школьного исторического образования. Государственный стандарт.  
7. Учебно-методический комплекс по истории: современное состояние и перспективы развития.  
8. Перспективная подготовка учителя к уроку истории: календарно-тема-тическое и блочное планирование.  
9. Факторы процесса обучения Познавательные возможности учащихся.    
10. Развитие познавательного интереса школьников к изучению истории.    
11. Познавательная мотивация как фактор обучения истории Познавательная мотивация как фактор обучения истории    
Раздел 3. Структура исторического материала. Основные приемы и средства обучения истории в школе.
Основные компоненты исторического материала. Исторические факты и их формирование.  
13. Методика формирования исторических понятий и раскрытие исторических закономерностей в школьном курсе истории.  
14. Приемы работы со статистикой на уроках истории.    
  Итого за семестр:  
  2 МОДУЛЬ            
Раздел 4. Понятие о методах преподавания истории
15. Устный метод изучения истории.  
16. Наглядное обучение истории.  
17. Лабораторный метод обучения истории.  
18. Проблемный метод обучения истории.    
Раздел 5. Формы учебных заведений по истории, их подготовка и проведение
19. Урок как основная форма учебно-воспитательной работы по истории.  
20. Многообразие форм организации обучения истории в школе.  
21. Анализ и самоанализ учебного занятия по истории.  
22. Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании истории. Проблемы межпредметной интеграции    
Раздел 6. Актуальные проблемы современной методики обучения истории в общеобразовательной школе
23. Технические средства обучения истории и методика их использования.    
24. Компьютер в обучении истории.    
25. Краеведческая работа в школе в курсе истории.    
26. Изучение вопросов культуры в школьных курсах истории.    
27. Обучение истории на основе игровых технологий.  
28. Элементы юмора на уроках истории.    
Раздел 7. Результаты обучения истории, способы их диагностики, контроля и оценки
29. Система проверки знаний, умений и навыков по истории в соответствии с современными требованиями.  
30. Контроль и оценка результатов обучения истории в соответствии с современными требованиями.  
  Итого за семестр  
  3 МОДУЛЬ            
Раздел 8. Разнообразные формы итоговой аттестации
31. Разнообразные формы аттестации по истории  
Раздел 9. Внеклассная работа по истории
32. Внеклассная работа по истории.    
33. Кабинет истории в школе.    
34. Учитель истории. Педагоги – новаторы.  
Раздел 10. Методика обучения обществоведению в школе
35. Обществоведение в школе: прошлое, настоящее и будущее курса.
36. Цели и содержание обществоведческого образования в общеобразовательной школе  
37. Учебная и внеклассная Работа по обществознанию  
  Итого за семестр
  4 МОДУЛЬ            
Раздел 11. Методика преподавания права в школе
38. Формирование научных школ правового обучения и воспитания школьников в истории России. Истоки юридического образования в России.    
39. Система правового образования школьников в современной России. Основные концепции правового обучения и воспитания российских школьников.    
40. Содержание и структура школьного юридического образования УМК для изучения правовых дисциплин в общеобразовательной школе.    
41. Организация учебного процесса на уроках права. Планирование и проведение уроков права.    
42. Методы, приемы и средства правового обучения    
43. Традиционные и инновационные методы правового обучения и воспитания    
44. Контакты с правоохранительными органами в процессе обучения праву: экскурсии и приглашения.    
45. Игровые формы уроков по праву в общеобразовательной школе    
46. Проверка результатов обучения праву в общеобразовательной школе    
47. Развивающий потенциал уроков правовых знаний    
48. Итоговая аттестация по праву в общеобразовательной школе    
49. Межпредметные связи как условия повышения эффективности преподавания права в школе. Интегративные возможности правовых курсов    
  Итого за семестр  
  Итого по дисциплине

Содержание лекционного курса.

Раздел 1. Методика преподавания истории как педагогическая наука. Основные этапы ее становления и развития.

Тема 1. Методика преподавания истории как одна из педагогических научных дисциплин.

Методика преподавания истории как педагогическая научная дисциплина: определение, специфика курса. Предмет изучения методики. Цель и задачи учебной дисциплины. Место методики обучения истории в системе психолого-педагогических наук. Связь методики с другими науками (историей, психологией, педагогикой и др.) История как наука и как школьный предмет. Задачи методики обучения истории и основные проблемы на современном этапе. Современные методы исследования процесса обучения истории. Содержание вузовского курса. Основные категории: обучение, содержание, методы, классификация и др.

Раздел 2. Основные факторы процесса обучения истории в школе.

Тема 3. Государственная политика в области исторического образования: этапы и тенденции.

Необходимость реформирования советской системы исторического образования. Этапы реформирования школьного исторического образования. Современная структура исторического образования в средней общеобразовательной школе. Линейный и концентричный принципы построения школьных курсов истории. Основные документы Закон «Об образовании», «Базисный учебный план», «Государственный стандарт». Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

Наши рекомендации