Теория социального контракта р. дворкина

План ответа:

1.Становление будущего философа.

2.Основные идеи Дворкина Р.

3. Заключение.

Рональд Дворкин, известный американский философ права, представитель современной американской и британской либеральной мысли, родился в 1931 году во время разгара “Великой депрессии”. Формирование и становление его характера проходило в борьбе с этим кризисом, причинами и последствиями. Последствия депрессии были разрушительны именно вследствие колоссального неравенства между богатыми и бедными; отсутствия систематического регулирования экономики со стороны государства; отсутствия системы социального страхования. Путем устранения этих факторов правительство Рузвельта стремилось решить проблемы, стоящие перед экономикой страны. В основу своей теории Дворкин взял социальную справедливость, или, точнее, равную заботу правительства обо всех гражданах.

Вторым событием стало разделение после Второй мировой войны сфер влияния между двумя сверхдержавами: США и СССР. Если СССР, провозглашая всеобщую свободу, ставил во главу угла равенство, то США провозглашали равенство, ставя во главу угла свободу. Дворкин же выступил с обоснованием возможности существования системы, где одновременно будут равенство и свобода. Больше всего повлияло на его творчество движение в защиту гражданских прав в США, которое и послужило причиной кризиса. Это было время как величайшего триумфа, так и глубочайшего кризиса для права и дисциплин. Верховный суд США пересматривал свои же решения: то, что было неизменным, претерпевало изменения, а незыблемое ставилось под сомнение.

Философская позиция Дворкина определяется его критическим отношением как к позитивистским, так и утилитаристским концепциям права. Суть его антипозитивизма в том, что закон не сводится исключительно к системе правил, а имеет более глубокие основания. Правильное судебное или правовое решение не может быть «вычитано» из закона или правила, а требует обоснования путем обсуждения принципов, воплощенных в законе. Требования справедливости и честности, изложенные в принципах, всегда должны отвергать соображения политики, связанные с достижением коллективных целей.

В политической философии Рональда Дворкина рассматриваются две концепции равенства политического философа, определяется понимание концепций «равенство благосостояния» и «равенство ресурсов».

Классы концепций «равенства благосостояния»:

1) теория благосостояния, основанная на успехе (оценка благосостояния человека в зависимости от достижения общих предпочтений, целей и планов);

2) теория благосостояния, основанная на личных суждениях (оценка в терминах субъективного «удовольствия»);

3) теория благосостояния, основанная на объективных суждениях (оценка благосостояния одного индивида в зависимости от оценок других).

Понятие ресурс – это абстрактное понятие того, что может находиться во владении человека.

«Равенство ресурсов» - есть система, обеспечивающая отношение ко всем людям, как к равным, когда каждому представлено равное количество долей ресурсов. Определение подобных долей возможно в издержках, которые приносит отсутствие данных ресурсов остальным. Ресурсы при этом должны учитывать нормы свободы, то есть у каждого человека должны быть определенные права обладания ими.

Концепция «равенство ресурсов» представляет собой сочетание подходов либерального и социалистического толка к распределению равных долей всего, что могут получить в собственность люди. Инструментом распределения является гипотетический аукцион (рынок), где выставляются все ресурсы общества, а каждый участник, имеющий равную с другими покупательную способность (100 ракушек), которые он или она может потратить по своему усмотрению. Цель аукциона заключается в прохождении всеми участниками «теста на зависть», т.е. когда все получают равную заботу и уважение, довольны результатом и не завидуют доле другого участника.

Но для того, чтобы «сгладить» различия между людьми необходимо, чтобы каждый человек определил для себя минимальную сумму, которую он будет платить, чтобы застраховать себя от возможной в будущем инвалидности или иных недостатков, являющихся следствием случайного распределения природных данных при рождении. Эта сумма затем будет изыматься в качестве налога, и человеку будет представлена эквивалентная страховка. Однако при этом каждому придется оплатить расходы, связанные с его выбором.

Таким образом, Дворкин ставит под сомнение утилитаристскую этику, основанную на концепции «общего блага». Выбор является плюралистическим, однако в центре его находится принцип «равной заботы и уважения», под которой понимается политика государства, нацеленная на предоставление каждому человеку равной доли ресурсов, определяемую через цену издержек, которые несут другие люди, вследствие того, что они не обладают данными ресурсами. Таким образом, это право и понимание «свободы в равенстве» являются определяющим центром либерализма, позволяющим равенству обратиться к человеку.

В теории равенства ресурсов рынок понимается более в «позитивном» смысле. Он является лучшим инструментом подтверждения требования, что каждому члену общества может быть дана только равная доля общественных ресурсов, которая может быть измерена издержками упущенных возможностей использования таких ресурсов со стороны остальных членов общества.

Как и категория «равенство», «свобода» по мнению Дворкина, может пониматься в двух различных смыслах: в первом, «негативном» смысле - как отсутствие ограничений, во - втором, «позитивном» значении - как свобода деятельности. Для Дворкина свобода рассматривается, как свобода деятельности, т.е. набор определенных прав, с помощью которых человек имеет право на осуществление политических действий.

Концепция Рональда Дворкина довольно сложна для усвоения и для простого человека выглядит надуманной и далекой от реальной жизни. При очень привлекательной цели – построить модель равного отношения государства к своим гражданам – она ставит задачей построения институтов аукциона и страхования, которая выглядит несколько утопично.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дворкин Р. «О правах всерьез». Москва, 2004

2. Канарш Г. Ю. «Социальная справедливость: философские концепции и ситуация в России». МГУ, 2011

3. Канарш Г. Ю. Статья «Концепция «справедливого общества» в гуманитарных науках».

4. Чурносов И. М. Диссертация «Правовая концепция Рональда Дворкина». Москва, 2014.

Интернет-источники:

1. Wikipedia – свободная энциклопедия.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Общественный_договор

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дворкин,_Рональд

https://ru.wikipedia.org/wiki/Либерализм

Наши рекомендации