Технологий налоговых органов
Информационное обеспечение АИС «Налог» представляет собой информационную модель налоговых органов. Задачи информационного обеспечения системы налоговых органов зависят от основных функций, выполняемых ее структурами, которые были рассмотрены ранее. Информационное обеспечение должно обеспечивать пользователей АИС информацией, необходимой для выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Система должна иметь возможность распределенного хранения и обработки информации, накопления информации в банках данных в местах использования, предоставления пользователям автоматизированного, санкционированного доступа к информации, одноразового ее ввода и многократного, многоцелевого использования. Должна быть обеспечена информационная взаимосвязь как между задачами, решаемыми каждой функциональной подсистемой, так и с внешними уровнями. Внешними по отношению к АИС «Налог» являются не только организации и физические лица, но и финансовые органы, банки, таможенные органы и т.д. Информационное обеспечение автоматизированной системы налогообложения, как и любой другой системы организационного типа, состоит из внемашинного и внутримашинного. Внемашинное обеспечение — это совокупность системы показателей, системы классификации и кодирования информации, системы документации и документооборота информационных потоков. Внутримашинное обеспечение — это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию и назначению, специальным образом организованных массивов, баз данных и их информационных связей. Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей, которые собираются, преобразуются и выдаются АИС для целей обеспечения деятельности налоговых органов. Показатели характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д. Показатели содержатся в документах. Документы являются наиболее распространенным носителем исходной и результатной информации. В системе налогообложения функционирует унифицированная система документации, которая отвечает определенным требованиям к форме, содержанию, порядку заполнения документов. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К таким документам можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная с бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, составляемой налоговыми органами. Информационные потоки представляют собой направленное стабильное движение документов от источников их возникновения к получателям. Информационные потоки дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объемные характеристики, отражается динамичность информационных процессов и их взаимодействие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы. Документы и содержащуюся в них информацию можно подразделить на следующие группы:
1) по месту составления:
• входные (поступающие в инспекции);
• выходные (исходящие из инспекции);
2) по срокам представления:
• регламентированные — документы, для которых определен срок исполнения и представления;
• нерегламентированные — документы, исполняемые по запросам.
К документам, выдаваемым по регламенту, можно отнести, например, отчеты «О поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджеты РФ», «О результатах контрольной работы налоговых инспекций», «Структура поступлений основных видов налогов», «Недоимка по платежам в бюджет» и другие статистические отчеты, составляемые в налоговых органах;
3) по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции:
• правовые и нормативно-справочные документы (законы, указы, постановления органов государственной власти и управления) и организационно-методические документы (приказы, директивы, инструкции, методики и т.д.);
• документы исчисления и учета поступления налогов, сборов и других платежей (лицевые счета плательщиков налогов, банковские документы, налоговые расчеты, декларации);
• документы по контрольной работе инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы, акты проверок предприятий и организаций, журналы учета контрольной работы);
• другие виды документов.
Группирование документов по функциональным направлениям в соответствии с особенностями и назначением содержащейся в них информации определяет основные потоки информации в структуре управления функционированием налоговых органов.
Развитие автоматизированных систем не только в налоговой системе, но и в других системах, предусматривающих обмен информацией, предполагает широкое использование унифицированной документации. Среди документов, поступающих в налоговые органы, много унифицированных форм, и прежде всего это формы бухгалтерской отчетности организаций. Однако в налоговых органах, как и в любом другом ведомстве, используется множество внутренних форм документации, которые можно отнести к отраслевым формам, например формы отчетности, которые используются в работе Федеральной налоговой службы.
Важной составляющей внемашинного информационного обеспечения является система классификации и кодирования. Постановлением Правительства РФ утверждено «Положение о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» от 10 ноября 2003 г. № 667.
Положение устанавливает порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов, в том числе в области налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов.
Общероссийские классификаторы разрабатываются по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемой при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией.
Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем:
• прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;
• включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.
Применение общероссийских классификаторов необходимо для обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей. В условиях функционирования АИС методы, способы кодирования, рациональная классификация номенклатур должны служить полному удовлетворению запросов пользователей, сокращению временных и трудовых затрат на заполнение документов и эффективному использованию вычислительной техники, так как позволяют снизить объем и время на поиск информации, необходимой для решения задач, облегчить обработку информации» АИС «Налог» должна использовать единую систему классификации и кодирования информации, которая строится на основе применения общероссийских классификаторов.
Кроме того, применяются ведомственные и системные классификаторы, например классификаторы:
• доходов и расходов бюджетов в РФ (КДРБ);
• банковских идентификационных кодов (БИК);
• налогов и платежей (КНП);
• объектов налогообложения (КОН);
• штрафных санкций (КШС);
• идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) и т.д.
Используемые в налоговых органах классификаторы разрабатываются по общим правилам и с учетом требований, предъявляемых к построению кодов.
Внутримашинное информационное обеспечение формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей пользователей системы налогообложения. Оно включает все виды специально организованной информации для восприятия, передачи и обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде массивов, баз данных, банков данных. По содержанию внутримашинное информационное обеспечение должно адекватно отражать реальную деятельность налоговых органов. Массивы так же, как и содержащиеся в них данные, по степени устойчивости можно разделить на переменные и постоянные. Переменными считаются те, которые содержат информацию, объем изменений в которой в течение года превышает 20% . общего объема в год. Массивы содержащие остальную информацию, считаются постоянными (условно-постоянными). В переменных массивах содержится следующая информация:
• данные оперативного контроля, обеспечения полноты и своевременности поступления налогов, сборов, других платежей и
отчетности;
• результаты анализа и прогнозирования базы налогообложения и поступления налогов, сборов и других платежей;
• итоги контрольной работы налоговых органов;
• материалы правовой практики налоговых органов и т.д.
В постоянных массивах содержатся:
• тексты законов, постановлений и указов Президента и Правительства РФ, постановлений местных органов власти, других правовых актов;
• тексты приказов, распоряжений и планов Федеральной налоговой службы;
• тексты организационно-методических документов;
• классификаторы, справочники и словари, используемые в АИС«Налог»;
• данные Государственного реестра предприятий и учетные данные налогоплательщиков;
• нормативно-справочная информация финансового, материально-технического обеспечения, учета и движения кадров.
Основной формой организации данных для их накопления, обработки и хранения должны быть базы данных (БД). Базы данных состоят из массивов. Структурирование данных в информационные массивы БД должно осуществляться согласно следующим требованиям:
• объединения в единую БД данных, характеризующихся общим физическим смыслом и реализующих информационную технологию одного или нескольких взаимосвязанных процессов деятельности налоговых органов;
• полноты и достаточности обеспечения информацией должностных лиц налоговых органов в пределах номенклатуры данных, содержащихся во входных документах;
• организации данных в информационные структуры и управления ими путем использования систем управления базами данных (СУБД) и обеспечения информационной совместимости между различными базами данных;
• организации данных в БД с учетом существующих информационных потоков между объектами АИС «Налог» и внутри налоговых органов;
• обеспечения информационной совместимости с данными, поступающими с внешних уровней, с которыми взаимодействует данная система;
• выполнение принципа системности и однократного ввода —данные, используемые несколькими задачами, должны быть структурированы в общесистемные структуры и поддерживаться средствами программного обеспечения.
Функциональный и информационный состав БД зависит от специфики каждого рабочего места и квалификации специалиста. К профессиональным БД в налоговых органах относятся базы данных:
• исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в разрезе разделов и параграфов бюджетной классификации, бюджетов, территорий, временных периодов по регламентированным отчетным формам;
• оперативных данных по налоговым поступлениям;
• писем, прецедентов, ответов, предложений по налоговому законодательству;
• производных и интегрированных данных на основе отчетных форм;
• документов внутреннего пользования различного назначения и т.д.
Работа таких баз данных обеспечивается специальным программным обеспечением. Значительное место в информационном обеспечении АИС «Налог» занимают информационно-справочные системы. Для их функционирования создают базы данных:
• по законодательным и нормативным актам по налогообложению;
• инструктивных и методических материалов;
• по общеправовым вопросам.
Особенностью этих баз данных является то, что они активно используются всеми подразделениями налоговой инспекции.
Базы данных функциональных подсистем содержат следующие сведения:
• подсистема «Регистрация предприятий» — наименование налогоплательщика, идентификационный номер, местонахождение, дата государственной регистрации, форма собственности, организационно-правовая форма, данные об учредителях и уставном капитале и др.;
• подсистема «Камеральная проверка» — результаты анализа бухгалтерской и налоговой отчетности организаций, сведения о выявленных в процессе камеральных проверок нарушениях налогового законодательства, информация об учетной политике организации-налогоплательщика и др.;
• подсистема «Ведение лицевых карточек предприятий» — данные о недоимках по налогам, об излишне перечисленных средствах, об отсрочках и рассрочках платежей в бюджет и др.;
• подсистема «Документальная проверка» — номер и дата акта документальной проверки, сроки проведения проверки, период, за который проводилась проверка, характер выявленных нарушений, суммы доначисленных (уменьшенных) налогов и санкций за нарушение налогового законодательства и начисленных пенях и др.
Основу новой информационной технологии составляют распределенная компьютерная техника, «дружественное» программное обеспечение и развитые коммуникации. Принципиальное отличие новой информационной технологии состоит не только в автоматизации процессов изменения формы и местоположения информации, но и в изменении ее содержания. В связи с этим можно говорить о двух подходах внедрения новой технологии в налоговую структуру. В первом случае информационная технология приспосабливается к существующей организационной структуре и происходит лишь модернизация сложившихся методов работы. Коммуникации развиты слабо, и комплекс технологических операций охватывает только локальные рабочие места. Этот подход сводит к минимуму степень риска от внедрения, так как затраты минимизированы и организационная структура не меняется. Происходит слияние функций сбора и обработки информации с функцией принятия решений. Во втором случае организационная структура изменяется таким образом, чтобы информационная технология дала наибольший эффект. Характерной чертой этого подхода является максимальное развитие коммуникаций и разработка новых организационных взаимосвязей, которые до этого были экономически нецелесообразны. Кроме того, появляется возможность расширения системы в соответствии с потребностями организации и имеющимися ресурсами. Рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей информации и достигается эффективность работы каждого управленческого уровня. Для обоих подходов характерно изменение в использовании технических средств, связанное с совмещением техники с рабочим местом пользователя; тем самым ликвидируется разрыв между информационной и организационной структурой.
Персональные компьютеры, являющиеся основой новой информационной технологии, позволяют интегрировать информационные процессы в различных организациях. За счет универсальности используемых технических средств обеспечивается технологическая, методологическая и организационная интеграция информационных систем в виде сети автоматизированных рабочих мест (АРМ).
АРМ в налоговой системе — это комплекс технологических модулей", объединенных между собой, обеспеченный программными средствами и способный реализовать законченную информационную технологию. В технический комплекс входят следующие модули: процессор, дисплей, принтер, клавиатура, манипулятор «мышь», плоттер, сканер, стример, оборудование для дистанционной передачи данных. Программными элементами АРМ являются операционные системы, системы управления базами данных, пакеты прикладных программ, оригинальные программы, графические и текстовые редакторы, табличные процессоры и т.д. Таким образом, речь идет о комплексе технического и программного обеспечения — инструменте любого пользователя для автоматизации работы с информацией, решения профессиональных задач.
Понятие АРМ многие часто связывают только с комплексом технических и программных средств, обеспечивающих решение определенных функциональных задач конечного пользователя. Однако на практике понятие АРМ должно охватывать проблемы от создания
систем распределенной обработки данных (с определением информационных уровней) до решения эргономических вопросов (расположение и состав технических средств, удобство пользования ими и др.)- АРМ сближает пользователя с возможностями современной информатики и создает условия для работы без посредника — профессионального программиста. При этом обеспечивается автономная работа и возможность связи с другими пользователями в пределах организации и с учетом ее особенностей. Для автоматизации каждой категории работ персональные компьютеры оснащены различного рода программными пакетами, обеспечивающими необходимый технологический уровень работы АРМ.
Обязательным условием эффективного использования АРМ является наличие в нем сервисной системы поддержки работы пользователя, которая включает в себя программы обучения работе на клавиатуре, правила защиты информации и обращения с носителями, технологические инструкции с примерами проведения конкретных видов работ. Система реагирует на вопросы пользователя, как расширить возможности АРМ, куда обратиться по обслуживанию системы, т.е. выступает в роли оперативного консультанта.
Функциональная структура АИС «Налог» предполагает организацию в налоговых инспекциях автоматизированных рабочих мест по обработке документов юридических лиц и обработке документов физических лиц. Состав автоматизированных рабочих мест для обработки документов юридических лиц аналогичен составу функциональной части АИС «Налог» и включает следующие АРМ: регистрации предприятий, камеральной проверки, ведения лицевых карточек предприятий и т.д. В зависимости от объемов информации и распределения функций между подразделениями налоговых органов АРМ могут быть объединены в (одну и более) локальную вычислительную сеть или многопользовательскую систему. При этом обеспечивается сопряжение различных уровней налоговых органов между собой, а также с автоматизированными системами органов власти и управления, правоохранительных и финансово-кредитных органов. Обмен информацией осуществляется путем передачи ее по каналам связи или пересылкой магнитных носителей. Состав и структура функциональных АРМ могут отличаться в зависимости от особенностей налогового органа.
Особое место в реализации технологии решения задач в налоговых органах занимают вопросы информационного взаимодействия с автоматизированными системами других государственных структур, и прежде всего с органами Министерства внутренних дел, Министерства финансов, Федеральной таможенной службы, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Федеральной службы по финансовому мониторингу и т.д. Информационное взаимодействие этих органов является общегосударственной задачей и направлено на обеспечение исполнения налогового законодательства, исполнения доходной части бюджета, предупреждение налоговых преступлений и т.д.
Например, постановлением Правительства РФ «О федеральном банке данных о нарушениях налогового законодательства Российской Федерации» (в ред. постановления Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 51) от 10 февраля 1998 г. № 169 определено, что для своевременного выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений органам Министерства внутренних дел Российской Федерации поручено формирование и ведение федерального банка данных о нарушениях налогового законодательства Российской Федерации, содержащего сведения о фактах уклонения от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах. Этот банк данных является федеральным информационным ресурсом и формируется на основании актов проверок соблюдения налогового законодательства Российской Федерации и решений, принятых по результатам проверок, проводимых органами внутренних дел и налоговыми органами как независимо друг от друга, так и совместно. Создание и ведение банка данных исключает параллельное ведение данных о налогоплательщиках, нарушающих налоговое законодательство.
В банке данных о нарушениях налогового законодательства содержится следующая информация о проведенных проверках налогоплательщиков, их результатах:
• идентификационные реквизиты налогоплательщика;
• вид проверки;
• органы и лица, проводившие проверку;
• состав налоговых нарушений;
• сведения о доначисленных налогах, финансовых санкциях;
• сведения о нарушениях, повлекших административную или уголовную ответственность.
Такого рода информация имеет большое значение для анализа эффективности проведения налоговых проверок и пресечения налоговых преступлений.
Взаимодействие налоговых органов и органов государственной статистики осуществляется в рамках Соглашения между Государственной налоговой службой Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике об обмене информацией с целью осуществления мониторинга деятельности по субъектам малого предпринимательства, подписанного в 1998 г. Технология обмена информацией в соответствии с Соглашением построена следующим образом. Каждая инспекция налоговой службы по району (городу, району в городе) формирует и передает в вышестоящий орган субъекту Российской Федерации текстовый файл, содержащий следующую информацию:
• общее количество предпринимателей, состоящих на учете по месту жительства и подавших декларацию о доходах за предыдущий год;
• наименование вида деятельности (для каждого вида деятельности, имеющегося в информационных ресурсах по учету налогоплательщиков или в соответствующем справочнике государственной налоговой инспекции);
• количество предпринимателей, состоящих на учете по месту жительства, подавших декларацию о доходах за предыдущий год и заявивших об осуществлении указанного вида деятельности.
Налоговый орган по субъекту Российской Федерации передает поступившие файлы в соответствующий территориальный орган статистики.
Территориальные органы статистики присваивают на основании данных, содержащихся в файле, необходимые коды и возвращают в налоговые органы по субъектам Российской Федерации файлы, сформированные по каждой инспекции района (города, района в городе). Налоговые органы по субъектам Российской Федерации передают полученные файлы в соответствующие инспекции по районам (городам, районам в городах) для ввода информации о кодах видов деятельности в информационные ресурсы по учету налогоплательщиков.
Обмен информацией между ведомствами финансовой структуры необходим для обеспечения исполнения доходной части бюджета страны. При информационном обмене между ведомствами возможно совместное использование такой важной информации, как учетные., сведения о юридических и физических лицах, сведения о банковских счетах налогоплательщиков, данные о налоговых поступлениях от юридических и физических лиц па лицевые счета государственного бюджета и т.д.
Наиболее существенным моментом в части электронного документооборота в настоящее время является взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками.
Это взаимодействие является необходимым условием функционирования автоматизированной информационной системы в налоговой службе. Переход к сдаче отчетности в электронном виде впервые состоялся при сдаче отчетов о доходах физических лиц. Для этих целей была создана АИС «Доход». Система разработана ГНИВЦ налоговой службы и предназначена для контроля данных о доходах физических лиц и доведения их до налоговых органов по месту жительства. Опыт сдачи отчетности в электронном виде был распространен и на взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками — юридическими лицами. Наиболее существенных результатов в этом направлении добилась фирма «1С».
Бухгалтерская отчетность налогоплательщиков содержит показатели, характеризующие ее деятельность, а налоговые декларации — суммы налогов, обязательные к перечислению в бюджет. Большинство налогоплательщиков сегодня формируют свою бухгалтерскую и налоговую отчетность, используя современные автоматизированные информационные технологии. Особенно это касается юридических лиц. По данным компании «Гарант», более 60% пользователей используют в своих бухгалтериях программные продукты фирмы «1С».
Программные продукты этой фирмы позволяют на основании данных бухгалтерского учета автоматически формировать бухгалтерскую и налоговую отчетность, которая может представляться в налоговые органы в электронном виде на магнитных носителях либо по телефонным каналам связи. Для этого разработаны и утверждены налоговыми органами форматы передачи данных бухгалтерской и налоговой отчетности организаций, которые используются разработчиками. В рамках системы формирования и сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по каналам связи ООО «Такском» разработало программный комплекс «Спринтер».
Функциями программного комплекса «Спринтер» являются:
1) выгрузка из баз данных бухгалтерских программ семейства «1С: Предприятие» или ввод вручную регламентированных форм бухгалтерской и налоговой отчетности. Набор регламентированных отчетов ежеквартально обновляется. Формы бухгалтерской отчётности могут быть распечатаны на принтере или выгружены в стандартном формате для сдачи их в налоговые органы по каналам связи или на машинных носителях;
2) защита информации в файлах с данными отчетности с использованием сертифицированных криптографических средств. Файлы с данными бухгалтерской и налоговой отчётности подписываются электронной цифровой подписью и закрываются путём шифрования криптографическими средствами;
3) выходной контроль данных отчетности перед отправкой в налоговые органы;
4) доставка в налоговые органы файлов с данными бухгалтерской и налоговой отчетности с использованием средств электронной почты;
5) автоматизированное выполнение функций специального регламента электронного документооборота, гарантирующего корректное разрешение конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности по каналам связи;
6) формирование запроса и получение из налоговой инспекции информационной выписки о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетами различных уровней;
7) получение по электронной почте документов, содержащих информацию с доски объявлений инспекции налоговой службы.
Комплекс обеспечивает автоматизированное формирование документов бухгалтерской и налоговой отчетности и доставку их в налоговые органы с использованием защищенной системы электронной почты. Система формирования и сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи (ЭОКС) представляет собой совокупность программно-аппаратных средств, принадлежащих налогоплательщикам, налоговым органам и оператору системы (или его коммерческим представителям), а также совокупность документов, регламентирующих взаимоотношения участников.
Внедрение ЭОКС обеспечивает:
• общее сокращение затрат времени на подготовку и сдачу отчетности налогоплательщиков;
• оперативное обновление форм отчетности, передаваемых по каналам связи;
• сокращение количества ошибок при подготовке отчетности за счет применения программных средств, которые обеспечивают проверку и контроль выходных документов;
• удобный доступ к информации об изменении бюджетных счетов, к инструктивным письмам и другим материалам, предоставляемым налоговыми органами налогоплательщикам;
• предоставление налогоплательщику по его запросу информационных выписок о состоянии его расчетов с бюджетами всех уровней, выдаваемых налоговыми органами.
ЭОКС применяет специальную технологию электронного документооборота, которая должна обеспечить:
• защиту содержания электронных документов, циркулирующих в системе, от несанкционированного просмотра третьими лицами;
• однозначную идентификацию абонентов системы;
• защиту электронных документов от несанкционированных изменений;
• корректное разрешение возникающих конфликтных ситуации.
Первые три условия обеспечиваются средствами криптографической защиты информации, а последнее — путем установления специального порядка (регламента) обмена электронными документами между налогоплательщиком и налоговыми органами. Порядок позволяет зафиксировать в качестве даты отчетности тот момент, когда сообщение с файлом отчетности получено на сервере электронной почты оператора системы для отправки в адрес налоговых органов. При этом налогоплательщику доставляются электронные документы, подтверждающие:
1) идентичность файла отчетности, который будет обрабатываться в налоговых органах, файлу, отправленному налогоплательщиком по электронной почте;
2) соответствие файла отчетности «Формату представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде»;
3) указанную дату отправки отчетности.
Описанная процедура позволяет однозначно установить, кто из участников переписки несет ответственность за возникновение каждой из возможных конфликтных ситуаций.
Порядок электронного документооборота со стороны налогоплательщика выглядит следующим образом. Налогоплательщик после подготовки документа, который подлежит передаче и имеет юридическую силу, подписывает его электронной цифровой подписью (ЭЦП) с использованием своего закрытого ключа. Затем закрывает содержание документа с использованием открытого ключа той налоговой инспекции, в которой он состоит на учете, и отправляет его в адрес инспекции. В течение суток налогоплательщик получает три ответных сообщения. Первое сообщение представляет собой подтверждение оператора, фиксирующее дату и время отправки файла отчетности. Второе сообщение представляет собой файл отчетности, сданный налогоплательщиком, но подписанный двумя электронными цифровыми подписями — ЭЦП налогоплательщика и ЭЦП налоговой инспекции. Своей подписью инспекция подтверждает не только факт получения электронного документа, но и то, что именно этот электронный документ будет использован в инспекции для дальнейшей обработки. Третье сообщение представляет собой протокол проведенного налоговой инспекцией входного контроля файла отчетности, отправленного налогоплательщиком, на соответствие формату представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде. Если в протоколе сказано, что файл отчетности содержит ошибки и он не прошел входной контроль, то налогоплательщик должен устранить указанные в протоколе ошибки и повторить процедуру сдачи отчетности.
В состав комплекса «Спринтер» входят:
• программный модуль выгрузки «1С: Налогоплательщик», предназначенный для выгрузки документов бухгалтерской и налоговой отчетности из баз данных бухгалтерских программ семейства «1С: Предприятие» или ввода этих документов вручную;
• клиентская программа электронной почты «DiPost», обеспечивающая обмен подписанными ЭЦП и зашифрованными сообщениями между рабочими местами и серверами электронной почты;
• модуль контроля и визуализации «Box Changer», который обеспечивает выходной контроль файлов отчетности и возможность их просмотра налогоплательщиками;
• программа «Референт», которая предоставляет налогоплательщику информацию об отправленных файлах отчетности, а также о полученных подтверждениях оператора и протоколах входного контроля;
• программа «Запросы», обеспечивающая налогоплательщику возможность получения по своему запросу информационных выписок о состоянии расчетов с бюджетами различных уровней.
Программа «1С: Налогоплательщик» представляет собой одну из программ семейства «1С: Предприятие» и поставляется в специализированной конфигурации, предназначенной для автоматизации передачи сведений как в бумажном, так и в электронном виде в инспекции Федеральной налоговой службы, отделения Пенсионного фонда России, другие внебюджетные социальные фонды, органы статистики. Программа разработана на основании соглашения о сотрудничестве фирмы «1С» и Федеральной налоговой службы России в области информатизации при методологической поддержке специалистов ГНИВЦ налоговых органов.
Программа решает следующие задачи:
• формирование файла сведений о доходах физических лиц, предназначенного для передачи в инспекции налоговой службы;
• подготовку и формирование форм налоговой, бухгалтерской и статистической отчетности организаций;
• формирование анкетных данных застрахованных лиц и индивидуальных сведений застрахованных лиц для передачи в отделения ПФР;
• ведение налоговых карточек физических лиц, получающих доходы на предприятии;
• ведение списка документов «Справка о доходах физического лица»;
• формирование «Справки о доходах физического лица» для выдачи на руки физическим лицам.
Программа «1С: Налогоплательщик» поставляется в двух вариантах: однопользовательская версия и сетевая версия. Программа представляет собой одну из программ системы «1С: Предприятие», которая является универсальной системой автоматизации деятельности предприятия и может быть настроена на различные схемы учета и расчетов.
Клиентская программа электронной почты DiPost является программным обеспечением рабочих мест пользователей центров информационно-коммуникационных услуг ДИОНИС. Она позволяет пользователю готовить и хранить почтовую корреспонденцию, проводить сеансы двухстороннего обмена информацией с центрами по различным типам каналов связи. При подсоединении абонента к центру обмен информацией выполняется автоматически: все данные, подготовленные абонентом к отправке, пересылаются в центр, а данные, пришедшие в адрес абонента с момента его последнего сеанса работы с центром, пересылаются на ПК пользователя. По окончании сеанса обмена данными пользователь может заниматься обработкой полученной информации.
DiPost позволяет подсоединиться к центру по телефонным каналам через модем, по каналам локальной сети, по коммутируемой сети.
Словарь терминов
Адвалорная налоговая ставка — налоговая ставка, установленная в процентах к стоимости.
Азартные игры — это договор, по которому одна из сторон в результате проигрыша обязуется передать выигравшей стороне определенную сумму денег или вещей.
Акватория — водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами.