ФОРМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ традиционная и Решетникова
Традиционная:
Комплектование – это теоретическая и практическая деятельность музея, направленная на выявление, сбор и научную организацию музейных предметов, в результате которой возникает музейное собрание.
Цель комплектования – документирование исторической действительности, а также явлений и процессов природы.
Задачи:
1) Выявление памятников культуры, объектов природы, отражающих исторические события или природные явления.
2) Приобретение этих предметов в собрании и формирование его в историческую базу для музейной деятельности и профильных наук.
3) Научная организация музейного собрания
4) Сохранение, создание условий для использования этих предметов
Комплектование одна из главных видов деятельности музея. Тематика комплектования не имеет устойчивой темы, меняется в зависимости от концепции, настроений в обществе, от изменений направления профильных дисциплин.
Направление комплектования:
· Систематическое: пополнение собрания однотипными предметами.
· Тематическое: разные типы источников предметов, но одна тема.
Комплексное комплектование – это системное + тематическое.
Предметы в собрании должны быть подлинные (редко копией).
Отбор предметов имеет свои критерии:
1) Информативность (предмет отражает явление или процесс);
2) Аттрактивность (внешний вид привлекает к себе);
3) Экспрессивность (вызывает чувства);
4) Коммуникативность(предмет должен транслировать ту информацию, которая в нём заключена).
Формы комплектования:
· Дарение;
· Закупка(выделяемые деньги/спонсорские);
· Обмен(редко);
· Целевые заказы на выполнение организационных работ копий, макетов;
· Комплектование на выставках(обычно на художественных);
· Комплектование «по горячим следам»;
· Научная командировка;
· Экспедиция.
Комплектование по Решетникову:
Критерии предмета:
1) Комплексность источников (отражение в предметах всего комплекса темы);
Нужно учитывать все источники!
2) Неделимость фонда (комплекс предметов находится в одном музее);
3) Изучение среды бытования предметов (собрание информации во время его комплектования, история бытования, легенда от собственника; эти данные украшают информативность предмета, что позволяет предмету быть коммуникативным с посетителями);
Атрибуция: название (или несколько), датировка, материал и техника. Информацию фиксируем, потом проверяем.
4) Краеведческий принцип (ценность играет большую роль в определении предмета в музей);
5) Мемориальность (прибл. информативность. Предмет уникальный. Ценность предмета, большое информационное поле);
6) Достоверность (подлинность предмета, его информационная достоверность).
Структура концепции научного комплектования как составляющая часть научной концепции музея:
1) Определение состава памятников, тематики коллекций с учётом профильности музея и направленности его деятельности.
2) Определение направлений изучения среды бытования.
3) Изучение источниковой базы.
4) Определение целей, направлений, форм комплектования, обеспечение необходимой учётной документацией, совершенствование и разработка новых методов комплектования.
5) Обеспечение подготовки кадров, которые могли бы профессионально осуществлять научное комплектование.
6) Обеспечение материально-технической и финансовой базы.
7) Заключение договоров на хозяйственные работы и научные исследования.
8) Создание научно-справочного аппарата, необходимой информационной системы с базой данных об объектах комплектования.
9) Определение принципов и критериев отбора памятников из среды бытования в музейный фонд.
10) Разработка планирования (перспективного и текущего).
11) Разработка классификационной схемы систематического каталога музея.
12) Координация деятельности по комплектованию с музеями, архивами, научными учреждениями и общественными организациями.
13) Привлечение к научному комплектованию краеведов и создание сети общественных корреспондентов.
Научное комплектование определяет направления, пути, формы и методы комплектования. Они могут быть самыми разнообразными и в различном взаимном сочетании. От того, какая выработана концепция комплектования, зависит состав музейного собрания и полнота его коллекций. А это, в свою очередь, определяет формы деятельности музея. формированию музейного собрания и выработке форм деятельности музея предшествует разработка научной концепции комплектования.
11. Цель и задачи комплектования музейных предметов.
Комплектование – это теоретическая и практическая деятельность музея, направленная на выявление, сбор и научную организацию музейных предметов, в результате которой возникает музейное собрание.
Цель комплектования – документирование исторической действительности, а также явлений и процессов природы.
Задачи:
1. Выявление памятников культуры, объектов природы, отражающих исторические события или природные явления.
2. Приобретение этих предметов в собрании и формирование его в историческую базу для музейной деятельности и профильных наук.
3. Научная организация музейного собрания.
4. Сохранение, создание условий для использования этих предметов.
12. Правила и направления комплектования музейных предметов.
Комплектование музейных фондов – целенаправленный, планомерный, опирающийся на методологические принципы профильных дисциплин и музееведения процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания. Отобранные и извлеченные из среды бытования объекты реальной действительности превращаются в музейные предметы, то есть в источники информации, поэтому комплектование фондов можно рассматривать как способ осуществления музеем своей социальной функции документирования процессов и явлений, происходящих в обществе и природе.
различают три основных вида, или способа, комплектования – систематическое, тематическое, комплексное.
Систематическое - регулярно пополняет музейные коллекции однотипными музейными предметами, оно направлено на формирование и пополнение систематических коллекций.
Тематическое - заключается в выявлении и сборе разнотипных предметов музейного значения, отражающих конкретную тему. Оно позволяет документировать процессы и явления по исследуемым музеем темам, а также формировать и пополнять тематические коллекции.
Задачи систематического и тематического комплектования объединяет комплексное комплектование, которое распространено главным образом в небольших музеях.
В поисках путей наиболее оптимального решения проблем комплектования фондов музейные специалисты устанавливают временные и постоянные контакты с лицами и организациями, которые могут быть или являются обладателями предметов музейного значения.
Формы комплектования музейных фондов весьма разнообразны. Это могут быть закупки коллекций или отдельных предметов за счет специальных ассигнований, предусмотренных сметой музея; безвозмездная передача (дар) в собственность музея коллекций или предметов организациями или частными лицами; обмен дублетных и непрофильных материалов на предметы, соответствующие профилю и характеру музейного собрания; целевые заказы на выполнение оригинальных работ. В соответствии с планом комплектования музейного собрания для сбора предметов музейного значения совершаются специальные поездки, так называемые командировки по комплектованию. В целях изучения определенной темы и проведения собирательской работы музеи организуют также экспедиции – археологические, этнографические, историко-бытовые, естественно-научные. Они часто проводятся совместно с другими музеями или научными учреждениями.
Во избежание ошибок при решении вопроса о том, обладает ли предмет музейным значением и нуждается ли в нем музейное собрание, проводится коллективная экспертиза. Ее осуществляет специальный орган – фондово-закупочная комиссия, в состав которой входят специалисты разных профилей, работники экспозиционных и фондовых отделов. Она не только принимает решение о приобретении предмета музейного значения, но и относит его к основному или научно-вспомогательному фонду, а также занимается вопросами методики фондовой работы. Ее решения оформляются протоколом, который подписывается главным хранителем, утверждается директором музея и служит юридическим основанием для внесения предмета в состав музейного собрания и превращения его в музейный предмет.
В некоторых музеях существуют две раздельные комиссии – фондовая и закупочная.
Прежде чем оказаться в фондах, предметы музейного значения фиксируются в специальной документации.
Если предметы поступают от организаций и частных лиц, они предварительно принимаются на временное хранение, что фиксируется специальным актом приема, который подписывают владелец предмета и сотрудник музея. Одновременно записывается легенда предмета, которая содержит сведения о происхождении предмета, среде его бытования, способах применения, а также о самом владельце. Затем предметы подвергаются экспертизе специалистов, дающих письменное заключение.
На основании заявления владельца о передаче предметов или коллекций в дар, на закупку, обмен, а также акта приема, легенды, заключений специалистов и своих собственных наблюдений фондово-закупочная комиссия принимает решение о приеме или возврате предметов, а также об их стоимости. При приеме предметов или коллекций в дар (пожертвование) заключается договор дарения, при приеме предметов на закупку заключается договор купли-продажи, при приеме предметов в обмен заключается договор мены. Составляется акт о приеме предметов на постоянное хранение, который утверждается директором музея и скрепляется печатью. Если на хранение принимается коллекция, то к акту прилагается коллекционная опись, попредметно раскрывающая ее содержание.
13.
НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ
- документ, в котором отображаются цели и задачи комплектования, критерии комплектования.
Каждый отдел дает свою концепцию, а затем делается сводка.
может создаваться несколько лет.
Начало: обзор коллекций и предметов, их анализ.
След шаг: постановка целей и задач комплектования. Цель должна быть актуальной.
Часть концепции посвящена финансовому вопросу (из каких источников брать деньги).
Определение форм, принципов отбора комплектования.
Ответственность за комплектование по темам.
Часть концепции - планы комплектования: краткосрочные (1-2 года) и долгосрочные (5-10 лет).
След шаг: определение форм комплектования, критериев комплектования.
Прописывается, какой сотрудник отвечает за комплектование.
Заключительный этап - включение муз предмета в собрание музея.