Таможенная служба в годы войны
Контрабанда в 20 веке.
Контрабанда по Таможенному кодексу 1993 г.
Контрабандой признавалось перемещение через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием:
• наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ;
• вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, патронов к нему и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и патронов к нему);
• ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые заведомо могут быть использованы при его создании;
• стратегически важных сырьевых товаров; предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, – а равно такое перемещение иных товаров, совершенное в крупных размерах или с использованием служебного положения публичного должностного лица, либо публичным должностным лицом с использованием своего служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой.
Контрабандой признавалось также невозвращение на таможенную территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным, либо перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации путем ее прорыва, выразившегося в их открытом перемещении через таможенную границу Российской Федерации вопреки прямому запрету присутствовавшего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль.
Контрабанда наказывалась в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.
Контрабанда по Таможенному кодексу 1991 г.
В 1991 г. принят Таможенный кодекс СССР. В нем контрабанда была исключена из числа административных правонарушений.
Кодекс дает в статье 82 такое определение контрабанде: «Перемещение предметов через таможенную границу СССР помимо или с сокрытием от таможенного контроля, совершенное в крупных размерах либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, а равно такое перемещение наркотических средств, сильнодействующих ядовитых, отравляющих, радиоактивных, взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боеприпасов к нему) является контрабандой и наказывается в соответствии с уголовным законодательством».
Таможенные органы СССР являлись органами дознания по делам о контрабанде. Дознание по делам о контрабанде велось таможенными органами СССР в соответствии с законодательством Союза ССР и республик.
Контрабанда в военные и послевоенные годы
В Инструкции по ведению дел о контрабанде, утвержденной ГТУ 31.12.1942 г., лица, виновные в контрабандном ввозе наркотических средств, а также в их хранении или сбыте, привлекались к уголовной ответственности по соответствующим статьям Уголовных кодексов союзных республик с конфискацией товаров и наложением штрафов в административном порядке.
В этот период существовала и «мнимая» контрабанда, когда предметы не превышали пассажирскую норму, но скрывались от таможенного контроля и обнаруживались только в результате таможенного досмотра. Этот вид контрабанды советскими законами не предусматривается, поэтому обнаруженные в результате досмотра предметы, не превышающие нормы, пропускались.
Во второй половине 1940 – 1950-х гг. сложился механизм борьбы с таможенными правонарушениями.
Закон 1958 г. предусматривал состав контрабанды в группе иных государственных преступлений и так давал определение контрабанде: «Контрабанда, т. е. незаконное перемещение товаров или иных ценностей через государственную границу СССР, совершенная с сокрытием предметов в специальных хранилищах, либо с обманным использованием таможенных и иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо должностным лицом с использованием служебного положения, а равно контрабанда взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения…»
Таможенная служба в годы войны.
Несмотря на уничтожение врагом большого числа пограничных таможен, в целом советская таможенная система действовала. С началом войны в ряды Красной Армии, ополчение и партизаны ушло около 90% советских таможенников.
Одним из наиболее известных таможенников-партизан является генерал-майор Алексей Канидьевич Флегонтов.
В 1923-1928 гг. он работает в таможенных органах Приморья начальником Дальневосточного таможенного округа – Дальневосточного таможенного управления (Хабаровск).
После нападения фашистской Германии на СССР А.К. Флегонтов активно участвует в организации партизанского движения. В феврале 1942 г. Флегонтов назначен командиром диверсионно-истребительного кавалерийского эскадрона «Боевой» и направлен на оккупированную врагом территорию Беларуси.
С октября 1942 г. на Червенщине отряд «Боевой» преобразовывается в партизанскую бригаду «За Родину» под командованием А.К. Флегонтова. 11 марта 1943 г. в Осиповичском районе, во время прорыва партизан из окружения карателей комбриг А.К. Флегонтов, возглавлявший группу прикрытия отхода погиб. Партизанской бригаде «За Родину» приказом Белорусского штаба партизанского движения присвоено его имя. Партизаны бригады за весь период своей деятельности уничтожили около 5 тысяч офицеров и солдат противника, пустили под откос 92 железнодорожных эшелонов с живой силой и боевой техникой врага, повредили свыше 100 паровозов, более 500 вагонов, подорвали 54 железнодорожных и автомобильных мостов, уничтожили 5 танков, 155 автомашину.
Именем А.К. Флегонтова названа улицы в г. Червень Минской области и в. Заболотье Малоритского района Брестской области, в г. Червень поставлен бюст партизанскому командиру, Червенская СШ № 2 носит имя А.К. Флегонтова.
В сентябре 1941 г. на оставшихся на северо-западном, закавказском, южном и дальневосточном участках государственной границы 37-ми таможнях и таможенных постах работало 318 человек. Само ГТУ состояло из 37 сотрудников. На многих таможнях оставалось по несколько служащих. Лишь численность ключевых - Ленинградской, Московской, Архангельской, Бакинской, Владивостокской таможен была относительно велика и достигала 10 - 80 человек. Но при необходимости численность таможенных учреждений могла быть увеличена. Так, на дальневосточной границе, в условиях напряженных отношений с Японией, для осуществления надзора за деятельностью японских рыболовецких участков, проведения оперативной работы на побережье было решено организовать 36 постов со штатом 38 человек. Удалось сформировать лишь 15 со штатом 16 человек.
В итоге на 1 января 1944 г. таможенная сеть СССР состояла из 31 таможни, 56 таможенных постов, 23 сезонных таможенных постов. В это время ряды таможенников пополняли в основном демобилизованные из вооруженных сил по состоянию здоровья, в первую очередь офицеры.
Великая Отечественная война поставила перед таможенной службой СССР новые задачи.
Война с нацистской Германией и ее сателлитами – Финляндией, Румынией, Венгрией, Словакией, Италией, блокирование Балтийского и Черного морей – ликвидировали обычные направления внешней торговли СССР. Вследствие этого, советское руководство было поставлено перед необходимостью установления новых торговых морских и сухопутных путей, прежде всего на юге, через Иран. Для развития внешних связей с Великобританией использовались северные порты – Архангельск и Мурманск для сообщений с США – Владивосток. В связи с этими новыми задачами НКВТ СССР назначил своих уполномоченных и организовал конторы для приемки импортных грузов и отправки экспортных товаров в портах Архангельск, Мурманск и Владивосток. Произошли изменения и в самой структуре Наркомвнешторга. Исходя из задач, возложенных на Наркомат по снабжению Действующей Армии импортным вооружением, Импортное управление было разделено на 1-е, занимающееся импортом машин и оборудования и 2-е, занимающиеся импортом сырья и продовольствия. С этими и другими структурами тесно сотрудничало Главное таможенное управление (ГТУ).
Результаты перехода на «военные рельсы» проявились быстро. Согласно заключенному 26 мая 1942 г. между СССР и Великобританией «Договору о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе» и «О сотрудничестве и взаимной помощи после войны», страны обязывались оказывать друг другу всякого рода поддержку. Англия поставляла самолеты, танки, автомашины, снаряды, патроны, промышленное оборудование, готовые изделия и др., СССР экспортировал пиломатериалы, лен, хлопок, пушнину и др. В другом случае, согласно соглашения от 11 июня 1942 г., Советский Союз из США, получал по ленд-лизу самолеты, танки, торпедные катера, артиллерийские орудия, автомобили, мотоциклы, стратегическое сырье и др. Кроме этого, СССР стал торговать с рядом союзных и нейтральных стран, в частности с Монголией, Ираном, Китаем, Канадой, Австралией, Новой Зеландией, Индией, Швецией. Позднее с конца 1944 г. по мере освобождения стран Европы начала развиваться торговля СССР с Польшей, Болгарией, Югославией, Чехословакией, Румынией, Венгрией, Албанией и Финляндией.
Как уже отмечалось, с началом войны, на таможенные учреждения НКВТ были возложены задачи, в основном связанные с пропуском грузов, поступающих по ленд-лизу и по линии Международного Красного креста. В первый год войны таких грузов было немного, но с 1945 г. они пошли широким потоком.
Ленд-лиз. (англ. Lend-lease – давать взаймы, сдавать в аренду). По этой программе США передавали союзникам по антигитлеровской коалиции взаймы или в аренду вооружение, боеприпасы, продовольствие, стратегическое сырье. Огромные морские транспорты, окруженные усиленным конвоем, направлялись в северные и дальневосточные порты страны, а сухопутные автомобильные караваны шли в направлении Кавказа. Всего за годы войны в советские порты прибыл 41 конвой. К примеру, знаменитый конвой PQ-17, описанный в романе Валентина Пикуля, состоял из 22 американских и 8 английских судов,
Основное количество этих грузов проходило через Архангельскую, Мурманскую, Владивостокскую, Бакинскую, Джульфийскую, Гауданскую таможни и Красноводский таможенный пост.
В первый год войны грузы по ленд-лизу поступали в относительно небольшом количестве, но эти поставки с каждым годом увеличивались и к 1945 г. шли непрерывным потоком. Если в 1942-43 гг. несколькими сотнями советскими таможенниками было досмотрено 3665 морских судов, 1386 самолетов, 121 601 автомашина, 3133 паровоза и 71 391 вагон, то в 1945 г. уже 11 120 морских судов, 11 720 самолетов, 1 981 279 автомашин, 79 290 поездов.
За весь период действия программы с 11 марта 1941 г. до 21 августа 1945 г. через таможни прошло 9,6 тыс. артиллерийских орудий, 11,9 тыс. танков, 8 218 зенитных орудий, 131 600 пулеметов. СССР было получено 427 тысяч автомашин, 2 тыс паровозов и 2,6 млн. т нефтепродуктов. Нужно отметить, что ленд-лиз составил лишь 4% от производства вооружения и сырья в СССР. Кроме того, Советский Союз поставил США в виде так называемого «обратного ленд-лиза» хромовую и марганцевую руду, золото, а также много другой ценной продукции. Таможенная служба, обеспечивала бесперебойные доставки иностранной боевой техники, вооружения и материалов воюющей Красной Армии.
Важной задачей советских таможенников в годы войны оставался и таможенный контроль физических лиц. Пассажиропоток во время войны значительно уменьшился, однако на «мирных» южных и восточных границах он не прекращался. К примеру, в 1942 г. через все таможни в обе стороны прошли 205 914 чел., в 1943 г. - 93 563 чел., из которых прибыло из-за границы 51 053 пассажира, выехало за границу 42 510 чел. Кроме того, через таможенную границу проследовало в упрощенном порядке 463 338 чел. Было досмотрено 3665 судов, 1386 самолетов, 121 601 автомашин, 3133 паровозов, 71 391 вагонов, 19 631 вьючных животных, 5686 повозок , 94 дрезин.
Новые условия потребовали модернизации правовой базы таможенного контроля. 6 апреля 1943 г. вышла Инструкция НКВТ СССР „О порядке расчетов за получаемые в США капитанами советских судов предметы спецснабжения", а 18 октября 1943 г. - инструкция „О порядке оформления приобретенных в США советскими судами предметов техснабжения, продовольствия и бухгалтерских расчетов по этим приобретениям". В связи с поступлением благотворительных грузов приказами НКВТ был установлен порядок их пропуска и таможенного досмотра.
В условиях войны и недостатка кадров деятельность таможен была крайне затруднена, но одновременно и чрезвычайно необходима. Поэтому 3 ноября 1944 года была созвана коллегии НКВТ, на которой рассматривались и вопросы деятельности ГТУ. Коллегия отметила, что вопрос о таможенной работе приобретает в военных условиях особое значение. На ней работа управления была признана неудовлетворительной. Поручено подготовить предложения по кадровым вопросам, о целесообразности восстановления деятельности таможенно-тарифного комитета, об усилении таможенного контроля в портах и на границе за пропуском импортных и экспортных грузов и т.д..
С 1944 г., нагрузки на таможенников значительно возросли, но одновременно с этим с лета-осени 1944 г. начался выход советских войск на государственную границу, что повлекло за собой восстановление и создание новых таможенных учреждений. Так в июне-июле, в результате наступательной операции «Багратион», от фашистских захватчиков была освобождена вся Беларусь. На территории БССР стали восстанавливаться и создаваться новые таможни.