Федеральная таможенная служба

Федеральная таможенная служба

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская таможенная академия»

RUSSIA№CUSTOMSACADEMY

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИМЕНИ В.Б.БОБКОВА ФИЛИАЛ

Кафедра технических средств таможенного контроля
и криминалистики

ОТЧЕТ

О ПРОХОЖДЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ ПРАКТИКИ

Северо-Западном Таможенном Управлении.

(место прохождения практики)

с 08 февраля 2016 г. по 20 марта 2016 г.

Студент IVкурса А.М Бабкина

(подпись) (инициалы, фамилия)

Руководитель практики

от таможенного органа А.В Устинова

(подпись) (инициалы, фамилия)

Руководитель практики

от филиала А.Л.Поль-Мари

(подпись) (инициалы, фамилия)

Санкт-Петербург

Г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ 4

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ ВВОЗ И ВЫВОЗ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 64

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с учебным планом я, (ФИО) , в период с ___________ по ________ года, проходила преддипломную практику в Северо-Западном Таможенном Управлении.

Объектом исследования являются общественные отношения возникающие в о время перевозки ценных грузов и культурных ценностей.

Предметом исследования являются актуальные проблемы правового регулирования применения таможенной процедуры временный ввоз и вывоз культурных ценностей на Северо-Западного Таможенного Управления.

Цель практики – закрепление знаний, полученных во время обучения в ВУЗе и применение их в практической деятельности по специальности.

Задачи практики:

Применение и закрепление полученных в процессе обучения теоретических знаний на практике

Знакомство с законодательными основами деятельности работы Таможенных органов;

Знакомство с процедурой временного ввоза и вывоза культурных ценностей;

Ознакомление с нормативно-правовой базой регулирующей дея временный ввоз и вывоз культурных ценностей;

- Сбор информации для написания ВКР.

В процессе прохождения практики я:

- изучил организационные и законодательные основы функционирования организации;

- ознакомился с особенностями работы Северо-Западного Таможенного Управления;

- изучил правила составления необходимых для таможенного оформления (далее ТО) документов.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

1.Характеристика Северо-Западного Таможенного Управления

Северо-Западное Таможенное Управление - единственное управление, которое имеет границы с Европейским Союзом. Этим обусловлено проведение активного процесса интеграции в европейские таможенные технологии на основе комплексной автоматизации таможенной деятельности.

Протяженность участка таможенной границы в зоне деятельности СЗТУ - 3637 км. Из них сухопутная часть составляет 2375 км, морская - 233 км и озерная (речная) - 224 км.

Сегодня в таможенных органах на Северо-Западе России работает более 12 тысяч человек. В системе Федеральной таможенной службы СЗТУ является не только одним из самых крупных по численному составу, но и лидирующим по достигнутым результатам.

Регион граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Республикой Беларусь, странами Балтии: Латвией, Литвой, Эстонией. На границу с Финляндией приходится 1320,8 км, с Латвией - 270,5 км, с Эстонией - 464,8 км, Норвегией - 219,1 км.

На сегодня в структуру управления входят 16 таможен. Они объединяют 117 таможенных постов, расположенных на подведомственной СЗТУ территории площадью более 1 600 тысяч квадратных километров, которые в свою очередь находятся в 11 субъектах Российской Федерации.

Северо-Западный участок таможенной границы считается одним из самых обустроенных в стране. За годы деятельности СЗТУ в округе были введены в эксплуатацию автопереходы: в 1993 году в строй Лотта на границе с Финляндией, Борисоглебск - с Норвегией и Ивангород - с Эстонией, в 1994 году - на финском участке МАПП Вяртсиля с пропускной способностью 870 автомобилей в сутки, на эстонском - МАПП Куничина Гора (500 автомобилей в сутки), МАПП Убылинка (2000 автомобилей), на латвийском - МАПП Бурачки (2000 автомобилей).

1997 год ознаменовался вводом на границе с Финляндией сразу двух МАПП:Торфяновка, рассчитанного на ежесуточное оформление 3500 транспортных средств, и Люття - 300 автомобилей. Немногим позже здесь же, на Выборгском направлении, были сданы в эксплуатацию пункты Брусничное(2400 автомобилей) и Светогорск, а также Борисоглебск в составе Мурманской таможни.

В начале октября 2006 года состоялась официальная церемония открытия МАПП Суоперя (более 150 автомобилей в сутки), расположенного в Республике Карелия. А в середине 2008 года был открыт новый пункт пропуска в Калининградском регионе - МАПП Чернышевское.

На морском участке границы в регионе деятельности СЗТУ находится 12 таможенных судов, в том числе вступившее в строй в августе 2003 года большое таможенное судно ТС-101 «Меркурий». Экипажам приходится выполнять задачи в акваториях портов, шхерных районах Выборгского залива, на пограничных реках и озерах.

В декабре 1994 года в структуре СЗТУ появился авиационный отдел, который в полном объеме самостоятельно осуществляет летно-техническую эксплуатацию воздушных судов.

Итоги деятельности СЗТУ за 1 полугодие 2015 года:

За 1 полугодие 2015 года подразделениями таможенной инспекции СЗТУ проведено 886 проверочных мероприятий, в том числе 208 таможенных ревизий. Показатель результативности проведенных проверочных мероприятий составил 51,7% (установленный УТИ ФТС контрольный показатель эффективности составляет 41,0%). Результативность специальных таможенных ревизий составила 97,0% (установленный УТИ ФТС контрольный показатель эффективности - 85,0%).

По результатам проверочных мероприятий, проведенных подразделениями таможенной инспекции, возбуждено 689 дел об административных правонарушениях, 29 уголовных дел.

По итогам работы подразделений таможенной инспекции СЗТУ в отчетном периоде доначислено таможенных платежей, пеней и штрафов на сумму306,66 млн. руб. Взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на общую сумму 36,18 млн. руб.

В первом полугодии 2010 г. таможенными органами СЗТУ было оформлено454 558 ГТД, что на 25,7 % больше, чем в первом полугодии 2009 г.

Продолжалась работа по дальнейшему внедрению и применению новых современных информационных таможенных технологий в таможенных органах Северо-Запада.

В настоящее время 73 таможенных поста таможен СЗТУ осуществляют электронное декларирование с использованием выделенного канала связи (ЭД1) и с применением сети «Интернет» (ЭД2). Число оформленных электронных деклараций составляет более 20% от общего количества ГТД.

В пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации используется предварительное информирование при осуществлении таможенного оформления товаров и транспортных средств. За 6 месяцев текущего года было использовано около 183,5 тыс. предварительных сведений.

В регионе деятельности Балтийской таможни осуществляется технология «сухого» порта - таможенного оформления товаров на внутреннем контейнерном терминале, расположенном вне территории порта.

Одним из ключевых вопросов деятельности управления и таможенных органов региона в 1 полугодии 2010 года стала подготовка практической реализации и применение Таможенного кодекса в условиях формирования Таможенного союза между Республиками Беларусь, Казахстан и Российской Федерацией. Особое внимание уделялось вопросу переноса таможенного оформления и контроля на внешнюю границу Таможенного союза, в частности, на российско-белорусский участок границы.

По-прежнему одним из актуальных направлений деятельности управления остаётся реализация в Северо-Западном федеральном округе Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации. В настоящее время управлением выработаны основные принципы реализации Концепции на территории СЗФО, сформирован перечень мест, предполагаемых для размещения таможенно-логистических терминалов (ТЛТ). На территории СЗФО предусмотрено создание ТЛТ вблизи 13 международных автомобильных пунктах пропуска: Вяртсиля (Республика Карелия), Светогорск, Брусничное, Торфяновка (Выборгский район Ленинградской области), Ивангород (Кингисеппский район), Куничина Гора, Шумилкино, Убылинка, Бурачки, (Псковская область), Советск, Чернышевское, Багратионовск, Мамоново (Калининградская область).

В рамках реализации Концепции созданы Торфяновский таможенный пост вблизи МАПП Торфяновка Выборгской таможни, Багратионовский таможенный пост вблизи МАПП Багратионовск Калининградской областной таможни, Овинковский таможенный пост вблизи МАПП Бурачки Себежской таможни.

К настоящему времени в регионе деятельности СЗТУ уже функционируют таможенные посты, размещенные на СВХ, рассматриваемые в перспективе в качестве ТЛТ - это Вяртсильский таможенный пост Карельской таможни и Печорский таможенный пост Псковской таможни. На указанных объектах будет проводиться работа по реконструкции помещений, увеличению площадок СВХ, увеличению штатной численности таможенных постов.

СЗТУ начало работу по реализации Концепции с сокращения количества таможенных органов, расположенных на территории города. На сегодняшний день в структуре Санкт-Петербургской таможни уже ликвидированы Железнодорожный и Северный таможенные посты, Выборгский и Пискаревский. Юго-Западный таможенный пост переведен в поселок Янино и переименован в Янинский.

В будущем планируется сохранить в Санкт-Петербурге таможенное оформление лишь тех товаров, в отношении которых отсутствуют обязательные требования об их таможенном оформлении вблизи государственной границы, в частности, скоропортящиеся пищевые товары, фармацевтическая и лекарственная продукция, культурные ценности, сырье, ввозимое российскими промышленными предприятиями для собственного производства и другие.

По-прежнему приоритетным направлением деятельности СЗТУ остаётся борьба с коррупцией в рамках реализации Национальной программы борьбы с коррупцией и безусловное исполнение Аналитической программы ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2014-2015 годы», принятой к реализации с 20014 года.

В целях усиления профилактических мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение коррупционных правонарушений среди должностных лиц таможенных органов региона, в 2010 году в органы прокуратуры для рассмотрения и принятия решения в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК Российской Федерации направлено 127 материалов служебных проверок. По выявленным должностным преступлениям коррупционной направленности в 2010 году возбуждено 74 уголовных дела в отношении 56должностных лиц (за 1 полугодие 2009 года - 32 уголовных дел в отношении19 должностных лиц).

В 1 полугодии 2015года в таможенных органах региона было возбуждено383 уголовных дела. В структуре таможенных преступлений преобладает контрабанда. Её доля в общем количестве возбужденных дел составляет84%. По ст.188 УК РФ «Контрабанда» в отчетном периоде было возбуждено322 уголовных дела (534 - в аналогичном периоде прошлого года). 52 дела (26 - в прошедшем году) возбуждены по ст.194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей». По оперативной информации были возбуждены 304уголовных дел (369 - в прошлом году) или 79,4 % от общего количества.

Таким образом, в регионе деятельности СЗОТ отмечается некоторое снижение количества нарушений таможенного законодательства. Снижение количества выявляемых преступлений и возбужденных уголовных дел явилось следствием вступления в законную силу с 09.04.2010 федерального закона от 07.04.2010 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым существенно увеличены крупный размер предмета контрабанды (с 250 т. руб. до 1 500 т. руб.) и суммы неуплаченных таможенных платежей (с 500 т.руб. до 3 млн.руб.), за которые наступает уголовная ответственность.

По фактам контрабанды наркотических средств и сильнодействующих веществ за 6 месяцев 2015 года таможенными органами было возбуждено 32уголовных дела (в 2009 году - 31 дело), по которым изъято более 140 кг наркотических веществ.

Сотрудниками таможен также были пресечены попытки контрабанды 239 предметов составляющих культурную ценность и 150 единиц боеприпасов, патронов к гражданскому стрелковому оружию и взрывчатых веществ.

Кроме того, по линии административных расследований в таможнях Северо-Западного региона за 6 месяцев 2010 года было возбуждено 6334 дела об административных правонарушениях.

Основные этапы таможенного оформления и контроля,
таможенный контроль экспертиза оформление.
Отделом ТО и ТК № 4 осуществляется таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами железнодорожным и морским транспортом, не для производственной или иной коммерческой деятельности.

Предварительные операции.

Группа документального контроля и оформления:

.-при перемещении товаров морским транспортом принимает от оперативного отдела под роспись документы: судовую грузовую декларацию, судовую роль, список пассажиров, список контейнеров, список ввезенных транспортных средств, коносаменты, спецификации, описи товаров, при ввозе товаров в сопровождаемом багаже - заявление о товарах, другие документы, используемые в таможенных целях. От лиц, перемещающих товары принимает заявление о товарах, ввезенных в несопровождаемом багаже и таможенную декларацию (ТД - 6), документы, подтверждающие таможенную стоимость товаров, разрешительные документы государственных контрольных органов, другие документы.

при перемещении товаров ЖД транспортом принимает от лиц, перемещающих товары, таможенные декларации (ТД - 6) и заявления о товарах, ввозимых в несопровождаемом багаже, документы, подтверждающие возможность применения в отношении товаров упрощенного, льготного порядка оформления, багажные квитанции, извещения о прибытии грузобагажа, ЖД накладные, описи товаров, удостоверенные ЖД станцией, документы, подтверждающие таможенную стоимость товаров, другие документы, необходимые для таможенных целей.

2.Оформляет принятие таможенной декларации и заявления о товарах. Проверяет полноту и достоверность предъявленных документов и сведений, правильность заполнения таможенных документов. Проверяется предназначение товаров по данным компьютерного учета. Проставляет на заявлении о товарах штамп Проверено, заверяет его ЛНП и подписью. При необходимости оформляет письменное поручение на досмотр и передает его в досмотровую группу.

Досмотровая группа принимает уведомления о прибытии (заявки от физических лиц на проведение досмотра). Планируется досмотровая работа.

Основное таможенное оформление:

Группа документального оформления:

1.Провряет документы, удостоверяющие личность, перемещающие товары. Устанавливает право собственности на товары.

.Определяет таможенную стоимость товаров, при необходимости корректирует ее.

.Начисляет установленные таможенные платежи. Оформляет ТПО в 3-х экземплярах. Заверяет все экземпляры ЛНП и подписью. Выдает плательщику 2-й экземпляр ТПО, направляет плательщика для оплаты таможенных платежей.

.После уплаты таможенных платежей принимает от плательщика квитанции об уплате платежей в 2-х экземплярах. Проверяет сумму уплаченных платежей, соответствие Ф.И.О. плательщика, № ТПО, по которому проведена оплата, сроки оплаты (не более 3-х рабочих дней с даты оформления ТПО).

.Распределяет оформленные ТПО:

-й экземпляр - вместе с основной квитанцией подшивается в книжку бланков ТПО для последующей сдачи в ОБУ и К таможни,

-й экземпляр - с оттиском гербовой печати таможни вместе со 2-ым экземпляром квитанции кассы выдается плательщику.

.Проставляет на заявлении о товарах номер и серию оформленного ТПО, дату его оформления.

.Принимает решение о выпуске товаров. Подтверждает выпуск товаров проставлением штампа Выпуск разрешен: в заявлении о товарах, в складском документе приема-выдачи товаров. Заверяет штамп ЛНП и подписью.

.Передает оформленные заявления и складские документы приема-выдачи товаров в досмотровую группу для проведения контроля выпуска товаров.

Досмотровая группа проводит таможенный досмотр с занесением его результатов в акт таможенного досмотра. Передает акт досмотра в сектор оформления ТПО. После завершения основного таможенного оформления контролирует выпуск товаров, ведет их учет. Передает администрации СВХ таможенные и иные документы со штампом Выпуск разрешен, являющиеся основными для выдачи товаров со склада владельцам.

Особенность работы в секторе ТПО заключается в том, что все этапы таможенного оформления товаров (ПРУ ТД, ФЛК, КТС, КТП) осуществляются одним инспектором.

Все действия по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, осуществляются по соответствующим технологическим схемам и в соответствии с нормативными документами ГТК России, ДВТУ и таможни.

Отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 4 сотрудничает со складами временного хранения: Манерон, Торговый центр, Владпаско, владельцами которых являются отдельные юридические лица, и с таможенным складом Северо-Западная таможня, владельцем которого является Северо-Западная таможня.

1.При таможенном оформлении судов загранплавания (СЗП) (за искл. пассажирских), прибывших в ВМТП и имеющих на борту коммерческие партии товаров, в том числе получателями которых являются индивидуальные предприниматели, оперативный наряд ОТО и ТК № 3 делает предписание перевозчику о передачи пакета документов в ОТО и ТК № 1.
2.Зам. начальника ОТО и ТК № 4 - старший досмотровой группы или один из назначенных им ведущих инспекторов по получении информации от дежурного ОТО и ТК №1 о получении пакета документов, прибывает в ОТО и ТК № 1 для отбора документов участников ВЭД, зарегистрированных в ОТО и ТК № 4; согласовывает с ОТО и ТК № 1 места оформления, порядок выгрузки и контроля товаров индивидуальных предпринимателей.

3.В выходные и праздничные дни, а при необходимости - после окончания рабочего дня до 20.00 получение документов и согласование выгрузки и контроля товаров возлагаются на дежурного инспектора ОТО и ТК № 4.

Существует определенный порядок выдачи товаров со склада, который осуществляется по технологической схеме взаимодействия СВХ, ОТО и ТК № 1 и № 4: если товар был помещен на СВХ под контролем сотрудников ОТО и ТК № 1, то выдача грузовладельцу или его уполномоченному лицу товаров производится на основании Предписания владельцу склада о выдаче товаров и транспортных средств, которое выписывается дежурным досмотровой группы ОТО и ТК № 1.

Предписание для СВХ, выдаваемое дежурным досмотровой группы ОТО и ТК № 1, выписывается на основании Предписания, оформляемого дежурным досмотровой группы ОТО и ТК № 4, на котором делается отметка Для ОТО и ТК № 1, и документов, подтверждающих таможенное оформление (ГТД, ТПО, ПТС и т. д.).

В случае, если товар был помещен на СВХ под контролем сотрудников ОТО и ТК № 4, на основании предоставленных документов дежурный ОТО и ТК № 4 выписывает Предписание, которое является основанием для выдачи товаров с СВХ.

Данный порядок распространяется на СВХ, расположенные в зоне ответственности ОТО и ТК № 1 (ВМТП).

Работа в отделе таможенного оформления и таможенного контроля

Группы товаров и транспортных средств, оформляемых в отделе.

В ОТО и ТК № 4 производится оформление следующих групп товаров:

Моторные масла (производства Кореи и США).

Грузовой автотранспорт (Япония, Сингапур).

Запасные части (Япония - бывшие в употреблении, Сингапур - новые).

Кузова машин и катеров.

Колеса, шины.

Части мебели.

Оформление товаров производится отделом по технологической схеме оформления товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования. Данная схема меняется в зависимости от того, каким транспортом перемещается товар: морским или железнодорожным. Данные технологические схемы определяют перечень и последовательность действий при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу не для производственной или иной коммерческой деятельности в несопровождаемом багаже. Такие товары подлежат оформлению в льготном, упрощенном порядке, предусматривающем полное освобождение от таможенных платежей или их уплату по единым ставкам и неприменение мер экономической политики. Данные технологические схемы действуют с 1997 года и с учетом новых требований в них постоянно вносятся корректировки. В схемах полностью оговорены все этапы предварительных операций, основного таможенного оформления и работа досмотровой группы применительно к данным видам транспортного средства, на котором перемещается товар. Об особенностях таможенного оформления по наиболее массовых групп товаров и транспортных средств рассказывалось выше.

Взаимодействие ОТО и ТК № 4 с отделом контроля таможенной стоимости осуществляется на основе Приказа Северо-Западной таможни от 29.06.99 № 171 «О введении в действие технологической схемы взаимодействия. Функции контроля таможенной стоимости отдела ОТО и ТК»:

проверка правильности выбора декларантом метода оценки товаров в таможенных целях. Проверка правильности заявления таможенной стоимости товара в соответствии с выбранным методом определения таможенной стоимости и документами, подтверждающими, в том числе на предмет их достоверности и достаточности для подтверждения всех составляющих таможенной стоимости, в том числе сбор дополнительной информации для выяснения обстоятельств сделки,

проведение корректировок таможенной стоимости, таможенных платежей в ходе таможенного оформления,

составление и передача исходных данных, необходимых для составления отчетности ежемесячно:

а) по корректировке таможенной стоимости (до 3-го числа, следующего за отчетным),

б) расчет эффективности работы ОТО и ТК (до 10 января и 10 июля),

в) реестр решений по ТС.

В ходе таможенного оформления осуществляется контроль за соответствием данных по таможенной стоимости товаров на бумажных носителях ГТД, ДТС, КТС и их электронных копий.

После таможенного оформления инспектор ОТО и ТК направляет в ОКТС таможни в течении 3 дней после завершения таможенного оформления полный пакет документов в следующих случаях:

при проведении в процессе таможенного оформления временной (условной) оценки товаров,

для последующего контроля таможенной стоимости по сделкам, совершенным в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу РФ в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения.

При направлении пакета документов в ОКТС таможни инспектор ОТО и ТК составляет пояснительную записку с кратким изложением причин направления документов в ОКТС таможни или в вышестоящий таможенный орган, подписанную и заверенную личной номерной печатью.

В отделе КТС инспектор:

регистрирует направление ОТО и ТК в специальном журнале,после принятия решения делает отметки в направлении ОТО и ТК, ГТД, заверяет их в установленном порядке,

делает отметки о принятии решения в журнале регистрации,

для прохождения следующих этапов контроля направляет заключение по рассматриваемому вопросу в ОТО и ТК, прилагая пакет документов к ГТД по описи.

.07. 08 года была утверждена технологическая схема взаимодействия ОТО и ТК с отделом таможенного контроля делящихся радиоактивных материалов. Радиационный контроль (РК) организуется с целью предотвращения несанкционированного ввоза на территорию РФ или вывоза с нее источников ионизирующего излучения. РК проводится в отношении всех грузов, пересекающих границу РФ, в установленном порядке. РК осуществляется силами отделов ТО и ТК и / или группой ТКДРМ.

Существует перечень кодов ТН ВЭД, в соответствии с которым товары, подпадающие под эти коды, проходят РК, осуществляемый специально подготовленными сотрудниками ОТКДРМ. РК таких товаров проводится на этапе предварительных операций до начала основного таможенного оформления.

РК товаров, не попадающих под контроль службы ТКДРМ, производится силами сотрудников досмотровых групп отделов ТО и ТК во время проведения таможенного досмотра. Результаты РК фиксируются в акте таможенного досмотра. При превышении норм товар направляется на дополнительный радиационный контроль и незамедлительно извещаются сотрудники ОТКДРМ.

В процессе прохождения практики нами было выбрано такое направление исследования как изучение особенностей правового регулирования применения таможенной процедуры временный ввоз и вывоз культурных ценностей на примере деятельности и сбор статистических данных о применении данной процедуры по месту практики.

Перечень культурных ценностей, подлежащих контролю при перемещении через таможенную границу Таможенного союза, определен разделом 2.20 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 (далее – Решение). К такой категории товаров относятся художественные ценности, скульптуры, иконы, антикварное оружие, предметы техники, монеты и т.д.

Перемещение культурных ценностей осуществляется в соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, утвержденным Решением (далее – Положение).

Культурные ценности, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии сТаможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС).

Международное право предусматривает развитую систему основания признания конкретного предмета культурной ценностью. В частности, к таковым могут относиться: ценность, касающаяся истории; археологическая находка; старинный предмет; скульптурный предмет (п. "b", "с", "е", подп. "ii" п. "g" ч. 1 ст. 1 Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи нрава собственности на культурные ценности, от 14 ноября 1970 г.; далее – Парижская конвенция)[1]. Особый статус культурного наследия также предусмотрен для коллекций (п. "а" ч. 1 ст. 1 Парижской конвенции). Культурные ценности как таковые имеют сложную иерархическую систему, в соответствии с которой каждому типу культурных ценностей предусмотрен свой режим охраны и обеспечения. Пунктом "d" ст. 13 Парижской конвенции закреплено предписание, согласно которому каждое государство имеет право объявлять определенные культурные ценности неотчуждаемыми и вообще не подлежащими вывозу за рубеж. В таком случае любое перемещение предметов, носителей данного статуса, через государственную и (или) таможенную границу само по себе является противоправным, независимо от выполнения других процедур.

В соответствии с Преамбулой Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г. (далее – Конвенция ЮНЕСКО) базовым принципом сотрудничества государств в сфере охраны культурного наследия является следующее положение: "...существующие международные конвенции, рекомендации и резолюции в пользу культурных и природных ценностей свидетельствуют о той важности, которую представляет для всех народов мира сохранение уникальных и незаменимых ценностей, независимо от того, какому народу они принадлежат". Пункт 3 ст. 6 Конвенции ЮНЕСКО закрепляет следующее требование: "Каждое государство – сторона настоящей Конвенции обязуется не принимать каких-либо преднамеренных действий, которые могли бы причинить прямо или косвенно ущерб культурному и природному наследию, упоминаемому в статьях 1 и 2, расположенному на территории других государств – сторон настоящей Конвенции".

Па основании ст. 11 Конвенции ЮНЕСКО каждое государство – сторона данной Конвенции представляет по мере возможности Комитету всемирного наследия перечень ценностей культурного и природного наследия, расположенных на его территории, которые могут быть включены в Список всемирного наследия. Указанный перечень не следует считать исчерпывающим, он должен содержать документацию относительно места расположения данных ценностей и представляемого ими интереса. Па основе таких перечней Комитет составляет, обновляет и публикует под названием "Список всемирного наследия" список ценностей культурного и природного наследия, которые, по его мнению, имеют выдающуюся универсальную ценность в соответствии с установленными им критериями. В то же время ст. 12 Конвенции ЮНЕСКО указывает: тот факт, что какая- либо ценность культурного или природного наследия не была включена в список, упомянутый в ст. 11, ни в коей мере не означает, что она не имеет выдающейся универсальной ценности.

В силу п. «b» ч. 1 ст. 4 Парижской конвенции культурные ценности, обнаруженные на национальной территории, принадлежат этому государству. Легитимным признается оборот культурных ценностей между музеями на добровольной договорной основе. Таким образом, право требования международной публично-правовой защиты культурных ценностей, в том числе и право требования их возврата из чужого незаконного владения, принадлежит государству, на территории которого конкретная ценность была обнаружена. В то же время избыточно прямолинейное понимание и реализация такого предписания способны породить бесконечную череду международных скандалов, угрожающую существованию коллекций большинства авторитетнейших музеев мира, большинство экспонатов которых приобретались на условиях весьма далеких от легитимности. Институт добросовестного приобретателя также во многих случаях не подлежит применению, так как имущество изымалось у владельца либо помимо его воли, либо в результате деликтов. Международные обыкновения сформировали механизм разрешения подобных споров дипломатическим путем. Хотя нередко различные судебные инстанции принимают юрисдикционные акты разного характера в этой сфере.

В соответствии с нормами Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18 июня 2010 г. (далее – Соглашение) культурные ценности, ввозимые физическими лицами, освобождаются от уплаты таможенных платежей вне зависимости от их стоимости и веса. В данном случае осуществляется их таможенное декларирование в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (далее – ПТД), форма и порядок заполнения которой утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 287.

Подача ПТД должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе письма Минкультуры России на бланке с гербовой печатью либо заключения уполномоченных экспертов. В случае ввоза на таможенную территорию Таможенного союза культурных ценностей не для личного пользования их таможенное декларирование должно производиться путем подачи декларации на товары, форма и инструкция по заполнению которой утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257.

При этом представляются письма Минкультуры России на бланке с гербовой печатью, подтверждающие целевое назначение, и ввозимые культурные ценности освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов (Соглашение о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22 ноября 1950 г.).

При вывозе культурных ценностей физическими лицами для личного пользования подлежит заполнению ПТД (юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве субъектов предпринимательской деятельности, – декларация на товары) с представлением разрешительных документов. В соответствии с Решением вывоз культурных ценностей осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государства – члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель. Не требуется получение лицензии на вывоз культурных ценностей при наличии разрешительного документа, выдаваемого государственным органом государства – члена Таможенного союза, осуществляющим контроль за вывозом культурных ценностей (в Российской Федерации – Минкультуры России): на временный вывоз культурных ценностей для организации выставок, презентаций в третьих странах; на временный вывоз культурных ценностей для осуществления реставрационных работ и научных исследований в третьих странах; на временный вывоз культурных ценностей для осуществления гастрольно-концертной деятельности и проведения культурно-зрелищных мероприятий в третьих странах; на временный вывоз культурных ценностей для использования в судебных процессах в третьих странах; на вывоз культурных ценностей, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза; на вывоз культурных ценностей физическими лицами для личного пользования. Единая форма заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень, утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. № 45.

В соответствии с международной практикой товары, предназначенные для демонстрации на выставках и иных подобных мероприятиях, в том числе культурные ценности, ввозятся в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска), при которой иностранные товары используются в течение установленного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 331.

Пунктом 4 в данный перечень включены товары, временно ввозимые для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях (за исключением выставок в местах осуществления производственной или иной коммерческой деятельности, проводимых с целью продажи ввезенных товаров), а также вспомогательные оборудование и материалы, предназначенные для использования при такой демонстрации товаров либо для использования на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях.

В соответствии с пунктом 12 Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 263, в качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные

Наши рекомендации