Доходы и расходы государственного бюджета
В бюджете находит своё отражение структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направления и цели бюджетных ассигнований.
Приблизительная структура бюджетных расходов и доходов для рыночной экономики:
Расходы:
Затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование)
Затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям)
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики.
Административно-управленческие расходы (содержание милиции, юстиции)
Платежи по государственному долгу
Доходы:
Налоги
Неналоговые поступления (доходы от государственной собственности, государственной торговли)
Взносы в государственные фонды
Действенность государственного регулирования с помощью бюджетных расходов зависит от:
относительных размеров расходуемых сумм
структуры этих расходов
эффективности использования каждой единицы расходуемых средств
Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств.
Превышение расходов над доходами ведёт к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами – внутренними и внешними.
Сбалансированность государственного бюджета. Проблема государственного долга.
Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превосходят доходы, то налицо бюджетный дефицит .
Дефицит бюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определённые изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений.
Причин бюджетного дефицита может быть достаточно много:
спад общественного производства
рост предельных издержек общественного производства
оборот «теневого» капитала в огромных масштабах
непроизводительные расходы
и другое
Государственный долг-это сумма накопленных в стране за определённый период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это же время положительных сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита.
Во-вторых, определить насколько опасен то или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста дефицита.
Использование методов финансирования за счёт государственного долга даёт государств у один из наиболее гибких инструментов регулирования экономических и социальных процессов.
Государственный долг связан со вторичным распределением стоимости ВНП для формирования дополнительных ресурсов государства в результате займа денежных средств у населения и кредитов иностранных государств.
Функции государственного долга:
Фискальная (создание финансовой базы государства, поддержание функционирующего рынка долговых государственных обязательств);
Стимулирующая (поддержание стабилизации экономики, воздействие на безработицу, уровень цен, внешнеэкономический баланс и т.п.)
Двойственная природа государственного долга порождает и противоречивость его воздействия на экономику: стабилизационное и дестабилизирующее. В этих условиях необходимо регулирование государственного долга.
Управление государственным долгом включает формирование политики государственного долга, установления границ государственной задолжности, определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели, а также создание институциональных, бюджетных и политико-психологических инструментов для управления государственным долгом.
Вопрос № 35. Денежно-кредитная политика и ее виды (Экспансионистская и рестрикционная ДК). Инструменты ДКП. Передаточный механизм ДКП. Эффект ДКП.
Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий ЦБ, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Задачи ДКП:
1. Закрепление и развитие тенденций устойчивого роста экономики.
2. Последовательное повышение уровня жизни населения.
3. Снижение инфляции.
4. Развитие институциональной..
Субъекты ДКП:
1. ЦБ.
2. Коммерческие банки.
3. МинФин.
Инструменты административного регулирования:
1. Регулирование процентных ставок.
2. Селективная кредитная политика государства
· Установление количественных параметров на кредиты, направляемые..
· Создание специализированных кредитно-финансовых учреждений..
· Распространение различных льгот на банковские учреждения..
3. Портфельные ограничения
4. Валютные ограничения
· Требование продажи части валютной выручки от экспорта товаров и услуг ЦБ по..
· Запрет на ввоз и вывоз валютных ценностей без специальных разрешений
Инструменты денежно-кредитной политики:
1. Изменение нормы обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в ЦБ (процент, показывающий, какую долю своих депозитов коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ).
2. Изменение учётной ставки (ставки рефинансирования) (ставка, по которой ЦБ выдаёт кредиты коммерческим банкам).
3. Проведение операций на открытом рынке (купля-продажа ЦБ-ом гос. цен. бумаг, обычно на вторичном рынке, т.к. в некоторых странах на первичном рынке – запрет).
4. Проведение валютных интервенций (операции по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке).
5. Эмиссия ЦБ-ом собственных облигаций.
Рестрикционная ДКП – ограничительная и ли политика «дорогих денег». Направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, ужесточение и ораничение объёма денежной массы и, соответственно, повышение ставки процента в целях сдерживания инфляционного роста ВВП.
Экспансионистская ДКП – политика «дешёвых денег». Направлена на расширение масштабов кредитования. Связана с увеличением денежного предложения (денежной массы) и, соответственно, снижением цены денег (ставки процента) в целях активизации экономической активности в стране.