Некоторые замечания к концепции реструктуризации
РАО «ЕЭС России»
Реформирование экономики России невозможно без реконструкции систем обеспечения энергетическими ресурсами, которые находятся в кризисном состоянии, что хорошо иллюстрируется перманентным энергетическим кризисом, поразившим практически все регионы страны. В -этой связи предложенная РАО «ЕЭС России» концепция реструктуризации отрасли на основе либерализации рынка электрической энергии и мощности нуждается в глубоком изучении и осмыслении с тем, чтобы в спешке не ликвидировать существующую систему энергоснабжения и не создать дополнительные проблемы, решение которых лежит в области мобилизационных мероприятий. Ускоренная либерализация рынка ни к чему хорошему не приводит. Так не до конца продуманные решения в конце 90-ых годов в штате Калифорния привели к дефициту электроэнергии, авариям и отключениям. В настоящее время восемь из одиннадцати губернаторов западных штатов США выступили за ограничение оптовых цен в регионе в связи с ростом цен и перебоями в электроснабжении. Они считают что, если немедленно не будет найдено решение проблемы, экономика может рухнуть.(Коммерсант,№20,6.02.01.) Состояние энергетики стран СНГ- Грузии, Молдовы, Украины, Казахстана говорят о том, что реструктуризация должна проводится поэтапно с детальной проработкой всех возможных вариантов и ситуаций, влияющих на устойчивость функционирования единой системы электороснабжения России, с целью не допущения системных аварий, подобных авариям последнего десятилетия, произошедшим в США. Страны Европейского союза начали процесс либерализации в 90-ых годах. Либерализация проходит ступенчато без спешки. Для создания равных условий конкуренции создаются пулы-объединения электрических станций. Так в Великобритании с 1991 по 1998 годы только 50% энергетики стало частным. Сегодня реальный рынок функционирует пока в Скандинавии и Великобритании, остальные страны готовятся\ к нему присоединиться - в первую очередь это Нидерланды и Дания. При этом превышение предложения над спросом в Скандинавии составляет более 100 тыс, мВт, что способствовало снижению оптовых цен на электроэнергию с 5 до 2 центов за кВт час. Равновесное состояние на рынке по оценкам экспертов будет достигнуто только к 2010 году.
Главные цели либерализации - снижение цен на конкурентном рынке, рост капитализации энергетических компаний, привлечение инвесторов. Государство сохраняет за собой обеспечение энергетической
безопасности страны, право регулирования транспортом энергии от производителя к потребителям и защиту потребителей от необоснованного роста цен. Необходимо иметь в виду, что либерализированный рынок может функционировать только при избыточном предложении над спросом, без перекрестного субсидирования, отпускаемая продукция оплачиваться полностью, а затраты на транспорт устанавливаться Государством. Основные характеристики такого рынка следующие:
Разделение конкурентной сферы - генерации и сбыта от неконкурентной - транспорта и диспетчеризации.
Свободный выбор потребителями поставщиков.
Свободный доступ к транспортной и распределительной сетям.
Ограничения по доступу к сети определяются только техническими параметрами и пропускной способностью, которые контролируют органы Государственного энергетического надзора.
В любой момент времени соблюдается баланс генерации с потреблением и потерями.
До тех пор пока в регионах не появятся несколько сбытовых компаний, каждая из которых контролирует не более трети рынка, услуги этих компаний регулируются Государством.
Тарифные меню с гибкой системой скидок и наценок, поощряющих энергосбережение и обеспечивающих необходимый запас резервной и мобильной мощности.
Независимая вертикально интегрированная бесприбыльная диспетчерская служба, услуги которой регулируются Государством.
Сетевые и распределительные компании - естественные монополисты, регулируемые Государством.
Конкурирующие между собой поставщики энергии, имеющие не менее 10% суммарный избыток от максимальной прогнозируемой нагрузки. При этом если какая либо компания контролирует более трети рынка, ее цены попадают под контроль Государства.
Обеспечение справедливых цен на рынке с изъятием сверхприбылей в пользу потребителей, в особенности на начальной стадии либерализации. Контроль осуществляется Государством.
Все сделки на рынке осуществляются на основе заключенных договоров.
Процесс создания конкурентного рынка от ныне существующей монопольной организации к полной либерализации длительный и требует взвешенных осознанных поэтапных решений, особенно в стране с таким состоянием экономики как Россия. После каждого этапа необходим глубокий анализ прежде, чем переходить к следующему шагу. Поэтому отдельные согласованные мероприятия прежде, чем они будут реализованы по всей стране, должны проходить апробацию в нескольких выбранных пилотных регионах с различным состоянием электроэнергетики от избыточных и благополучных до дефицитных и кризисных.
За последний год произошло резкое снижение, более чем в два раза, капитализации; не остановлен спад производительности труда; электроэнергетика большинства регионов России находится в кризисном состоянии и только благоприятные погодные условия Европейской части не превратили страну в один большой Приморский край; веерные отключение всех потребителей в не зависимости от оплаты за потребленную электроэнергию стали повседневной практикой, что крайне негативно сказывается на рейтинге как местной власти, так и всей электроэнергетики в целом; заработная плата персонала региональных компаний не всегда выплачивается во время; держатели акций имеют низкие доходы на вложенный капитал, снизились инвестиции в основную сферу деятельности, а имеющиеся средства вкладываются в не профильный бизнес и покупку недвижимости; продолжается покупка импортного оборудования, транспортных средств, материалов и т.п., не смотря на наличие аналогичных отечественных товаров; уровень потерь, в том числе и коммерческих – фактически воровство, в региональных системах остается высоким и в отдельных случаях достигает величин более 30%, при этом энергосбережению не уделяется достаточно внимания [81]
Рассмотрение концепции позволяет высказать ряд замечаний и отметить неточности:
1. При описании существующего положения в электроэнергетике необходимо отметить, что снижение эффективности энергетических компаний происходит так же из-за того, что энергетики зачастую необоснованно завышают свои затраты при снижении производительности труда, а закрытость финансовых потоков не позволяет контролировать целевое использование собираемых с потребителей платежей за электроэнергию. Необходимо отметить, что единая тарифная политика определяется существующими нормативно-правовыми актами, поэтому ее реализация зависит не от реструктуризации энергосистемы, а от четкого исполнения законов Российской Федерации.
2.Главной целью реструктуризации является надежное бесперебойное обеспечение электрической энергией всего народного хозяйства России и создание условий, совместно с органами управления, обеспечения 100% платежей за потребленную электроэнергию. Необходимо четко себе представлять, что сущность деятельности энергетических компаний естественных монополистов, обеспечивающих энергетическую безопасность России и социально-экономическую стабильность в обществе, несколько отлична от деятельности обычных коммерческих компаний, работающих на конкурентном рынке товаров и услуг. Сегодня же даже платежеспособные потребители по несколько часов в сутки лишаются энергоснабжения, причем при веерных отключеньях от сети отключаются все без разбора и те, кто не платит, и те, кто платит. Практически не используются адресные отключения. В результате такой работы с одной стороны перестают платить даже платежеспособные потребители, с другой резко повышается социальная напряженность и снижается доверие к существующей власти у населения. Не следует рассчитывать на иностранные инвестиции, так как низкая капитализация поощрят инвесторов к спекулятивной игре на бирже и к попытке взять за бесценок под свой контроль стратегическую отрасль России. Так западные инвесторы имели 1996 года 22% акций РАО ЕЭС, в 1997 - 30,7%, а 1998 - 33,7%. Отсюда видно, что даже имея блокирующий пакет акций, зарубежные инвесторы не спешат вкладывать деньги в Российскую энергетику, хотя существующие в настоящее время тарифы позволяют окупить капиталовложения в приемлемые сроки окупаемости, особенно это касается электрических станций средней мощности для энергоснабжения конкретных потребителей. Видимо проблема западных инвестиций лежит за пределами процесса реструктуризации. Необходимо отметить, что зарубежные инвестиции, как правило, в виде связанных кредитов предусматривают использование зарубежных проектов, оборудования и специалистов, что в конечном счете ставит отрасль помимо финансовой зависимости, в техническую и технологическую и подрывает отечественную научно-производственную базу, которая была и остается пока одной из лучших в мире. В этой связи инвестиции нужно искать внутри страны. Во первых это могут быть успешно работающие российские компании и частные лица, которые располагают не востребованным капиталом в размере не менее 100 млрд. $. Инвестировать можно непосредственно в строительство конкретных объектов, а можно с помощью специальных ценных бумаг. Во вторых можно включить в тариф на электрическую энергию, который по экспертной оценке в среднем по стране был в 2001 году 2,5цента за кВт час, 10-15% инвестиционную составляющую, что составит по году при 100% платежах сумму от 2 до 3 млрд. $. В дальнейшем в связи с ростом цен на электроэнергию она будет расти. Средства должны поступать в специальный фонд, не облагаться налогами и управляться Правительством РФ. Так как это деньги российских налогоплательщиков, вновь создаваемые генерирующие мощности на их счет принадлежат Государству, которое может их приватизировать и полученные от такой продажи деньги направить в фонд поддержки регионов. Для обеспечения рыночного конкурентного ценообразования, при котором цены уменьшаются, главным условием должно быть значительное превышение предложения над спросом, то есть избыток генерирующих мощностей. Однако как обоснованно, ссылаясь на фактический материал, указывает проф. Кузовкин А.И. [110]: «реструктуризация электроэнергетической системы не является необходимым и достаточным условием снижения тарифов для потребителей», рассматривая результаты либерализации в различных странах ЕС. В России, не смотря на то, что установленная мощность электрических станций пока превышает потребность, реально по различным причинам существует их дефицит. Поэтому в случае непродуманной либерализации генерации, которую безусловно необходимо провести в будущем, цены могут увеличатся не менее чем в 3-5 раз. Это приведет к глубокому кризису всей общественно-экономической жизни страны с непредсказуемыми последствиями. Таких примеров на территории СНГ достаточно: Грузия, Молдова, Украина, Казахстан. В этой связи реализация декларированных принципов реструктуризации должна происходить в течении не менее 8-10 лет (страны ЕС), по мере выхода экономики из кризиса и ее успешного реформирования.
3. Из первого этапа предлагаемого проекта реструктуризации следует исключить максимальный вывод генерации на оптовый рынок (ФОРЭМ) с переходом к рыночному ценообразованию. Необходимо иметь ввиду, что самые мощные электрические станции сегодня работают на оптовом рынке. Поэтому на первом этапе необходимо предоставить мощным потребителям реальное право выбора поставщиков в нескольких энергозонах, с апробацией в этом сегменте рынка конкурентного ценового механизма под контролем ФЭК РФ и оплатой транспорта энергии не по принципу «почтовой марки», а в соответствии с реальными затратами на транспорт и диспетчеризацию. Указанная выше инвестиционная составляющая должна быть включена в тариф для формирования фонда развития энергетики.
4. С одной стороны проект предусматривает создание конкурентной среды в сфере генерации, с другой в предлагается создать две дочерние компании ГЭС-генерация и ТЭЦ-генерация. Эти компании должны объединить самые крупные современные станции России, а вот мелкие станции АО-энерго должны отдельно выйти на оптовый рынок, что изначально поставит их в неравные условия конкуренции. Необходимо до этого начать работу с теми станциями, которые уже находятся на оптовом рынке для апробации новой нормативной базы -правил работы на конкурентном рынке. Кстати здесь могут быть использованы подходы обеспечивающие функционирование виртуальной биржи высокотехнологических компаний NАSDAQ. Правилами работы на рынке необходимо установить максимально допустимые цены в энергозонах, для ликвидации возможности получения необоснованной прибыли и несправедливо высоких тарифов на электроэнергию, как это произошло на Западном побережье США. По мере развития экономики России, роста капитализации энергетических компаний, снижения инфляции до 1 -2% предлагаемый ценовой потолок может быть ликвидирован на втором этапе реструктуризации.
5.Сбыт является второй конкурентной сферой электроэнергетики. Однако на первом этапе необходимо, отделить сбыт от других сфер деятельности, создав в регионах сбытовые организации в рамках единого холдинга существующих акционерных обществ. Это будет монопольная сбытовая организация, на базе которой должны быть отработаны правила работы в конкурентном сегменте оптового рынка. До появления в процессе реформирования естественного монополиста в регионе нескольких сбытовых компаний, предполагается не менее трех, стоимость их услуг будет определятся региональными энергетическими комиссиями. То же будет происходить со сбытовиками, которые будут контролировать более одной трети рынка.
Из сказанного можно сделать следующие выводы:
· Либерализация рынков услуг энергетических естественных монополий-компаний общего пользования является актуальной задачей реформирования экономики России и требует экономического, социально- политического, технического, технологического и научного обоснования.
· Процесс реформирования электроэнергетической отрасли должен проходить без спешки, поэтапно, с глубоким анализом получаемых промежуточных результатов. Это не одноразовое мероприятие, а длительный непрерывный процесс. Об этом красноречиво говорят результаты реструктуризации энергетики в странах с развитой рыночной экономикой с высокими макро и микроэкономическими показателями.
· Особо следует отнестись к проблемам акционирования и распределением собственности, чтобы не допустить увода активов из стратегической отрасли России и не ущемить права акционеров.
Обсуждение реформирования жизненно важной стратегической отрасли должно проходить открыто с привлечением всех заинтересованных сторон, иначе страна получит очередную популистскую программу, которая, как это бывало в недавнем прошлом, может привести экономику к непредсказуемым результатам и способствовать осложнению и так не простой социально-экономической ситуации.