Билет №23.1. Понятие, признаки и социальное назначение государства.2. Нормативно правовой акт: понятие и виды

Государство — это форма организации жизни общества, от­личительной чертой которой является наличие выделенной из об­щества, всеми признанной или утвердившейся верховной власти, чьи распоряжения обязательны для всех лиц, находящихся в пре­делах определенной территории.

Научность этих взглядов на государство определя­ется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества. Нередко понятие о государстве основывается не на исторической действи­тельности, а на некоем идеальном представлении. Вместо того чтобы определить, что такое государство, часто лишь описывают, каким оно должно быть86.

Методологическая задача определения понятия го­сударства была правильно поставлена Г.Ф. Шершене-вичем. Она состоит в том, чтобы дать признаки того исторического явления, которое носит название «госу­дарство». Отсюда следует, что мы не должны привно­сить в понятие государства то, чего реально не су­ществует, но в то же время должны охватить всю действительность, не допуская произвольного выбора. Определение государства должно отвечать на вопрос, что такое государство в его исторической действитель­ности и во всех его исторических проявлениях87.

Следует согласиться также с М.И. Байтиным в том, что разнообразие взглядов на государство свиде­тельствует, насколько сложным является этот вопрос

Известный русский юрист Н.М. Коркунов счита­ет, что государство — это общественный союз, пред­ставляющий собой самостоятельное принудительное властвование над свободными людьми90. В цитируе­мом определении видится развитие понятия государ­ства, высказанного еще Цицероном. Близко к этому и определение государства, данное русским юристом В.М. Хвостовым: государство — одна из форм челове­ческого общения, один из видов общественных союзов; государство — это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся при­нудительной и самостоятельной власти91.

Весьма оригинальным и непохожим на многие определения государства в российской дореволюци­онной литературе было определение, предложенное Б.А. Кистяковским: государство есть правовая органи­зация народа, обладающая во всей полноте своею соб­ственной, самостоятельной и первичной, т. е. ни от кого не зависимой властью92.

Оригинальность данного определения состоит в том, что государство, во-первых, именуется правовой организацией народа, а во-вторых, эта организация, по Б.А. Кистяковскому, не должна зависеть ни от какой другой власти. В этом определении усматриваются идеи народного суверенитета, мысли о правовом госу­дарстве, что для того времени было прогрессивным шагом в понимании государства.

После 1917 г. в отечественной юридической лите­ратуре на долгие годы утвердился односторонний под­ход к данному вопросу. Государство определялось только как политическая организация экономически господствующего класса, обладающая таким аппара­том принуждения, как классовая диктатура, аппарат классового насилия93

Чаще всего многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант (1724 — 1804). Так, И. Кант воспринимал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги, «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом — политическая власть».

Такое понимание государства сводилось, по существу, к харак­теристике политического общества,а не государства.

Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общест­ва, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопоря­док. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления.

Марксистская теория рассматривает государство исходя исклю­чительно из его классовой природы и видит его назначение в осуще­ствлении организованного насилия одного класса (экономически господствующего) над другими (эксплуатируемыми) К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя современное им буржуазное государст-

во, писали, что оно представляет собой капиталистическую машину, «идеальный совокупный капиталист». Аналогичную характери­стику давал В.И. Ленин: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении од­ному классу прочие подчиненные классы».

Встречаются дефиниции государства, которые сводятся к пе­речню его институтов, что также ведет к односторонней характери­стике анализируемого явления. Такой же односторонней будет трактовка государства как организации взаимоотношений различ­ных групп, слоев общества, индивидов.

Рассматривая государство с разных позиций — философской, исторической, социологической, юридической и проч., можно вы­делить лишь те или иные аспекты его характеристики, но невоз­можно сформулировать универсальное его понятие. Недаром пре­зидент США В. Вильсон (1856 — 1924) признавался в 1889 г., что он «безуспешно пытался найти определение государства». Фран­цузский юрист Ж. Ссель утверждал в 1943 г., что не существует четкого правового критерия государства, а есть лишь фактические характерные его признаки исторического, политического, психоло­гического и иного свойства. Поэтому можно предложить описание государства, но не определение его понятия.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.

Несмотря на разнообразие государств, существующих как ны­не, так и в различные исторические эпохи, на разном уровне их раз­вития, определенной самобытности и т.д., всем государствам при­сущи некоторые общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организа­ций общества.

К признакам государствапринято относить:

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) территориальную организацию населения;

3) государственный суверенитет;

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов госу­дарства;

5) наличие государственной казны, что связано с налогообло­жением и взиманием налогов и иных средств на содержание госу­дарственного аппарата и иные нужды государст

Названные признаки составляют политико-юридическую ха-

рактеристику государства.

Иногда среди основных признаков государства указывают еди­ный язык общения, наличие армии, а также единой системы оборо­ны и внешней политики и др. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим. Они скорее вспомогательные, дополнитель­ные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено полное равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конститу­ции Японии 1947 г. этому государству запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Пана­ме запрещено иметь армию «на вечные времена». Таким образом, отсутствие армии в этих странах не дает оснований для непризна­ния их государствами.

Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обо­роны и внешней политики. Ряд государств, как известно, конститу­ционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме ого, единая система обороны и внешней полити­ки нередко создается в результате международно-правового объе­динения государств в различные сообщества.

Раскроем содержание каждого из перечисленных выше основ­ных признаков государства.

Публичная политическая власть— один из главных призна­ков государства. Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выжива­нию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.

Выступая в роли арбитра между различными слоями, группа­ми, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложе­но исполнение властных полномочий — на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, кото­рые выполняют публичные функции.

Государственная власть осуществляется комплексом учрежде­ний, специальных служб, органов, которые образуют государствен­ный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:

а) специально создается для управления обществом;

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;

г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государ­ственном аппарате служит профессией.

Итак, государство — это прежде всего политическая организа­ция,объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать пра­вопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занима­ет возможность применять принуждение. Для этого государство об­ладает специальными учреждениями — армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на закон­ном основании) использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.

Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть пер­вична, т.е. государство приобретает свою силу в условиях общест­венного развития, тех процессов, которые происходят по мере об­разования государственной формы организации общества.

Территориальная организациягосударства отличается от тер­ритории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы.Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пре­делы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Од­новременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Следовательно, территори­альные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную террито­риальную организацию населения, в разделение его по администра­тивно-территориальному признаку.

Но не только население разделяется по территориальному при­знаку, но и сама государственная власть организуется на базе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.

Государственный суверенитетозначает верховенство госу­дарственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в уста­новлении режима жизни общества в пределах своей территории, и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

В юридической литературе принято выделять два главных свойства суверенитета: верховенство и независимость.

Верховенствопредполагает полноту власти государства на сво­ей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство: а) распространяет свою власть на всю территорию страны; б) опре­деляет весь строй правовых отношений; в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; г) регламентирует пра­ва, свободы и обязанности личности; д) регулирует компетенцию го­сударственных органов и полномочия должностных лиц и т. д.

Верховенство, однако, не означает неограниченности государ­ственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.

Независимостьгосударственной власти означает ее самостоя­тельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не явля­ется абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое го­сударство испытывает воздействие норм и принципов междуна­родного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничиваетсянеобходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательства­ми государств по международным договорам. Иначе говоря, лю­бое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. Но в то же время оно связано добровольно подписанны­ми им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государ­стваопределяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т.е. правом принимать, изменять или от­менять юридические нормы, которые распространяют свое дейст­вие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Нормативные правовые и другие юридические акты (например, решения судов, административных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государ­ственная власть вводится в определенные рамки, ей придается

законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компе­тенции, приемы и способы деятельности. Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объедине­ний граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения.

Государственная власть проявляет себя прежде всего посредст­вом нормативного правового регулирования общественных отноше­ний. Юридическими актами устанавливаются правовые связи меж­ду государством и членами общества, между разными элементами общества, т.е. оформляется его правовая организация.

Государственная казнасоставляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, раз­витие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности обще­ства невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуют на­логообложением и взиманием налогов. Однако налоги — только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. По­нятие же государственной казны значительно шире и включает в се­бя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, цен­ные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др.

Содержание общих признаков государства по мере развития го­сударственно организованного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков ос­тается неизменным.

С учетом перечисленных признаков государство можно опреде­лить как властно-политическую организацию общества, обладаю­щую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавли­вающую правовой порядок на определенной территории.

В учебной литературе приводятся и другие дефиниции. Напри­мер, государство — это политическая организация общества, обес­печивающая его единство и целостность, осуществляющая посред­ством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязатель­ное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок (проф. В.М. Корельский). Другое определение: «Государство — это организация политической власти, необходи­мая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества» (проф. М.И. Байтин).

Государство — это суверенная политико-террито­риальная организация публичной власти определенных социальных сил (классов, групп, всего народа), обла­дающая аппаратом управления и принуждения, дела­ющая свои веления общеобязательными и решающая как классовые, так и общесоциальные задачи.

Государство отличает ряд признаков, присущих ему как особой организации политической власти. По срав­нению с первобытнообщинным строем, государство является организацией территориальной, т. е. его ха­рактеризует деление населения по территориальным единицам, организованным местам жительства людей. Состоявшееся разделение труда, появление некоторой его специализации (земледелие, скотоводство, ремес­ленничество, торговля) объективно нарушало кровно­родственные связи людей. Более необходимыми, более выгодными стали территориальные единицы, на кото­рых могли селиться и жить ремесленники, мастера,

торговцы, где можно было строить жилища, защищать­ся от врагов и т. д. Такая территориальная организа­ция разорвала родоплеменную общину. Этой органи­зацией и стало государство, которое управляло уже не просто территорией (территория была и до появления государства), а территориальными образованиями, создавая в них органы власти и управления, подчиняя их центральной власти. Так складывалась субордина­ция государственной системы органов власти, которая существует до сих пор.

Следующим важным признаком государства явля­ется наличие публичной власти. Для того чтобы осуще­ствлять управление, руководство, подчинение, нужны специальные органы власти, защищающие и охраняю­щие интересы властвующих. И такие органы были со­зданы — это армия (вооруженные отряды людей), поли­ция, суды и т. п. Эти органы власти и входящие в них чиновники, солдаты, полицейские, судьи (лица, наделен­ные властными функциями, т. е. полномочиями управ­лять, приказывать, требовать, проводить в жизнь указа­ния вышестоящих начальников и т. д.) представляют выделенную из общества, стоящую как бы над ним, публичную власть. Наличие такой власти является при­знаком, характеризующим государство как полити­ческую организацию власти; государство становится инструментом, с помощью которого осуществляется гос­подство одного класса, одной властвующей группы над всеми слоями населения (а не только одного класса над другим, как было принято считать согласно марксистс­ко-ленинской теории происхождения государства).

Совершенно объективно рассмотренный выше признак государства обусловливает следующий — сбор налогов. Чиновники, полицейские, солдаты и т. д. не участвуют в производительном труде, не создают ма­териальных благ. Они охраняют интересы сил, сто­ящих на вершине власти, добиваются соблюдения тре­буемого порядка, подчинения властям всех подданных и т. д. Для содержания этой многочисленной рати не­обходимы средства, которые можно получить в основ­ном за счет налогов, устанавливаемых государственной властью в стране и с непреклонной настойчивостью собираемых с населения с помощью тех же чиновников, полицейских, судей, налоговых сборщиков. С раз­витием производства казна государства частично по­полнялась за счет прибавочного продукта; а в резуль­тате войн бюджет завоевателей пополнялся за счет ограбления завоеванных народов. Эти средства также, помимо обогащения господствующих, властвующих сил, шли на содержание органов власти.

Современные государства имеют более широкие возможности для получения средств на содержание аппарата власти. Это и доходы от государственной собственности, и займы, и сборы за разрешение зани­маться определенным видом деятельности. Однако тем общим, что роднит их с первыми исторически сложив­шимися государствами, является содержание органов власти за счет средств населения.

Суверенитет — признак государства, означающий его независимость, полноту власти внутри страны, а также самостоятельность во внешних отношениях с другими государствами. Суверенитет позволяет госу­дарству выступать от имени народа в межгосударствен­ных отношениях, представлять страну в делах мирово­го сообщества.

«Суверенитет» — термин, берущий свое начало от слова «суверен» (властелин), означающий независи­мость от каких-либо сил и обстоятельств. Признание суверенитета верховной власти сыграло в свое время положительную роль в объединении государств, в их сплочении, преодолении феодальной раздробленности, укреплении мира внутри государств. Итальянский политик и историк Н. Макиавелли трактовал сувере­нитет как всевластие, абсолютную, никем не ограни­ченную волю государя. Ж. Боден определял суверени­тет как высшую, абсолютную и постоянную власть над гражданами и подданными в политическом сообществе.

В современных условиях прогресса в развитии государств и межгосударственных отношениях, свя­занных с созданием органов мирового сообщества (ООН, Совет Европы, Европейский союз, СНГ и др.) и добровольным вступлением государств в эти органы, понятие суверенитета претерпевает определенные из-

Мменения. При сохранении самостоятельности и неза­висимости во внутренних и внешних делах страны —

участницы перечисленных международных органов добровольно признают их верховенство по отдельным вопросам внутренней жизни и международных отно­шений: правам человека, экологии, безопасности и т. п. По существу, это воплощение идей ограничен­ного суверенитета, однако на новой, демократической, разумной основе.

Согласно международным договорам, конвенциям и соглашениям, органы мирового сообщества могут проверять состояние дел по отдельным вопросам внут­ри государств — членов этих сообществ. Государства представляют отчеты о своей деятельности, требуемую информацию, обязаны выполнять предписания этих органов. Например, согласно Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или уни­жающего достоинство обращения или наказания, каж­дая страна «разрешает посещения любого места в пределах своей юрисдикции, где содержатся лица, ли­шенные свободы органами государственной власти» (ст. 2). Комитет уведомляет правительство заинтересо­ванной стороны о своем намерении совершать посеще­ние. После этого «он вправе в любое время совершать посещение любого места», где содержатся осужденные (ст. 8). О добровольном ограничении своего суверени­тета Российской Федерацией свидетельствует ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в которой говорится, что «если меж­дународным договором Российской Федерации установ­лены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора».

К числу важных признаков государства относится возможность издавать законы. Государство — един­ственная политическая организация, обладающая пра­вом, способностью и возможностью издавать правовые акты — обязательные для всех граждан веления, а так­же требовать и обеспечивать их исполнение. Ни силь­ная политическая партия, ни общенациональное мас­совое движение не могут и не способны это сделать, поскольку не обладают необходимыми атрибутами вла­сти, а именно: соответствующими законодательными, исполнительными, правоохранительными органами. Деятельность по изданию законов — это исключитель­ная прерогатива государства. Причем не только законов в буквальном смысле этого слова, но и любых правовых актов общеобязательного характера, за не­исполнение которых к виновным могут быть примене­ны меры государственного принуждения.

Способность принуждать, применять принужде­ние, иметь для этого специальные правоохранитель­ные органы некоторые авторы также считают призна­ками государства102.

В числе признаков государства в некоторых рабо­тах называют и его неразрывную связь с правом. Дей­ствительно, трудно найти примеры, когда государство могло существовать и функционировать без права, а право — без государства103. Государство в принципе не может вне и помимо права осуществлять свою де­ятельность. Посредством права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, принципы их взаимодействия. Право обеспечивает рациональное строение структуры государства104.

На тесную связь права и государства, их взаимо­обусловленность в юридической литературе указыва­лось и ранее, но эта связь не квалифицировалась в качестве основного признака государства.

«Поскольку право стало необходимым, — писал М.А. Аржанов, — оно выступает по отношению к госу­дарству как объективное общественное явление, кото­рое оказывает воздействие на построение и деятель­ность государства»105.

Государство не имеет другого, кроме права, сред­ства, чтобы определить статус своих органов, должно­стных лиц, закрепить организацию их деятельности, установить их систему, оформить территориальную организацию населения, успешно осуществить свои функции, облекать общественные отношения в наибо­лее контролируемую правовую форму, воздействовать

на эти отношения106. Тем не менее следует признать, что создание права, правотворчество, наличие прав — это важнейший признак государства. Именно наличие права влечет за собой правотворческую, правоиспол-нительную и правоохранительную деятельность госу­дарства, а также, и не в последнюю очередь, разделе­ние властей в государстве.

Нельзя согласиться с утверждениями, низводящи­ми роль государства в создании и обеспечении права до минимума. Так, Ф.Д. Корнилов писал, что в отноше­нии правообразования государство «выполняет скром­ную роль регистратора, статистически отмечающего появление каждого нового правового факта и кладу­щего на него печать официального признания»107. Из­вестный французский юрист Л. Дюги считал, что пра­во направляет деятельность государства, является чуть ли не его основой. «Государство, — писал он, — есть не что иное, как сила, отданная на служение праву»108. Даже признавая идею правового государства, ратуя за его построение, нельзя признать подобное утвержде­ние бесспорным, ибо в нем отсутствует должный ба­ланс в оценке реального взаимоотношения государства и права.

Наши рекомендации