Личные (гражданские) права и свободы
Личные права (в международной терминологии они называются гражданскими правами) — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена политического сообщества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение самого индивида и не может быть объектом притязаний государства [3].
На первоначальных этапах возникновения гражданских прав таковые призваны были ограждать человека от незаконного вторжения государства в сферу его личной свободы. Поэтому акцент в нормативно-правовых актах делался на установлении запретов, оберегающих частную жизнь граждан от произвольных попыток ее ущемления, в том числе и со стороны государства. Однако в дальнейшем понадобились активные действия именно государства по реализации личных прав и свобод граждан. В связи с этим в законодательстве акцент сместился в сторону разработки мер, обеспечивающих гражданские права и свободы. Такая позиция практически повсеместно утверждается во второй половине XX в.
В Конституции Республики Беларусь гражданские права прописаны в полном соответствии с международными стандартами Организации Объединенных Наций, заложенными во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, других международно-правовых документах. Провозглашение в Конституции личных прав и свобод граждан Беларуси в обязательном порядке сопровождается указаниями способов и механизмов их практической реализации. По существу, этот блок прав охватывает фундаментальные свободы личности, выражая гуманистические принципы организации жизнедеятельности белорусского общества.
Право на жизнь есть первооснова всех других прав й свобод человека. Жизнь представляет собой абсолютную ценность, поскольку все остальные права человека утрачивают смысл и значение в случае прекращения его жизни. Право на жизнь провозглашается статьей 24 Конституции Республики Беларусь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Право на жизнь выступает и как ограничитель смертной казни. В нашей стране смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда. На референдуме 24 ноября 1996 г. лишь 17,93% его участников высказалось за отмену смертной казни. Однако голосование по данному вопросу не имело обязательной силы и потому законодатель в перспективе вправе принять решение об отказе от такой меры наказания.
Право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности. В статье 25 Конституции указывается, что ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста. Специально оговаривается, что никто не должен подвергаться пыткам, жесткому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам. В статье 26 Конституции устанавливается норма, согласно которой никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законе порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность. В статье 27 содержится положение о том, что никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких и родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
Право на личную жизнь означает возможность человека самостоятельно определять свои поступки, располагать собой и своим временем по собственному усмотрению. Статья 28 Конституции Республики Беларусь закрепляет права гражданина на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательств на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.
Право создавать семью. В соответствии со статьей 32 Конституции, женщина или мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступать в брак и создавать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о ' родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь. Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.
Право на неприкосновенность жилища означает, что никто не может без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц. Согласно статье 29 Конституции Республики Беларусь гражданам гарантируется неприкосновенность жилища и иных их законных владений. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли. Нарушение этого права (незаконный обыск, незаконное выселение, вселение и переселение и т.п.) влечет за собой предусмотренную законом ответственность. Неприкосновенность жилища есть, в сущности, одна из гарантий права человека на личную (частную) жизнь.
Право на свободу передвижения и выбор места жительства закреплено в статье 30 Конституции Республики Беларусь. Это право является существенным элементом свободы самоопределения личности, условием профессионального и духовного развития человека, его достойной жизни. Конституция нашего государства закрепляет право граждан свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах своей страны, покидать ее и возвращаться обратно. После принятия Конституции наше государство принимает последовательные меры по реальному обеспечению данной правовой нормы.
Право самостоятельно определять свое отношение к религии закреплено в 31 статье Конституции Республики Беларусь. По существу, данное право тождественно свободе совести в ее узком понимании как свободы в области религии. Хотя в нашей Конституции понятие «свобода совести» не употребляется, в ней закреплена его суть. Согласно упомянутой статье Конституции каждый вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.
Право сохранять национальную принадлежность и пользоваться родным языком. Здесь уместно будет напомнить, что белорусскую нацию, понимаемую как политическое сообщество людей, составляют все граждане Республики Беларусь независимо от этнической принадлежности того или иного человека, свидетельством чего является паспорт гражданина Республики Беларусь. Статья 50 Конституции, в сущности, устанавливает право принадлежности к той или иной нации, понимаемой как этнокультурной общности людей. Именно так можно истолковать данное положение, поскольку белорусское гражданство индивид получает по факту своего рождения либо приобретает по собственной воле в предусмотренном законом порядке. Указанная статья устанавливает также право граждан Республики Беларусь пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка, воспитания и обучения.
Право на судебную защиту. Согласно статье 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе изыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и возмещение морального вреда.
Право на юридическую помощь предусматривается статьей 62 Конституции. Государство гарантирует гражданам возможность для осуществления защиты своих прав и свобод пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.
Право на защиту международных организаций установлено статьей 61 Конституции. Каждый гражданин в праве в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. К этим средствам относятся рассмотрение споров в судах либо в административных органах. Важнейшим международным учреждением в области защиты прав человека является Европейский суд по правам человека. Этот юрисдикционный орган учрежден Советом Европы и действует в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Вступление Республики Беларусь в Совет Европы в качестве его полноправного члена будет способствовать защите прав и свобод граждан нашего государства, используя международные средства.