Россия в 1992-2004 гг. Экономика и общество

В результате кардинальных социально-политических преобразований августа 1991 г. Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего СССР вступила на путь самостоятельного существования. Перед руководством страны встала задача проведения экономических реформ. Пришедшие к власти радикальные реформаторы придерживались концепции свободных рыночных отношений, считая, что свободный рынок преобразует экономику России. Экономическая свобода рассматривалась как основа политической демократии: реформаторы полагали, что народ под влиянием рынка должен оформиться в средний класс.

В правительственной программе углубления реформ (1992 г.) приоритет в государственной политике отдавался изменению отношений собственности. В программу реформ вошли следующие мероприятия правительства России: 1) введение свободных цен; 2) либерализация торговли; 3) широкая приватизация государственных предприятий, жилья. Политика приватизации занимала центральное место в процессе изменения отношений собственности. Программа первого российского правительства ставила следующие ключевые цели: формирование широкого слоя частных собственников и повышение эффективности производства; в лице новых собственников создание мощной социальной базы рыночной экономики и демократического общества. Практически Россия сделала ставку на монетаристские методы перехода к рынку, которые были связаны с решительным отказом от государственного контроля над экономикой в пользу рыночного саморегулирования.

Однако уже первые результаты реформ оказались плачевными. Драматические последствия имел отпуск цен. Идеологи реформ полагали, что цены вырастут в 3 раза, однако они выросли в 10-12 раз. Рост зарплаты и пенсий не успевал за ростом цен. В итоге большинство населения оказалось за чертой бедности. Обесценились сберегательные вклады. Не оправдались надежды правительства на широкомасштабную валютную помощь Запада.

Продолжение политики «шоковой терапии» в условиях обнищания населения, разорения предприятий легкой и оборонной промышленности, сельскохозяйственного комплекса привело к формированию массового недовольства курсом реформ исполнительной власти. Такие реформы встретили широкую оппозицию в Верховном Совете. Наметился серьезный конфликт между законодательной и исполнительной властью. VII съезд народных депутатов (1992 г.) потребовал отставки правительства премьера Е. Гайдара. Новым премьер-министром стал В. Черномырдин, который возглавлял правительство 6 лет. Кадровые перемены в правительстве не отразились на характере предпринимаемых им реформ. Более быстрыми темпами осуществлялась приватизация мелких и крупных предприятий (более 70% из них к концу 1994 г. были акционированы). Позитивные результаты деятельности правительства были невелики: рост реальных доходов населения оказался незначительным, стремительно происходила поляризация россиян по материальному положению, уровню доходов. Углубление экономического кризиса привело к обострению двух ветвей власти: весной 1993 г. в стране сложилось двоевластие. Ельцин объявил об «особом порядке» управления страной и назначил всенародный референдум о доверии президенту и его проекту конституции. В свою очередь, IX съезд народных депутатов попытался отрешить президента от власти. Результаты референдума были оценены обеими сторонами как победа, что не позволило достигнуть желаемой политической стабилизации.

Апогеем противостояния правительства и парламента стала осень 1993 г. 21 сентября Ельцин объявил о прекращении полномочий съезда народных депутатов и Верховного Совета. Согласно документу указанные представительные органы распускались, а вместо них создавался новый профессиональный парламент, состоящий из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Верховный Совет отказался подчиниться указу президента и квалифицировал его действия как антиконституционные, приведя к присяге в качестве главы государства вице-президента А. Руцкого. Б. Ельцин, контролируя силовые ведомства, блокировал деятельность парламента и здание, где он заседал. Президентские войска вынудили Верховный Совет капитулировать, руководители сопротивления были арестованы. К концу 1993 г. ликвидируется система Советов народных депутатов. 12 декабря 1993 г. была принята новая конституция, наделявшая широкими полномочиями президента (назначать главу правительства, распускать Госдуму и объявлять новые выборы).

Период 1994 - 1996 гг. ознаменовался дальнейшим ухудшением экономического положения страны. Финансовой стабилизации так и не произошло (крах финансовых пирамид типа МММ, «черный вторник» 11 октября 1994 г., когда резко повысился курс доллара США). Экономическая политика в этот период ориентировалась в основном на экспорт энергоносителей. Правительству никак не удавалось создать стабильную финансовую политику, вовремя платить зарплату бюджетникам. Неудачные военные действия в Чечне, террористические акции в Буденовске и Кизляре способствовали усилению оппозиции, что показали выборы в Госдуму 1995г. С большим трудом Ельцину удалось переизбраться президентом на второй срок благодаря поддержке А. Лебедя.

За период с 1997 по 2002 гг. сменилось несколько премьер-министров: Б. Немцов, С. Кириенко, Е. Примаков, С. Степашин, после которого исполняющим обязанности главы кабинета министров стал В.В. Путин. После избрания В. Путина президентом правительство возглавил М. Касьянов. Была разработана экономическая программа, направленная на достижение устойчивого и динамичного развития экономики, повышение ее конкурентоспособности посредством проведения либеральных реформ; структурную перестройку народного хозяйства, сокращение государственных расходов.

Наши рекомендации