Билет №27.1. Власть и социальные нормы в первобытном обществе.2. Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно правовая, социологическая и др.)
Историю развития человечества можно разделить на две большие исторические эпохи — эпоху догосударственного общества, когда не было ни государства, ни права, и эпоху государственной организации общества, когда появились государство и право, ставшие его неизменным атрибутом, повлиявшим самым серьезным образом на темпы развития человеческого общества, формы и способы взаимоотношений людей внутри общества.
Исторически подтверждаемый факт — государство появилось примерно 5 — 6 тыс. лет тому назад (человек как разумное существо появился примерно 40 тыс. лёг назад).
Государству как особой, специфической организации общества предшествовал первобытнообщинный строй, который Ф. Энгельс назвал «детством человеческого рода». Первобытнообщинная организация жизни людей — это догосударственная организация, в которой не было частной собственности, а была общественная собственность на средства добычи, пропитания и результаты этой добычи (охоты, ловли рыбы, сбора ягод и т. д.).
В этом обществе все трудились сообща и сообща делили добытые продукты питания. Тогда все были равны по отношению к орудиям труда и по отношению друг к другу.
Люди в тех условиях были вынуждены жить и трудиться коллективно, вместе, так как невозможно было существовать в одиночку — бить зверя, ловить рыбу с примитивными инструментами — палкой, камнем и т. п.
К. Маркс отмечал: «Первобытный тип коллективного производства был результатом слабости отдельной личности»44.
В первобытном обществе была власть. Однако это особая власть. Это власть авторитета, старейшины, вожака рода, который был первым среди равных. Люди сами избирали его в качестве старейшины за^его опыт, силу, храбрость и т. п. Он вместе со своими соплеменниками ходил на охоту, рыбную ловлю, участвовал в изготовлении орудий труда. В первобытном обществе
власть носила общественный характер и осуществлялась всеми членами рода. Там было общественное самоуправление. Органами власти являлись собрания, старейшины, вожди. Управление делами рода носило коллективный характер. Власть в первобытном обществе — это власть рода в целом, а не власть отдельных членов рода. Даже вождь — это представитель рода.
Главным институтом власти в родовой общине было родовое собрание, на котором решались основные вопросы жизни общины. Решения собрания были обязательными для всех. Родовое собрание избирало вождя (старейшину) рода, военачальника. Они осуществляли исполнительную власть, т. е. исполняли решения собрания. Важнейшая функция старейшины — организация жизни рода, руководство повседневной, хозяйственной и общественной жизнью рода, решение возникающих споров внутри рода и других текущих дел. Должность старейшины имела общественный характер, он, равно как и другие сородичи, участвовал в общественном производстве. И лишь на этапе разложения родового строя эта должность возвышает старейшину, выделяет его из общих рядов рядом льгот и полномочий. В процессе развития первобытного строя его отдельные роды объединяются во фратрии, а те — в племена и, соответственно, возникает круг вопросов, общих для всех соседствующих общин. Тогда возникает такой коллегиальный орган управления первобытного общества, как совет старейшин. Совет старейшин разрешал наиболее важные вопросы жизнедеятельности: споры между родами, согласование действий семей общины в осуществлении общественных работ и др. Совет старейшин племен (куда входили старейшины, вожди объединившихся племен) избирал вождя племени и других должностных лиц. Совет вождей объединившихся племен избирал вождя союза племен, военачальника и других должностных лиц.
Власть в первобытном обществе осуществлялась также жрецами (колдуны, шаманы, священники, знахари). Они выполняли своего рода идеологическую функцию, влияли на психику, сознание первобытных людей, являлись хранителями и блюстителями обычаев общины. Таким образом, в первобытном обществе существовало уважение, власть авторитета, которой пользовались старейшины рода. Но нигде не было особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими (т. е. полиции, суда, администрации). Нет управляющих, нет судей, нет полицейских, нет чиновников.
Люди в первобытном строе размещались не по административно-территориальному принципу, не по национально-территориальному принципу, а по родам. Т. е. по степени родства, по кровнородственному пршщилу. Там все были равны. Род не был политической организацией, а общественной. Власть старейшин имела моральный характер. В это время принуждение осуществлялось не в интересах какого-либо класса и не преследовало никаких политических целей. Оно носило моральный характер и осуществлялось всем обществом (родом), например, нарушитель изгонялся из рода и никто не оказывал ему никакой помощи. В тех условиях это означало гибель.
В первобытном обществе не было специального аппарата, особого разряда людей, задачей которых являлась охрана установленного порядка. Любой полицейский современного государства, — писал Ф. Энгельс, — может позавидовать тому, как охотно люди исполняли все правила, указания старейшин.
В первобытных обществах регулирование поведения осуществлялось разнообразными нормами. Это ритуалы, обряды, мифы, традиции, обычаи, религиозные нормы и т. д.
Первым видом норм были ритуалы — форма символического внешнего поведения, действия сигнально-знакового характера. Они использовались уже тогда, когда человечество еще не овладело речью. Ритуал — это церемония, демонстративное действие, порядок выполнения определенных действий в определенной форме. Цель ритуала — внушить определенные чувства, побудить человека совершить определенные действия.
Обряды. Если ритуалы позволяли выразить довольно примитивные эмоции (страх, гнев, и др.), то обряды —
более тонкие регуляторы45. Через обряды выражались радость, жалость, память об умершем и т. д. У многих народов существовал обряд инициации (посвящения). Он применялся при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя. Многим народам были известны свадебные обряды, обряды захоронения. У разных народов они применялись по-разному, но всегда отражали радость или печаль.
Мифы считаются одной из важнейших форм социального регулирования. Главное в мифах — их нормативная, предписывающая часть, которая основывалась на опыте человечества и доводила его до каждого члена первобытного общества. Наряду с обрядами и ритуалами, мифы играли основную роль: в них закреплялись способы изготовления орудий, сведения о географически значимых местах, о нормах семейно-брачных отношений, половые, пищевые и возрастные табу. В мифах соединялись и подлинные знания, и художественные образы, и нравственные предписания, и религиозные представления.
Обычай — правило поведения, складывающееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее правилом в результате многократного повторения. Обычай регулирует отношения очень длительное время. В настоящее время принято делить обычаи на положительные и негативные. В первобытном обществе все обычаи считались правильными и необходимыми. Например, обычай кровной мести. Поскольку род ставил всех сородичей под защиту, то обычай кровной мести осуществлялся всеми членами обиженного рода в отношении членов рода, к которому принадлежал обидчик.
В нормах первобытного строя еще не было разделения на права и обязанности. Они преимущественно исполнялись добровольно. Санкции существовали в виде общественного порицания, укора и жестких (жестоких) наказаний, нанесения телесного повреждения, смертной казни.
По способу выражения социальные нормы того периода можно разделить на три вида: запрет дозволения и обязывания. Запреты — недопустимость совершать те или иные поступки, например, заключать браки между кровными родственниками. Люди очень давно догадались о вреде кровнородственных связей и запрещали их под страхом тягчайших наказаний. Запреты инцестов (кровнородственных браков) «работали» на нормальное воспроизводство общин, кланов, других групп.
Запрещалось нарушение разделения функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; убийство; телесные повреждения; каннибализм; кровосмешение; колдовство (им могли заниматься лишь специальные люди — колдуны); похищение женщин и детей; применение оружия на стоянках; воровство; систематическая ложь; нарушение супружеской верности и т. п.
Дозволения (разрешения), определяя поведение человека или объединений людей в присваивающей экономике, указывали, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов, выкапывания корней, на пользование той или иной территорией, источниками воды, на допустимость добрачных половых связей (в некоторых обществах) и т. д.
Дозволялось охотиться и собирать пищу на отведенных участках, отдавать для распределения среди членов общины и для подарков членам других общин туши больших животных, распределять туши самим добытчикам согласно установленному порядку, участвовать в коллективных акциях мщения за вред, причиненный члену общины.
Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения. Однако все эти способы регулирования не были направлены на изменение природных условий, на выделение человека из природы, а обеспечивали лишь наиболее эффективные формы присвоения продуктов природы рофессор А.Б. Вен
читал, что правила (нормы) поведения в доклассовом обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Они, по выражению известного историка первобытности и этнографа А.И. Першица, имеют характер «мононорм», т. е. единых, еще нёрасчлененных специфических норм первобытного общества. Эти «мононормы» отличаются от права, которое как иное состояние регулятивной системы появляется лишь на следующем этапе развития общества, в его классовой, государственной организационной форме. Отличаются они и от морали. В частности, их исполнение обеспечивается не только общественным порицанием, что характерно для морали, но и наказанием на основе твердо фиксированных санкций.
Данную позицию подвергает сомнению профессор Т.В;_Кашанина. Она считает, что идея о «мононормах»— скорее фантазия ученых, нежели реальность. Жизнь людей и в тот далекий период регулировалась различными социальными нормами (обряды, ритуалы, мифы, обычаи), хотя многие из них не получили еще своего целостного развития.
«Мононормами» их можно считать, но на другом основании. Все правила раннего человеческого общества были едины для всех его субъектов, поскольку это общество было едино, оно не было дифференцировано, оно не имело социального расслоения.
С появлением социальной дифференциации в обществе исчезают и «мононормы». За убийство господина следовало более суровое наказание, чем за убийство раба47. Как видим, единой нормы («мононормы»), одинаковой для всех нет, она исчезла, поскольку общество стало разнородным.
Профессор Г.В. Мальцев считает, что «мононормы» — не исчезнувшее явление первобытной культуры, а вполне реальный современный феномен. Для конкретного человека императивы типа «не убий», «не укради», «не лги».
2. Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно правовая, социологическая и др.) При нормативномподходе (его иногда называют этатистским от франц. слова «Etat» — государство) право рассматривается как система регулирующих человеческое поведение правил,исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонима-ние основывается на теории позитивногоправа, отождествляющего право и закон.Государственная власть является источником права. Человек имеет права в силу их закрепления в актах государства, а не в силу своей природы. Следовательно, только нормы законов выступают истинным правом.
Достоинство этого подхода видится в том, что он:
1) фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения;
2) указывает на прямую связь права и государства, его общеобязательность ;
3) подчеркивает, что право обладает формальной определенностью, что находит выражение в нормативных правовых актах, в частности в законах;
4) право всегда есть принудительный порядок, установленный государством;
5) право — это волевой акт государства. Но нормативный подход к пониманию права имеет и недостатки:
а) признается правом только то, что исходит от государства, и отрицаются естественные неотъемлемые права человека;
б) подчеркивается роль субъективного фактора в формировании права, т.е. создается иллюзия, будто принятие закона достаточно для решения любых социальных проблем;
в) не раскрывает действие права, его движущие силы, регулятивные свойства, в том числе его связь с общественными отношениями. Иначе говоря, не раскрывается право «в действии».
г) право отождествляется с формой его выражения и воплощения — законодательством.